ТЕМА: СПОР О СЧАСТЬЕ В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Цели:
Определить понятие счастья для героев поэмы;
Обозначить авторскую позицию по данной проблеме;
Поразмыслить над современным пониманием счастья
Задачи:
Образовательные:
• учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными;
• получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме
Воспитательные:
• прививать уважительное отношение к человеку, его мнению;
• воспитывать внимательного читателя и слушателя
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся;
• применять знания на практике
Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению
Оборудование: тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование, презентация по теме, плакаты
Методическая цель: показать формы работы по формированию коммуникативной компетенции через диалог
Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.
Эпиграф:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями…
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Хочу наш урок начать словами Н.А.Некрасова:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слёзы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула муза мне, - пора идти вперёд:
Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»
Итак, вспомним содержание поэмы.
- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?
- Ищут ответ на вопрос.
- Какого человека ищут?
- Счастливого.
Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).
. Определение проблемы учащимися.
- Какую проблему поднимает автор?
- Одна из главных проблем, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. («Кому на Руси жить хорошо» – итог раздумий поэта о судьбе народа, о путях, которые ведут к его счастью).
В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.
Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).
Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».
Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
III. Работа по теме урока (с использованием презентации)
- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.
Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.
Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?
Сообщения групп. Понимание счастья разными героями поэмы:
Поп.
«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…
Помещик Оболт-Оболдуев
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!
Матрёна Тимофеевна
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
------------------------------
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице…
---------------------------------
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Глава «Счастливые»
• Дьячок уволенный.
• Рябая, одноглазая старуха.
• Солдат с медалями.
• Каменотёс с тяжёлым молотом.
• Мужик с одышкою.
• Дворовый графа Переметьева.
• Крестьянин-белорус.
• Мужик со скулой свороченной.
• Оборванные нищие.
Ермила Гирин
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Счастье для 7 мужиков
… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!...
Авторское понимание счастья:
Я видел красный день: в России нет раба!
И слёзы сладкие я пролил в умиленье…
Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.
Гриша Добросклонов
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
--------------------------------------------------------------
…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.
Глава поэмы | Герой главы | В чем счастье |
Поп | поп | «Покой, почет, богатство» |
Помещик | Оболт-Оболдуев | «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью |
Счастливые | мужики | «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» |
| Ермил Гирин | доверие людей, совестливость |
Крестьянка | Савелий | «клейменый, да не раб» |
| Матрена Корчагина | «Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого» |
Доброе время… | Гриша Добросклонов | «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни |
Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).
Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – чтение цитат вслух учащимися (оформление на доске).
Прослушивание размышлений учащихся в группах по поводу высказываний.
Высказывания учащихся:
Но счастье – это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.
Счастливый человек – радостен, беззаботен, свободен…
Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.
Счастье – понятие субъективное, для меня лично счастье – это исполнение желаний.
Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.
Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний – мечта любого. Но человек – такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.
Главное – стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.
В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.
Вывод учащихся после размышлений.
- Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.
IV. Итог урока
Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье»
Что же такое счастье? Одни говорят:- Это страсти: Карты, вино, увлеченья — Все острые ощущенья. Другие верят, что счастье — В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. | Третьи считают, что счастье — Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвертых, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. | Еще есть такое мнение, Что счастье — это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека! |
Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье – это, прежде всего, состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
Значение эпопеи в самой постановке вопроса: «Кому на Руси жить хорошо». Не решение проблемы, а указание на неё. Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж Бог знает». «Мы не врачи, мы боль», - говорил Герцен. Поставленный им вопрос важнее самого однозначного ответа.
Это не бытовая повесть в стихах, а своеобразная философия народной жизни, хотя и быт представлен.
«Кому на Руси жить хорошо» писалось в одну из переломных эпох нашей истории: отмена крепостного права, экономические реформы, потрясение основ (пока еще только потрясение!), брожение в умах. Изменения - то коренные, то внешние - происходили у всех на глазах, от планов и надежд, реальных и несбыточных, кружились головы. Волновалась, бурлила литература.
Сами по себе названия романов, написанных писателями-«шестидесятниками», характеризуют эту бурную эпоху и насущные ее проблемы: «что делать?» (Чернышевский); наступает «трудное время» (Слепцов); теряют общий язык «отцы и дети» (Тургенев); скрыться «некуда» (Лесков); русская жизнь словно «взбаламученное море», хоть бы уцелеть «в водовороте» событий (Писемский); интеллигенцию сбивают с пути «бесы» политического авантюризма (Достоевский). Здесь и вопросы по существу, на которые должно дать ответ содержание книги, и тревожные сигналы, и смятение, испуг. Кому же в самом деле на Руси жить хорошо?
Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.
V. Домашнее задание
Подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из художественных произведений
VI. Рефлексия
- Разговор о счастье на уроках литературы ведется с младших классов.
- В каких произведениях речь шла о счастье?
(учащиеся вспоминают)
Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица».
- В чем счастье? Где эта птица счастья?
(Ответы учащихся)
- А в феерии «Алые паруса» А.Грина?
(Ответы учащихся)
Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья для себя.
Выступление групп о символах или формулах счастья (рисунки учащихся)
VII. Литература
Гамула, Н.В. «Проблема счастья» на примере поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Урок литературы, 10 класс / Н.В. Гамула, О.В. Тиц // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Иштуганова, А. О. Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" //nsportal.ru.
Торопчина, Л.В. Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Текст: готовимся к сочинению/ Л.В. Торопчина// Литература-Первое сентября.-2004.-№18.- С.19-23.