СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Спор о счастье в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение как подготовка к сочинению-размышлению. Методическая цель: показать формы работы по формированию коммуникативной компетенции через диалог. Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Спор о счастье в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

ТЕМА: СПОР О СЧАСТЬЕ В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»


Цели:

  • Определить понятие счастья для героев поэмы;

  • Обозначить авторскую позицию по данной проблеме;

  • Поразмыслить над современным пониманием счастья

Задачи:

Образовательные:

• учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными;

• получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме

Воспитательные:

• прививать уважительное отношение к человеку, его мнению;

• воспитывать внимательного читателя и слушателя

Развивающие:

• развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся;

• применять знания на практике

Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению

Оборудование: тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование, презентация по теме, плакаты

Методическая цель: показать формы работы по формированию коммуникативной компетенции через диалог

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.

Эпиграф:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Хочу наш урок начать словами Н.А.Некрасова:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула муза мне, - пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»


Итак, вспомним содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).

. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных проблем, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. («Кому на Руси жить хорошо» – итог раздумий поэта о судьбе народа, о путях, которые ведут к его счастью).

В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

  Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».

Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


III. Работа по теме урока (с использованием презентации)

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Сообщения групп. Понимание счастья разными героями поэмы:

Поп.

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так…

Помещик Оболт-Оболдуев

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон - моё желание!

Кулак – моя полиция!

Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

------------------------------

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

---------------------------------

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Глава «Счастливые»

• Дьячок уволенный.

• Рябая, одноглазая старуха.

• Солдат с медалями.

• Каменотёс с тяжёлым молотом.

• Мужик с одышкою.

• Дворовый графа Переметьева.

• Крестьянин-белорус.

• Мужик со скулой свороченной.

• Оборванные нищие.

Ермила Гирин

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошёной волости,

Избыткова села!...



Авторское понимание счастья:

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…


Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

--------------------------------------------------------------

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.


Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

«Покой, почет, богатство»

Помещик

Оболт-Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

 

Ермил Гирин

доверие людей, совестливость

Крестьянка

Савелий

«клейменый, да не раб»

 

Матрена Корчагина

«Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время…

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни


Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – чтение цитат вслух учащимися (оформление на доске).

Прослушивание размышлений учащихся в группах по поводу высказываний.

Высказывания учащихся:

   Но счастье – это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.

   Счастливый человек – радостен, беззаботен, свободен…

  Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.

 Счастье – понятие субъективное, для меня лично счастье – это исполнение желаний.

 Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.

 Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний – мечта любого. Но человек – такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.

 Главное – стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.

 В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.  

Вывод учащихся после размышлений.

- Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.


IV. Итог урока

Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье»


Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья —

Все острые ощущенья.


Другие верят, что счастье —

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.


Третьи считают, что счастье —

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.


По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.


Еще есть такое мнение,

Что счастье — это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!


А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!



Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье – это, прежде всего, состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.


Значение эпопеи в самой постановке вопроса: «Кому на Руси жить хорошо». Не решение проблемы, а указание на неё. Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж Бог знает». «Мы не врачи, мы боль», - говорил Герцен. Поставленный им вопрос важнее самого однозначного ответа.

Это не бытовая повесть в стихах, а своеобразная философия народной жизни, хотя и быт представлен.

«Кому на Руси жить хорошо» писалось в одну из переломных эпох нашей истории: отмена крепостного права, экономические реформы, потрясение основ (пока еще только потрясение!), брожение в умах. Изменения - то коренные, то внешние - происходили у всех на глазах, от планов и надежд, реальных и несбыточных, кружились головы. Волновалась, бурлила литература.

Сами по себе названия романов, написанных писателями-«шестидесятниками», характеризуют эту бурную эпоху и насущные ее проблемы: «что делать?» (Чернышевский); наступает «трудное время» (Слепцов); теряют общий язык «отцы и дети» (Тургенев); скрыться «некуда» (Лесков); русская жизнь словно «взбаламученное море», хоть бы уцелеть «в водовороте» событий (Писемский); интеллигенцию сбивают с пути «бесы» политического авантюризма (Достоевский). Здесь и вопросы по существу, на которые должно дать ответ содержание книги, и тревожные сигналы, и смятение, испуг. Кому же в самом деле на Руси жить хорошо?

Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.


V. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из художественных произведений


VI. Рефлексия

- Разговор о счастье на уроках литературы ведется с младших классов.

- В каких произведениях речь шла о счастье?

(учащиеся вспоминают)

Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица».

- В чем счастье? Где эта птица счастья?

(Ответы учащихся)

- А в феерии «Алые паруса» А.Грина?

(Ответы учащихся)

Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья для себя.


Выступление групп о символах или формулах счастья (рисунки учащихся)


VII. Литература

  1. Гамула, Н.В. «Проблема счастья» на примере поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Урок литературы, 10 класс / Н.В. Гамула, О.В. Тиц // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  2. Иштуганова, А. О. Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" //nsportal.ru.

  3. Торопчина, Л.В. Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Текст: готовимся к сочинению/ Л.В. Торопчина// Литература-Первое сентября.-2004.-№18.- С.19-23.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!