СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе на тему: «Знакомство с творчеством А.А.Блока. Блок и символизм».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе. Тема урока: «Знакомство с творчеством А.А.Блока. Блок и символизм».

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе на тему: «Знакомство с творчеством А.А.Блока. Блок и символизм».»

Урок по литературе в 11 классе.

Тема урока: «Знакомство с творчеством А.А.Блока. Блок и символизм».


Цели:

Образовательные:

1) Познакомить учащихся с биографическими сведениями А.А. Блока и началом его творческого пути.

2) Углубить представления учащихся о символизме на примере творчества поэта

Александра Александровича Блока.


Развивающие:

1)Упражняться в приёмах анализа поэтического текста, в умении видеть особенности творчества А.А.Блока.

2)Применять теоретические знания на практике.


Воспитывающие:

Воспитывать культуру мышления и интерес к русской литературе.


Подготовка к уроку:

1) Дома учащиеся повторяют лекцию « Символизм как литературное направление».

2) Задание по группам: подготовить выразительное чтение стихов и попытаться их проанализировать:

1гр. « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»,

2гр.« Вхожу я в тёмные храмы…»,

3 гр. « Мы встречались с Тобой на закате…»,

4 гр. « Я и молод, и свеж, и влюблён…»

5 гр. « Я отрок, зажигаю свечи…».


Оборудование к уроку: Портрет А.А. Блока.

Ход урока:


ЭПИГРАФ

…Блока я считаю не только величайшим поэтом первой

четверти ХХ века, но и человеком- эпохой, то есть самым

характерным представителем своего времени…

А.Ахматова.

Слово учителя:

-Эпоха конца 19 начала 20 века…

Что в это время переживает Россия? Что вы узнали об этом из предыдущих уроков?


  1. (СТАДИЯ ВЫЗОВА).Ключевые слова: кризис, символизм,




художественные особенности, мировосприятие, лирический герой, двоемирие, Душа Мира, Прекрасная Дама.

(Ответы учащихся:

-Кризис во всех областях человеческой жизни:

естественнонаучный, такие открытия, как : определение массы электрона, исследования радиации, изобретение беспроволочной связи, открытие теории относительности, создание квантовой теории- привели многих к выводу:

« МАТЕРИЯ ИСЧЕЗЛА».

Кризис естественнонаучный повлёк за собой и кризис столкновения идей:

политических, философских, эстетических и т. д. Острейшие социальные конфликты начала 20 века: три революции ( Первая русская революция 1904-05 г.г., Буржуазно-демократическая революция 1917г. , Великая Октябрьская социалистическая революция) и три войны: Русско-японская 1904-05 г., первая мировая война 1914-18 г., Гражданская война 1918-20г.)

Учитель: Это был век, в который, говоря словами Александра Александровича Блока, к изучению творчества которого мы сегодня приступаем, человека охватывало:

…И отвращение от жизни ,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне…

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь: « Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.» Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.А. Ахматовой, которая называла Блока « трагическим тенором эпохи».


Современники Блока отмечали в его внешности красоту , благородство и спокойствие, сравнивая его с олимпийцем.


Невозмутимым олимпийцем Блок , конечно, никогда не был, его спокойствие было только кажущимся. Блок, как никто другой, мучительно ощущал социальное неблагополучие и ждал крушения старого мира.


II.СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ:


-Сегодня я буду вам рассказывать об этом поэте и обращаться к вашему читательскому опыту, к вашим представлениям об эпохе, в которую жил и творил поэт, к вашим знаниям о тех направлениях, которые сложились в русской литературе в начале ХХ века. Кроме того, мы прослушаем подготовленные вами дома стихи из «Книги стихов о Прекрасной Даме», попробуем определить особенности поэтики Блока – символиста.

Я попрошу вас вести записи в тетрадях, чтобы в процессе уроков по творчеству А.А. Блока перед вами выстроилось достаточно полное представление о поэте, эволюции его творческого пути, о его вкладе в историю русской литературы.

Вести записи попрошу , используя приём «ИНСЕРТА» на полях:

V – знал

+ - новое

- -думал иначе

? – не понял

Блок Александр Александрович.

До 1912г. он рос в семье деда учёного-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись ещё до его рождения. Отец Блока, как отмечал сам поэт, кроме специальной учёности ( он читал лекции по философии и юриспруденции

по кафедре государственного права в Варшавском университете), - талантливый музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист. У Александра Львовича был крайне сложный, тяжёлый характер, вероятно, это и послужило причиной развода родителей. По свидетельству первого биографа А. А.Блока, его тётки М.А. Бекетовой, он был нервным, впечатлительным ребёнком, рано проявились в нём художественные наклонности и особая чуткость к явлениям природы, и, как писал сам Блок в автобиографии, он с раннего детства переживал постоянные приливы « лирических волн» и « сочинять» стал чуть ли не с пяти лет. Этому способствовала и атмосфера, царившая в семье : любовь к изящной словесности, поэтическому слову , к музыке .

« Сашура», как его называли , был окружён всеобщим вниманием и заботой. Его стремление к сочинительству всячески поощрялось в кругу его близких, особенно матерью, Александрой Андреевной.

И бабка, и мать, и две тётки поэта были писательницами и переводчицами. В детские и отроческие годы Блок « издавал» рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах – от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов-, но никому , кроме матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком, своих « писаний» не показывал.

«Серьёзное писание» началось лишь с семнадцати лет , после окончания Петербургской Введенской гимназии( 1898 г.).

1898-1900г.г. –первая пора творчества – период накопления опыта и поэтического самоопределения. Любимыми поэтами юного Блока были Жуковский, Полонский, Апухтин , Фет… Многие его стихи не выходят за пределы их влияния, а подчас являются всего лишь слабыми вариациями их произведений. Аллегории и символы, на язык которых поэт стремился перевести свои возвышенные настроения и восторженные чувства, следуют друг за другом непрерывной чередой:

Звезда - условный знак в пути,

Но смутно теплятся огни,

А за чертой - иные дни,

И к утру, к утру – всё найти!

По словам самого Блока, это всё «условные знаки»: и «далёкий путь», и смутно теплящиеся «огни», и « утро», означающее начало какой – то иной жизни, когда поэт сумеет всё найти. Стремление подменить действительность царством грёз, фантазий, иллюзий, « чудным сном» придаёт переживаниям поэта – а вместе с тем и его раннему творчеству – детски наивный, восторженно – мечтательный характер, противостоящий окружающей жизни, вызывающий интерес поэта только в той мере, в какой она могла питать его мечты, фантазии, иллюзии, ответить стремлению наяву увидеть свой « чудный сон».

Впоследствии из этих ранних стихов составился цикл «Ante Iucem»

( « До света»;1898 -1900), включённый позже в его Первую книгу «Стихов о Прекрасной Даме».

Лирика Жуковского и Фета с их идеей « двоемирия» была особенно близка психологическому состоянию поэта , сформировавшемуся в тёплой семейной атмосфере, которая «окутывала» Александра Блока и ограждала от « грубой жизни»., а также под влиянием матери, женщины религиозно – экзальтированной, мистически настроенной, с неустойчивой психикой.

Если уяснить характер воспитания Блока, то станет очевидно, что это было « сентиментальное воспитание», «скорее воспитание чувств, нежели воли», как пишет об этом М.А. Бекетова.

Позже в воспоминаниях А.Блока о тех годах, когда «всё давалось даром», будет звучать не только отрада, но и горечь. Поэт осознает, что нельзя жить так легко, спокойно и беззаботно, как некогда жил он, словно бы отгороженный от окружающего мира, от его бурь и тревог, оградой своей маленькой подмосковной усадьбы Шахматово и теплом родительского дома.

В 1898году гимназия была окончена, и Блок довольно безотчётно поступил на юридический факультет петербургского университета.Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевёлся на славяно – русское отделение историко-филологического факультета, который окончил в 1906 году.


Но, как и гимназия ,университет не оставил заметного следа в жизни Блока. В это время он переживал сильнейшее увлечение театром, прослыл хорошим декламатором, даже мечтал о поступлении на большую сцену.


Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К этому времени Блок написал уже много стихов. Это лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намёков, иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что кроме реального мира , есть ещё некий « сверхреальный», высший «мир идей». Им овладели, по его же собственному признанию, острые мистические переживания, волнение беспокойное и неопределённое .Он начал видеть в природе и в окружающей действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу «знаки».

Такие ощущения были характерны для целого круга тогдашних молодых людей, попавших под влияние древней и новой идеалистической и религиозно – мистической философии.

Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьёва – воинствующего идеалиста и мистика, « углубившего» учение Платона о « двоемирии».

Излагая воззрения Платона, Владимир Соловьёв говорил, что

«…в телесной и практической жизни нет ничего подлинного и достойного; всё подлинное и достойное пребывает в своей чистой идеальности за пределами этого нашего мира».

Наиболее близкой юному поэту была идея философа о существовании божественной Софии-Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» с «небом» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у Блока получила мысль Соловьёва о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.


Вопросы к учащимся:

-Исходя из названных мною психологических и идеологических черт, свойственных Блоку в этот период его жизни, к какому, по вашему мнению, из литературных направлений начала ХХ века мог он примкнуть?

( Ответы учащихся: К символизму. )

Учитель: Назовите основные признаки символизма.

( Ответы учащихся:

  1. Отрицание существования объективной реальности.

  2. Проповедь мира внутреннего, который отражается во внешнем мире.

  3. Идея Мировой Души, Вечной Женственности.

  4. В индивидуальной любви проявляется любовь мировая.

  5. Новая литература призвана стать теургической, т. е. посвящённой установлению мировой гармонии способом постижения истины).


Учитель : Как писал В. Иванов, « жрецы и поэты – одно и то же».


С выходом в свет первого сборника Блок вступает в круг « маститых» поэтов, знакомится с Д. Мережковским, З. Гиппиус, К. Бальмонтом, В.Брюсовым, А Белым, С. Соловьёвым и другими.

Увлечение идеалистической философией Вл. Соловьёва и знакомство с такими сборниками нового искусства и новой поэзии, как «Северные цветы», - всё это и многое другое по - своему отозвалось, сплавилось и переосмыслилось Блоком.Ожидание грандиозного преображения мира в его сознании всё теснее связывалось с нисхождением на землю Вечной Женственности.

Явлению ЕЁ, Таинственной Девы, Зари, Купины, Прекрасной Дамы, должны предшествовать некие знаки, доступные лишь духовному взору избранных.

Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в « страшном мире», его катастрофическую хаотичность . Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё трудно было жить.

Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни,а собственную жизнь Блок воспринимал только как часть «вселенской мистерии».

И этот смысл внесло в его жизнь чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого учёного Д.И.Менделеева.

Имение Боблово Менделеевых находилось по соседству с имением Шахматово, где летом 1898г. А. Блок впервые познакомился со своей будущей женой.

Общее увлечение театром, участие в любительском спектакле, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна – Офелию, фруктовый сад, розовощёкая, золотоволосая девушка – всё это было воспринято им мистически и получило образно –символическое осмысление в свете религиозно –эстетической концепции

Вл. Соловьёва. Блок увидел в Любови Дмитриевне Менделеевой земное воплощение Красоты( Прекрасной Дамы).

27 июля 1898г. было написано им первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвящённых, будет более восьмисот. Три года он скрывал от неё, что пишет стихи, но даже и после этого признания она «не узнавала себя в них ,не находила…», слишком высоко возносил её поэт и слишком самозабвенно обожествлял. О том, насколько в то время Блок был увлечён своими мистическими фантазиями о « Вечно женственном» и его божественном воплощении в облике Л.Д. Менделеевой, свидетельствует её неотправленное письмо( относящееся к 1902г.), в котором она гневно выговаривает поэту, что вовсе не собирается отступиться от своих человеческих прав во имя какого – то возвышенного, но бесплотного и крайне далёкого ей идеала. Лишь через 4 года, в августе1903 г., в церкви, недалеко от Шахматова, состоялось их венчание.

Мировидение этого периода юного Блока воплощено им в Первой Книге « Стихов о Прекрасной Даме», основное содержание которой составляют сложные взаимоотношения лирического героя с Прекрасной Дамой и гимны в честь ЕЁ.

Книга вышла в октябре 1904 г. в издательстве «Гриф»( 93 стихотворения).Открывалось это первое издание « Стихов о Прекрасной Даме» эпиграфами из Вл. Соловьёва( Вся ТЫ в лучах, как полярное пламя, Тёмного хаоса светлая дочь!..») и Валерия Брюсова( «Молчанье строгое храня, Я вдруг завижу лик знакомый. И трепет обожжёт меня…»)-

Эти эпиграфы говорят о том, кого именно поэт, слагавший стихи о Прекрасной Даме, выбрал в то время себе в учителя. Оценки критиков, единодушно отмечавших новаторский характер сборника, отличались противоречивостью. Некоторые из символистов, например А.Белый, ставили творчество Блока в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Общим для Блока и его окружения ( связь его с московским символистским кружком, с поэтами и прозаиками символистского направления – студентами Петербургского университета) было «чувство зорь» – ожидание вселенского чуда, грядущего преобразования человеческого Духа, которое представало в образе далёких и манящих «зорь».

Впоследствии мотив пробуждения от мистических предчувствий и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни и предчувствие другой бури, после которой, может быть, ничего не останется от былых грёз, фантазий , видений, станет одним из постоянных в творчестве Блока, обретёт важнейшее значение в его творческой биографии – как преодоление первого этапа его «трилогии вочеловечения» - так он определит весь свой творческий путь – и начало второго этапа, сложного, тяжёлого , необычайно трудного, и в то же время неизбежного и плодотворного.

-А теперь остановимся на некоторых стихотворениях из сборника «Стихов о Прекрасной Даме» и попытаемся проникнуть в художественный мир поэта.


III.СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА ИЗ «КНИГИ СТИХОВ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ» ( работа в группах).


Заключительное слово учителя:

В 1911году Андрей Белый опубликовал книгу «Арабески», в которую включил статьи, полемически заострённые против Блока, некогда «изменившего» былым божествам и идеалам. Блок спокойно и решительно разъяснял Белому, ни в чём его не упрекая и НИ ОТ ЧЕГО в своём творчестве не отрекаясь: « таков мой путь…теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все мои стихи вместе – « ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ» ( от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятию, «возмездию» - к рождению человека «общественного» художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души)… (1911).

И теперь мы можем составить ясное представление об основных этапах творческого пути Блока, о его созревании как человека «общественного», как художника, мужественно глядящего в лицо жизни. Блок считал, что самое высокое и прекрасное, что есть на земле и прекраснее чего быть не может, - это человек, и не случайно именно « вочеловечение» видел он как самое главное и основное в своём жизненном и творческом развитии.


IV.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

-Опираясь на содержание записей и на основе услышанного на уроке, попытайтесь ответить на вопросы:

1) Каким предстаёт перед нами образ возлюбленной в лирике А.Блока?

2) Как меняется образ Прекрасной Дамы в стихах А.Блока?

3) Какую роль играет цвет, звук и пространство в его поэзии?

4) Почему именно с именем Александра Блока Ю.Тынянов связывает понятие «лирический герой»?


Д.З. Подготовить краткое сообщение по материалу записанной лекции « Темы и образы ранней лирики А.А. Блока». Читать материал по теме в учебнике Коровиной.

Подготовить выразительное чтение стихов: « Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « В ресторане», « Фабрика». Проанализировать одно из этих стихотворений на выбор. Подумать над вопросом: « Как изменился характер творчества А.А. Блока после событий 1905 – 1907 годов?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!