СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе. "Колымские рассказы" В. Шаламова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе по рассказам В. Шаламова "Одиночный замер" и "Шоковая терапия"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе. "Колымские рассказы" В. Шаламова.»

Урок литературы в 11 классе

по книге Шаламова «Колымские рассказы»


Тема: «Колымские рассказы» В. Шаламова.

Цель.

  • Познакомить учеников с Варламом Шаламовым, основоположником русской литературы о лагерной жизни.

  • Познакомить учеников с книгой Шаламова «Колымские рассказы»

  • Познакомить учеников с рассказами Шаламова «Последний замер» и «Шоковая терапия»


Ход урока:


Слайд № 1 – титульный


Слайд № 2 - Звучит стихотворение Шаламова «Без чернил и без бумаги» в исполнении автора


Учитель: Мы с вами прослушали стихотворение Варлама Тихоновича Шаламова «Без чернил и без бумаги» в исполнении автора.


  • Что вы знаете о Варламе Шаламове?


Выступления учеников – биография писателя (проверка домашнего задания)


Слайд № 3

Варлам Шаламов родился 18 июня 1907 года в Вологде в семье священника.

младший, пятый ребёнок в семье


Слайды № 4 – 76 - слайды о жизни писателя


Учитель: Судьба В. Шаламова необычайно сурова даже среди зеков. Претерпевшие от ГУЛАГА люди признавали, что Шаламову досталось много больше. Писатель Олега Васильевича Волкова, 28 лет пробывший в ГУЛАГЕ, утверждал:


Слайд № 77

“Выдержал ли бы я то, что выдержал тот же Шаламов? Не уверен, не знаю. Потому что ту глубину унижения, лишений, которые ему пришлось на Колыме испытать… конечно, мне не приходилось. Меня не били никогда…А ему перебили барабанные перепонки…”


Оле́г Васи́льевич Во́лков — русский прозаик, публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимом  Осугин, который в ряде источников назван в качестве настоящей фамилии.


Слайд № 78

Варлам Шаламов - один из основоположников русской литературы о лагерной жизни – лагерной прозы


Учитель: Главные произведения Шаламова - сборник стихотворений «Колымские тетради» и прозаический сборник «Колымские рассказы», на страницах которых писатель рассказывает о своей лагерной жизни. 20 лет жизни, с 22 до 42 лет, Шаламов провёл в сталинских лагерях и тюрьмах.




  • Что вы знаете о сталинизме, тоталитарном режиме, репрессивной системе?


  • Что такое репрессии, и с какой целью они проводились?

Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х годах.


  • Кто составлял основу этой системы?

Основу этой системы составляли органы НКВД.


  • Кому подчинялись органы НКВД?

Органы НКВД подчинялись лишь Сталину.


  • Что вы знаете о деятельности НКВД?

Органы НКВД создали огромную сеть осведомителей, секретных агентов, «стучавших» о любых проявлениях нелояльности к партии, государству, их вождям. Часто эти доносы просто фабриковались, но по ним арестовывались миллионы людей, сотни тысяч расстреливались, а остальные попадали в ГУЛАГ.


  • Какие слои населения подвергались репрессиям?

Среди миллионов жертв сталинской эпохи были и высшее партийное, военное руководство, деятели культуры и науки, рабочие, крестьяне.


  • Что вы знаете о тоталитарном режиме? Когда он возник?

Режим власти, созданный Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верным провозглашается тот руководящий принцип, которого придерживается лидер.


Учитель: Таким образом, жертвы сначала насчитывались десятками, сотнями, затем тысячами, миллионами жизней. Обратим внимание на статистические данные


Слайд № 79 – статистические данные

По данным КГБ, СССР в 1930 — 1953 гг. репрессиям подверглись 3 млн. 778 234 чел. Из них расстреляно — 786 098 чел.

Современные исследования указывают — 5 млн. погибших. Из них на Колыме— 130 тыс. человек.


Учитель: Вернёмся к творчеству В. Шаламова.



Слайд № 80 - «Колымские рассказы»


Слайд № 81

В. Шаламов создавал «Колымские рассказы» с 1954 по 1973 год.

Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году.

В СССР в основном опубликованы в 1988 —1990 годах.











Слайд № 82

Сам писатель делил свои рассказы на шесть циклов:

«Колымские рассказы»,

«Левый берег»,

«Артист лопаты»,

«Очерки преступного мира»,

«Воскрешение лиственницы»

«Перчатка, или КР-2».


Учитель: Книга «Колымские рассказы» состоит из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. Повествование ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под разными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), предельно близок к автору.


Слайд № 83

Полностью рассказы Шаламова собраны в двухтомнике «Колымские рассказы» в 1992 году в серии «Крестный путь России» издательства «Советская Россия».


Слайд № 84 – обложки книги


  • Итак, назовите главную тему «Колымских рассказов» В. Шаламова.

Главная тема - существование человека в лагере.


  • Где происходит действие рассказов Шаламова?

На севере. Колыма, самые суровые лагеря.


  • Кто в центре повествования рассказов В. Шаламова?

Зеки (блатные, политзаключенные), надсмотрщики.


  • Какой интонацией проникнуто повествование?

Интонация бесстрастная, обыденная, без эмоций. Такая интонация придает рассказам ноту обреченности.


  • Какова проблематика рассказов В. Шаламова?

…..


Слайд № 85 – проблематика рассказов В. Шаламова.

1. Проблема противостояния человека и тоталитарной машины государства.

2. Проблема изменения (деформации) ценностных ориентиров человека в лагере.

3. Проблема цены человеческой жизни.


Слайд № 86 – рассказ «Одиночный замер»


  • Воспроизведите сюжет рассказа

Дугаева, бывшего студента университета, убили за то, что он смог выполнить план только на 25 %. «… Каждый за себя. Они не обязаны, не должны понимать, что он истощен и голоден уже давно, что он не умеет красть… Никому нет дела, что Дугаев не может выдержать шестнадцатичасового рабочего дня…»


Учитель: Повествование о последнем дне героя рассказа обыденно, без эмоций. Смерть Дугаева - это статистика.


  • Почему в рассказе нет вступления и заключения?

В. Шаламову необходимо показать суть, не отягощая её предысторией героя. В условиях лагеря совершенно неважно, кем был человек раньше. Шаламов пишет о человеке, который стоит у черты, разделяющей жизнь и смерть.


  • Что чувствует Дугаев в лагере?

Основное чувство - голод. Именно он определяет ход мыслей героя

Второе – безразличие


Учитель: В лагере человек тупеет, превращается в животное. Дугаев не умеет красть (а это в лагере “главная северная добродетель”), поэтому быстро слабеет. Он старается выполнить норму (“Никто из товарищей не будет ворчать, что он не выполнить норму”). Когда Дугаев узнает, что выполнил  только 25%, он удивляется, потому что “работа была так тяжела”. Он так устал, что даже “чувство голода давно покинуло его”.


  • Найдите кульминацию рассказа и его развязку.

-Кульминация и развязка совмещены в последнем абзаце.

Когда Дугаев понял, зачем его ведут к высокому забору с колючей проволокой, он “пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день”.


  • Какое настроение создается после прочтения рассказа?

……


Слайд № 87

Одиночный замер – это замер личной выработки. Бывшему студенту Дугаеву дают невыполнимую норму. Он работал так, что «нестерпимо болели руки, плечи, голова». А норму он всё равно не выполнил (только 25%) и был расстрелян. Он так измучен и подавлен, что у него нет никаких чувств. Он только «пожалел, что напрасно промучился этот последний сегодняшний день».


Слайд № 88 – черновик рассказа


  • Рассказ имеет 2 названия: «Последний замер» и «Одиночный замер». Как вы считаете, кА

…..


Слайд № 89 – рассказ «Шоковая терапия»


  • Воспроизведите сюжет рассказа «Шоковая терапия»

…….


Слайд № 90

Заключённый Мерзляков, человек крупного телосложения, оказавшись на общих работах, чувствует, что постепенно сдаёт. Однажды он падает, не может сразу встать и отказывается тащить бревно. Его избивают сначала свои, потом конвоиры, в лагерь его приносят — у него сломано ребро и боли в пояснице. И хотя боли быстро прошли, а ребро срослось, Мерзляков продолжает жаловаться и делает вид, что не может разогнуться, стремясь любой ценой оттянуть выписку на работу. Его отправляют в центральную больницу, в хирургическое отделение, а оттуда для исследования в нервное. У него есть шанс быть актированным, то есть списанным по болезни на волю. 

Вспоминая прииск, щемящий холод, миску пустого супчику, который он выпивал, даже не пользуясь ложкой, он концентрирует всю свою волю, чтобы не быть уличённым в обмане и отправленным на штрафной прииск.











Слайд № 91

Однако и врач Петр Иванович, сам в прошлом заключённый, попался не промах. Профессиональное вытесняет в нем человеческое. Большую часть своего времени он тратит именно на разоблачение симулянтов. Это тешит его самолюбие: он отличный специалист и гордится тем, что сохранил свою квалификацию, несмотря на год общих работ. Он сразу понимает, что Мерзляков — симулянт, и предвкушает театральный эффект нового разоблачения. Сначала врач делает ему рауш-наркоз, во время которого тело Мерзлякова удаётся разогнуть, а ещё через неделю процедуру так называемой шоковой терапии, действие которой подобно приступу буйного сумасшествия или эпилептическому припадку. После неё заключённый сам просится на выписку.


  • Какое настроение создается после прочтения рассказа?

…..


Слайд № 92 – «Память узникам Колымы» Эрнст Неизвестный»


Слайд № 93– фильмы по рассказам Шаламова

  • «Завещание Ленина» (2007) — 12-серийный фильм по мотивам произведений В. Шаламова.

  • «Последний бой майора Пугачёва» (2005) — фильм по мотивам произведения «Колымские рассказы» В. Шаламова.

Слайд № 94 не озвучивать

Таким образом, рассказы Шаламова рисуют страшный, ирреальный мир, в котором смерть становится главным действующим лицом. Герои рассказов уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они, в сущности, уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом пространстве, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, побои, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Но, несмотря на эти нечеловеческие пытки, подобные Шаламову люди остались живы и поведали нам об этой страшной эпохе.


Звучит аудиозапись стихотворения «У мёртвых лица напряжённые…»

в исполнении Шаламова


Домашнее задание


1 урок: Подготовить письменное выступления «Биография Александра Солженицына», «История создания романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».


2 урок: Подготовить письменное выступления «История создания рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».


3 урок: Прочитать рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!