СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе по рассказу И.Бунина "Чистый понедельник" (презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может служить сопровождением для всего цикла уроков, посвященных рассказу И.Бунина "Чистый понедельник", содержит проблемные вопросы и задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по рассказу И.Бунина "Чистый понедельник" (презентация)»

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию . Вл. Ходасевич Между временем и вечностью, Как над брызнувшей водой, К нам заброшен бесконечностью Мост воздушно-золотой, - Разноцветностью играющий, Видный только для того, Кто душою ожидающей Любит Бога своего, Кто, забыв своё порочное, Победил громаду зол И, как радуга непрочная, Воссиял и превзошел  К. Бальмонт.

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию .

Вл. Ходасевич

Между временем и вечностью,

Как над брызнувшей водой,

К нам заброшен бесконечностью

Мост воздушно-золотой, -

Разноцветностью играющий,

Видный только для того,

Кто душою ожидающей

Любит Бога своего,

Кто, забыв своё порочное,

Победил громаду зол

И, как радуга непрочная,

Воссиял и превзошел

К. Бальмонт.

 темные-  * запутанные  *опасные  *мрачные  лабиринты  любви  (38 ликов)

темные-

* запутанные

*опасные

*мрачные

лабиринты

любви

(38 ликов)

И.А.Бунин  о книге «Тёмные аллеи»  «Она  говорит о трагичном  и о многом нежном  и прекрасном.  Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

И.А.Бунин о книге «Тёмные аллеи»

«Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

 Тридцать восемь рассказов «Тёмных аллей» написаны большей частью во время Второй мировой войны, с 1937  по 1944 годы, в годы эмиграции  Бунина.

Тридцать восемь рассказов «Тёмных аллей» написаны большей частью во время Второй мировой войны, с 1937 по 1944 годы, в годы эмиграции Бунина.

Философия любви Ивана Бунина «Всякая любовь – великое счастье, даже если она  и не разделена». «Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает».  «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству». «Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?» «О счастье мы всегда лишь вспоминаем».

Философия любви Ивана Бунина

  • «Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена».
  • «Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает».
  • «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству».
  • «Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?»
  • «О счастье мы всегда лишь вспоминаем».

 «НЕДОУМЕНИЕ СЧАСТЬЯ» Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» пос. Известковый Амурского района Хабаровского края Автор: Тарасенко Светлана Ивановна

«НЕДОУМЕНИЕ СЧАСТЬЯ»

Тема любви в рассказе И.А.Бунина

«Чистый понедельник»

пос. Известковый Амурского района Хабаровского края Автор:

Тарасенко

Светлана Ивановна

 Благодарю Бога, что он мне дал возможность написать «Чистый понедельник»  И.А.Бунин

Благодарю Бога, что он мне дал возможность написать «Чистый понедельник»

И.А.Бунин

 почему писатель выделял именно этот рассказ?

почему писатель выделял именно этот рассказ?

Каждый вечер он и она проводили все время в ресторанах, посещали капустники во МХАТЕ, поражая всех красотой. А затем выяснилось, что она ходит в Собор, обожает Христа, и как-то в Чистый понедельник привела героя в монастырь. Разделив его страсть, она покидает его и становится монахиней.

Каждый вечер он и она проводили все время в ресторанах, посещали капустники во МХАТЕ, поражая всех красотой.

А затем выяснилось, что она ходит в Собор, обожает Христа, и как-то в Чистый понедельник привела героя в монастырь.

Разделив его страсть, она покидает его и становится монахиней.

 «И прелести ее секрет разгадке жизни равносилен…»  Б. Пастернак

«И прелести ее секрет разгадке жизни равносилен…»

Б. Пастернак

Предмет сопостав-ления Герой Портрет Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…

Предмет сопостав-ления

Герой

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…"Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то «… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке»

 

Героиня

А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот …

 

Андрей Белый Тетмайер Казимеж Леонид Андреев Валерий Брюсов Ст.Пшибышевский Артур Шницлер

Андрей Белый

Тетмайер Казимеж

Леонид Андреев

Валерий Брюсов

Ст.Пшибышевский

Артур Шницлер

ПОРТРЕТ БОСОГО Л.Н.ТОЛСТОГО

ПОРТРЕТ БОСОГО Л.Н.ТОЛСТОГО

 цветы  книги  театры кабаки ужины цыгане  герой  настоящее  героиня прошлое, настоящее  будущее

цветы

книги

театры

кабаки ужины цыгане

  • герой

настоящее

  • героиня

прошлое, настоящее

будущее

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

МАСЛЕНИЦА

МАСЛЕНИЦА

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Бой часов на Спасской башне, звучание хоров, поющих «в унисон и не по нотам, а по «крюкам», «белый возду  х» (покров для церковных сосудов), рипиды (укрепленные на древке лучистый круги из золота с изображением серафима), трикирии (ручные светильники с ячейками для свечей), «золотая парча» - символы вечности. Рипиды Трикирии Трикирии Трикирии Трикирии Трикирии

Бой часов на Спасской башне, звучание хоров, поющих «в унисон и не по нотам, а по «крюкам», «белый возду  х» (покров для церковных сосудов), рипиды (укрепленные на древке лучистый круги из золота с изображением серафима), трикирии (ручные светильники с ячейками для свечей), «золотая парча» - символы вечности.

  • Рипиды
  • Трикирии
  • Трикирии
  • Трикирии
  • Трикирии
  • Трикирии

« Расстегаи с налимьей ухой, розовые рябчики», «стопки блинов, залитых маслом и сметаной», - символы временного, земного мира.

« Расстегаи с налимьей ухой, розовые рябчики», «стопки блинов, залитых маслом и сметаной», - символы временного, земного мира.

в чем секрет очарования главной героини?

в чем секрет

очарования

главной

героини?

*«Хотите поехать в Новодевичий монастырь?» *«Вчера утром я была на Рогожском кладбище» *«Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель»; *интерес к сказанию о деве Февронье и муже  ее Петре. МУКИ ВЫБОРА драматичная внутренняя борьба МУЖ, КРАСАВЕЦ монастырь СЧАСТЬЕ ВЕЧНОСТЬ

*«Хотите поехать в Новодевичий монастырь?»

*«Вчера утром я была на Рогожском кладбище»

*«Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель»;

*интерес к сказанию о деве Февронье и муже

ее Петре.

МУКИ ВЫБОРА

драматичная внутренняя борьба

МУЖ, КРАСАВЕЦ

монастырь

СЧАСТЬЕ

ВЕЧНОСТЬ

«В Москву не вернусь, Пока пойду на послушание, потом, может быть, решусь на Постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне – бесполезно длить и увеличивать нашу муку».

«В Москву не вернусь,

Пока пойду на послушание, потом, может быть, решусь на

Постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне – бесполезно длить

и увеличивать нашу муку».

 легкомысленное  беспечное, праздное  времяпровождение  НОВЕЛЛА   разлука двух чистых и юных душ;  атмосфера обреченности;  монастырь- средство спасения трагическое  испытание

легкомысленное

беспечное, праздное

времяпровождение

НОВЕЛЛА

  • разлука двух

чистых и юных душ;

  • атмосфера

обреченности;

  • монастырь-

средство спасения

трагическое

испытание

 прощание на пороге монастыря

прощание на пороге монастыря

«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету» ТЯНУТЬ «БРЕДЕНЬ» - продолжать обман,  скрывать конечную пустоту

«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету»

ТЯНУТЬ «БРЕДЕНЬ» - продолжать обман,

скрывать конечную пустоту

душевная боль выпадение человека способ преодоления ВРЕМЕННОЕ СУЕТНОЕ ВЕЧНОЕ ДУХОВНОЕ

душевная боль

выпадение человека

способ преодоления

ВРЕМЕННОЕ

СУЕТНОЕ

ВЕЧНОЕ

ДУХОВНОЕ

  Жизнь человеческая вся  под властью женщины…  * Ведь это даже как бы и не люди,  а какие - то совсем особые существа,  живущие рядом с людьми, еще никем  точно не определенные, непонятные,  хотя от начала веков люди только и  делают, что думают о них…   И.Бунин

Жизнь человеческая вся

под властью женщины…

* Ведь это даже как бы и не люди,

а какие - то совсем особые существа,

живущие рядом с людьми, еще никем

точно не определенные, непонятные,

хотя от начала веков люди только и

делают, что думают о них…

И.Бунин

   В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»: Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни. Участие, сродство, связь, прикосновение.

В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:

  • Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.
  • Участие, сродство, связь, прикосновение.

  Тезисы – выводы: Героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе; В рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры; Уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни; У героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.

Тезисы – выводы:

  • Героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;
  • В рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;
  • Уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни;
  • У героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.

Чистый понедельник для всей России  Настрадавшаяся Родина, очистившись и покаявшись, изберёт путь из хаоса к добру и свету.   (Решение изменить жизнь приходит к героине  в Чистый понедельник, в первый день Великого поста)

Чистый понедельник для всей России

Настрадавшаяся Родина, очистившись и покаявшись, изберёт путь из хаоса к добру и свету.

(Решение изменить жизнь приходит к героине

в Чистый понедельник, в первый день Великого поста)

 Выводы: «Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь. «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Выводы:

  • «Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
  • «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

ОНА Начало рассказа Конец рассказа ЗАГАДОЧНОСТЬ НЕПОХОЖЕСТЬ РАЗДВОЕННОСТЬ ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ МИЛОСЕРДИЕ СОСТРАДАНИЕ

ОНА

Начало рассказа

Конец рассказа

ЗАГАДОЧНОСТЬ

НЕПОХОЖЕСТЬ

РАЗДВОЕННОСТЬ

ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

СОСТРАДАНИЕ

 Д омашнее задание (по выбору): Задание №1 – Ответить письменно на вопросы: Как изменилось понимание рассказа после анализа? О чём заставил задуматься этот урок? (для всех учеников) Задание №2 – сообщение (+ презентация) о жизни и творчестве А.И.Куприна (индивидуальное)

Д омашнее задание (по выбору):

  • Задание №1 – Ответить письменно на вопросы: Как изменилось понимание рассказа после анализа? О чём заставил задуматься этот урок? (для всех учеников)
  • Задание №2 – сообщение (+ презентация) о жизни и творчестве А.И.Куприна (индивидуальное)

Информационные ресурсы http://almanahschool3-5.narod.ru/virshe_teacher.htm http://www.netschools.ru/sch1567/dost/monument.htm http://www.labirint.ru/books/286487/ http://mygimnazia.narod.ru/art02.html

Информационные ресурсы

http://almanahschool3-5.narod.ru/virshe_teacher.htm

http://www.netschools.ru/sch1567/dost/monument.htm

http://www.labirint.ru/books/286487/

http://mygimnazia.narod.ru/art02.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!