Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"
Урок: | Литература. 11 класс. |
Тема: | Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия. |
Цели урока: | 1.Дать обзор поэзии времен ВОВ. 2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. 3.Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи. 4. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи. |
Тип урока: | Урок изучения нового материала. Интегрированный урок. Комбинированный урок. Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, |
Форма проведения: | Устный журнал. Урок – презентация. |
Эпиграф урока: | Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.Ахматова. |
Оборудование: | Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет. Презентация (КОМПЬЮТЕР) Видеозапись - песня «Огонек» Выставка книг. Мультимедиа программа «От Кремля до Рейхстага». Музыка. Компьютерная презентация книги о войне в редакции 11 а класса Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны». 1 страница. Из истории Великой Отечественной войны. 2 страница. Особенности поэзии военных лет. 3 страница. Военная песня. 4 страница. Языковые особенности военной поэзии. 5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта. 6 страница. У войны не женское лицо. |
Ход урока: КАДР № 1 КАДР № 2 | Первые кадры презентации Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете. А.Твардовский |
1 страница. Из истории ВОВ. Историк (сообщение подготовленного ученика) КАДР № 3 | 1 страница. Из истории Вов. 22 июня 1941 г. началась ВОвойна –фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала. Цена победы очень велика: погибло около 27 млн. человек. Параллельно рассказу – слайды: О.Берггольц 22 июня 1941 года началась война. В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость. Война унесла около 27 млн. жизней советских людей. |
УЧИТЕЛЬ: 2. .Вступительное слово КАДР № 4 | В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины. Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. А.Сурков « Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившиее до сердца читателей. Тема нашего урока : ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать , что это самый оперативный, популярный жанр военного периода. Итогом нашей работы должен стать проект будущей книги, рассказывающей о поэтических произведениях 40-военных годов. Итак, вашему вниманию предлагается урок – презентация будущей книги. |
2 страница. Особенности поэзии военных лет. Составление тезисного плана статьи. Проверка – презентация.
КАДР № 5. КАДР № 6. КАДР № 7. КАДР № 8. Чтение наизусть. К.Симонов «Родина» КАДР №9. Чтение наизусть. К.Симонов «Жди меня». Учитель задает вопрос. Анализ стихотворения. КАДР № 10. КАДР № 11. КАДР № 12. ВЫВОД. | 2 страница. Особенности поэзии военных лет. На каждой парте статья «Особенности поэзии военных лет». Задание: составить тезисный план. Проверка: заранее подготовленный ученик называет тезисы, иллюстрируя их кадрами презентации. Продолжение презентации: 5 кадр. Мотивы военной лирики: 6 кадр. Поэты военного времени: Н.Тихонов А.Сурков М.Исаковский А.Твардовский А.Прокофьев С.Щипачев К.Симонов 7 кадр. Тема Родины: Образ Родины (М.Исаковский) Стихи о Москве (А.Сурков) О Ленинграде (О.Берггольц) о Смоленском крае (М.Исаковский) деревенские проселки кресты русских могил три березки (А.Прокофьев, К.Симонов) подвиг народа 8 кадр. Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать. К.Симонов Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Родина» земной близкий переживания общенародного характера терпит лишения и страдания ненависть к врагу Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня». - Вы услышали 2 стихотворения одного автора - Константина Симонова. Чем отличаются они друг от друга? (В первом стихотворении лирический герой выражает переживания общенародного характера, а во втором – он более земной, близкий.) Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». Опережающее индивидуальное задание. Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как рефрен, призыв. Анафора «Жди» помогает подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание. 10 кадр. Жанры: собственно лирические (ода, элегия, песня) сатирическая (басня, эпиграмма) лиро-эпическая (поэма, баллада) 11 кадр. Сатира военных лет П.Антокольский «Сын» М.Светлов «28» М.Алигер»Зоя» О.Берггольц «Февральский дневник» А.Твардовский «Василий Теркин» ВЫВОД по составлению тезисов. Подведение итогов. |
3 страница. Песня. Слово учителя. 13 КАДР 14 КАДР. ВИДЕОЗАПИСЬ- 2 мин. 15 КАДР. ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯНКА» гитара | Слово учителя: 3 страница. Военная песня. В годы войны многие стихотворения уже в первые дни-месяцы войны стали песнями. В.Лебедев-Кумач «Священная война» Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Видеозапись- хроника, песня «Огонек» Учащиеся исполняют песню под гитару. |
4 страница. Языковые особенности военной поэзии. Практическая работа. 16 КАДР. 17 КАДР. | Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное. 4 страница. Языковые особенности военной поэзии. Практическая работа по стихотворении. А.Суркова «Землянка» Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ( пустые клетки в шахматном порядке). Заполненная таблица: Языковые средства | Примеры | Олицетворения | Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует | Эпитеты | Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь | Лексический повтор | Далеко-далеко, снега и снега | Сравнение Противопоставление | Смола, как слеза В холодной землянке – негасимой любви | Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя. |
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с войны. | 5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там…. А.Твардовский Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г. Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать! Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г. Война ж совсем не фейерверк, А просто – трудная работа, Когда – Черна от пота- Вверх Скользит по пахоте пехота. Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине. Пусть помнят те, которых мы не знаем: Нам страх и подлость были не к лицу. Мы пили жизнь до дна И умирали За эту жизнь. Не кланяясь свинцу. Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. (100 лет со дня рождения) Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я Отчизне, Ныне Отчизне я жизнь отдаю. Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет. Минута молчания. |
6 страница . Женщины на войне. Эпизод программы (3*) «От Кремля до Рейхстага» Стих. наизусть М.Исаковский «Русской женщине» (Клименко) (на фоне кадров) Сообщение о Ю.Друниной. Чтение наизусть. Ю.Друнина «Я ушла..» «Зинка» | 6 страница. У войны не женское лицо. Мультимедиа программа «От Кремля до Рейхстага». 6 страница. Женщины на войне. Говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. (Они были медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна.) 25 кадр. Анна Ахматова 26 кадр. Ольга Берггольц 27кадр. Вероника Тушнова 28 кадр. Юлия Друнина. В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье. Сообщение о Юлии Друниной. 17 летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Их семью эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении. Стихотворение «Я ушла из детства» Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка». (чтение по ролям) |
7 страница. Итоговое слово. Опорные слова – вывод на доске | 7 страница.Итоговое слово. Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.Ахматова.. |
| |
8 страница – музейная | Экскурсовод В нашей музейной экспозиции такие экспонаты: Фотография ветеранов ВОВ г..Ноябрьска. Выпуск газеты «Вечерняя Москва» 1945г. Характеристика воина 1943г. (военная характеристика отца учителя нашей школы Макаревич В.И.) Савельев Сергей. Военная ложка деда, которая прошла с ним всю войне и хранится в семье как реликвия. Чугунова Катя. Боевые награды дедушки. |
9 страница – иллюстрации | Произведения живописи о ВОВ: 1.Евгений Горовых «Партизаны. Рельсовая война» 2.Николай Присекин «Севастопольцы» 3.Александр Лактионов «Письмо с фронта» . Поводом к написанию картины послужило известие о победе под Сталинградом, Картина передает радостное настроение. В 1948г. картина получила Сталинскую премию. Скоро конец войне! |
Домашнее задание. | На выбор: 1.Анализ стихотворения. 2.Творческий проект на тему 3. Отзыв об уроке 4. Вариант книги -эскиз |
Подведение итогов. | Оценки за урок. |