СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе "Басни. Эзоп - родоначальник басенного жанра".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде чем приступить к изучению басен И.А.Крылова, следует дать учащимся историю басенного жанра, котрый зародился в Древней Греции и связан с загадочной судьбой её основателя - Эзопа. Тем более, что такой материал даёт возможность повторить и закрепить тему "Древнерусская литература. Летописи и поучения", так как Эзоп, живший ещё в 440 г. до н.э., предложил "давать поучения не в форме наставления, а в другой: "лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе - в прозаической или стихотворной форме - басне". Отсюда и понимание прозаической формы басен Эзопа и стихотворной - в творчестве И.А.Крылова.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "Басни. Эзоп - родоначальник басенного жанра".»

Урок литературы в 5 классе «Басни. Эзоп – родоначальник басенного жанра. Осмеяние человеческих пороков и недостатков в баснях «Лисица и виноград», «Отец и сыновья», «Волк и ягнёнок» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Эзоп – родоначальник басенного жанра. Осмеяние человеческих пороков и недостатков в баснях «Лисица и виноград», «Отец и сыновья», «Волк и ягнёнок».

Цель: ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности (прозаическая форма, эзопов язык); дать понятие о басне и аллегории; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа.


Ход урока.


О мудрости Эзопа

слагались целые легенды.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.


Прослушивание сообщений учащихся «Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал словам Иисуса Христа «Люби ближнего своего как самого себя»?».


III. Постановка целей и задач урока.


IV. Работа над темой урока.


1. Слово учителя.

Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. (Легенды повествуют, что те, кто ненавидел Эзопа за острый язык, подложили в его котомку золотую чашуиз храмовой утвари. Эзоп был осуждён за воровство и казнён).

О мудрости Эзопа слагались легенды. Одна из них рассказывает о том, как судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек.

Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить всё самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Тот ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!» При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка можно мириться, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Не всем гостям пришёлся по вкусу этот ответ.

Не любили знатные вельможи и басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие. Мы до сих пор не знаем, правда ли, что Эзоп был автором всех тех басен, которые ему приписывают, но он первый баснописец, имя которого дошло до нас сквозь тысячелетия.

У многих народов мира есть свои басни. Многие из сюжетов позаимствованы у Эзопа. И мы сегодня, даже не прочитав ни одной из Эзоповых басен, уже имеем о них представление благодаря русскому баснописцу И.А.Крылову. Достаточно сказать, что у Эзопа позаимствованы фабулы басен «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом».

2. Усвоение литературоведческих понятий.

(Учащиеся записывают определения в тетрадь).

Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.


Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.


Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.


Аллегория – иносказание.


Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. (Эзоп, чтобы говорить правду, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных и птиц).


Вывод: басня - небольшой рассказ, чаще стихотворный, аллегорического характера с поучительным смыслом.


3. Чтение учителем басни Эзопа «Волк и Ягнёнок».


Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать Ягнёнка, что тот мутит ему воду и не даёт пить. Ответил Ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал Волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» Ответил Ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было. Сказал на это Волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а всё-таки я тебя съем!»


4. Чтение учащимися вслух басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок».

5. Сопоставительная работа.

- Найдите сходство и отличие в баснях Эзопа и И.А.Крылова.

Сходство: 1) сюжет; 2) герои.

Отличие:


Басня Эзопа Басня Крылова


1) Проза. 1) Стихотворение.

2) Вывод делает сам читатель: 2) Мораль басни присутствует в тексте:

кто заранее решился на злое «У сильного всегда бессильный виноват».

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.


6. Самостоятельная работа учащихся.

Прочитать и сравнить басню Эзопа «Лисица и виноград» и одноимённую басню И.А.Крылова.


7. Чтение басни Эзопа «Отец и сыновья».


8. Беседа с учащимися.

- Прочитайте мораль басни. Обратившись к своему небольшому жизненному опыту, докажите её актуальность.


9. Творческая работа «Мораль сей басни такова».


- Прослушайте басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.


Собака и заяц.

Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то его лизала в губы. Изумился заяц и сказал: «Любезная, уж ты или кусайся, или не целуйся, чтобы я знал, враг ты мне или друг».


Лисица и барс.

Лисица и барс поспорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещрённой узорами шкурой, но лиса ему на это сказала: «Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещрённое, а душа изощрённая!»


Кошка и куры.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарственные инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично!» - сказали куры. – Но только когда тебя нет поблизости».


Лягушки.

Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда прыгнуть, но другая сказала: «А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?»


10. Теория литературы.

Определение жанровых отличий и сходства басни и притчи.

Сходство: небольшое произведение, имеющее поучительный характер.

Отличие: Басня Притча

1) Истолкование басни многозначно. 1) Заключена определённая идея.

2) Заставляет читателя самого решать, 2) Показывает, как можно поступить

в той или иной ситуации.


11. Обобщающая беседа с учащимися.

- Какая из басен Эзопа вам больше всего понравилась? Почему?

- Какие пороки Эзоп высмеивал в своих баснях?

- Вспомните одинаковые названия басен, которые встречаются у Эзопа и других авторов.

- Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?


Это интересно!

По преданию, Эзоп был рабом неуча Ксанфа, который считал себя философом. Услышав от Эзопа какую-нибудь мудрую мысль, он присваивал её себе и похвалялся перед друзьями собственной «учёностью».

Однажды это хвастун попал в ловушку: он заявил своим собеседникам, что способен выпить море. Его поймали на слове и заключили пари: если на следующее утро Ксанф не выпьет море, то лишится своего имения.

Одумавшись, хвастун побежал домой, позвал Эзопа и взмолился: «Спасай меня! Проси за спасение всё, чего ты хочешь!»

«Я подскажу тебе, что ответить друзьям, - согласился Эзоп. – Но за это ты отпустишь меня на свободу». Ксанф вынужден был принять это условие. Утром он пришёл на берег моря, где собралась толпа посмеяться над хвастуном. Ксанф оглядел присутствующих и заявил: «Я выпью море. Но для этого нужна чаша. Перелейте в неё море, и я докажу, что я – не болтун».

Все были удивлены: «Действительно, Ксанф умён!»

А настоящий философ и мудрец шёл по дороге и дышал полной грудью, потому что теперь он был на свободе.

V. Итоги урока.


  1. Домашнее задание.

  1. Выучить определения понятий басня, аллегория, мораль, эзопов язык.

  2. Сочинить небольшую басню, учитывая её особенности (аллегория, мораль).

  3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Что объединяет басни Эзопа и библейские притчи?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!