СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе. Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Роман Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе. Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Роман Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие"»

Урок литературы в 11 классе. Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Роман Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие"

Цели урока:

1. Личностные цели:

- Способствовать развитию эмпатии и понимания чувств героев романа

"А зори здесь тихие".

- Поддерживать уважение к историческим событиям и память о подвиге советских солдат во время Великой Отечественной войны.

- Развивать умение анализировать исторические тексты и произведения искусства.

2. Метапредметные цели:

- Способствовать развитию критического мышления учащихся.

- Развивать навыки коллективного обсуждения и анализа текстов.

- Поддерживать интерес к изучению истории через художественные произведения.

3. Предметные цели:

- Познакомить учащихся с романом Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие" и его связью с историческими событиями Великой Отечественной войны.

- Разобрать методы передачи исторической правды в художественных произведениях.

- Способствовать пониманию исторического контекста Великой Отечественной войны через анализ романа.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Краткое введение в исторический контекст Великой Отечественной войны и романа "А зори здесь тихие".

Великая Отечественная война была одним из самых трагических и значимых событий в истории нашей Родины. Начавшаяся с нападения на Советский Союз нацистской Германией 22 июня 1941 года, она принесла огромные потери и страдания для советского народа. Битва за Москву и Сталинград, Курская битва, наступление советских войск на Берлин – эти события стали символами героизма и самоотверженности советских солдат и простых граждан.

Роман "А зори здесь тихие" Бориса Васильева, опубликованный в 1969 году, посвящен истории женского батальона, который был сформирован во время Великой Отечественной войны. Героини романа - девушки-сержанты - отправляются на фронт, чтобы защищать Родину от врага. Роман показывает не только их боевой путь и подвиги, но и их внутренний мир, эмоции, страхи и надежды. Роман стал одним из самых известных произведений, посвященных женскому участию в войне. Он подчеркивает важность жертвенности, дружбы и солидарности, а также показывает, как война меняет человека и его отношения с окружающим миром. В романе звучит тема подлинного патриотизма и верности своим идеалам, что делает его актуальным и по сей день.

2. Анализ текста.

2.1. Обсуждение ключевых моментов романа, связанных с историческими событиями.

Роман "А зори здесь тихие" тесно связан с историческими событиями Великой Отечественной войны. Он описывает не только боевые действия зенитного батальона, но и отражает общую атмосферу того времени, когда вся страна была вовлечена в войну.

Один из ключевых моментов романа - это изображение жизни и боевых действий женского батальона. Героини романа проходят через трудности обучения, испытания на фронте, потери товарищей, но несмотря на все трудности, они демонстрируют высокий уровень мужества, самоотверженности и верности своему долгу. Автор показывает, как обычные женщины становятся героинями и принимают на себя тяжелую ответственность за защиту Родины. Также в романе прослеживается тема дружбы и взаимопомощи, которые становятся особенно важными в условиях войны. Героини романа поддерживают друг друга, помогают в трудные моменты и создают атмосферу единства и взаимопонимания. В целом, роман "А зори здесь тихие" является ярким образцом литературы о Великой Отечественной войне, который не только передает героизм и страдания советского народа, но и обращается к вечным ценностям человечности, патриотизма и верности своим идеалам.

2.2. Выявление художественных приемов, с помощью которых автор передает историческую правду.

В романе автор использует различные художественные приемы для передачи исторической правды и создания атмосферы событий Великой Отечественной войны.

2.2.1. Один из ключевых приемов, который помогает автору передать историческую правду, - это использование документальных материалов и свидетельств очевидцев. Борис Васильев сам был участником войны и в своем романе отражает реальные события и переживания, которые он видел и испытал. Это придает произведению особую достоверность.

2.2.2. Еще одним важным художественным приемом является создание живых образов героев, которые становятся носителями исторической правды. Героини романа описаны с таким реализмом и глубиной, что читатель видит перед собой реальных людей, столкнувшихся с трудностями войны. Их действия, мысли, эмоции и отношения помогают передать атмосферу времени и дух событий.

2.2.3. Также автор использует художественные приемы описания боевых действий и обстановки на фронте для того, чтобы читатель мог погрузиться в реалии военного времени. Он передает звуки, запахи, цвета, чтобы создать максимально полное впечатление о происходящем.

2.2.4. Важным моментом являются диалоги и монологи героев, которые позволяют раскрыть их внутренний мир, мотивы действий и чувства. Это помогает читателю лучше понять переживания героев и проникнуться их судьбой.

Таким образом, художественные приемы в романе "А зори здесь тихие", помогают передать историческую правду о Великой Отечественной войне, создать живые образы героев и атмосферу времени, а также донести до читателя глубину страданий, героизма и самоотверженности советского народа.

3. Групповая работа

"Ролевая игра". Предложить ученикам представить себя в роли персонажей романа и подготовить диалог или сцену, демонстрирующую их понимание темы.

4. Рефлексия.

"Мысли на бумаге". Попросить учеников написать на листочке бумаги одно слово или фразу, которая отражает их основные мысли или эмоции, возникшие на уроке. Затем собрать эти листочки и обсудить их в классе.

5. Домашнее задание.

"Интервью". Придумать вопросы, которые можно задать одному из персонажей романа «А зори здесь тихие» и подготовить предполагаемые ответы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!