СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе " И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением карточки-информатора и рабочего листа  для организации учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе " И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен"»


И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать навык  распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

•        Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

•        Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

•        Формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

•        Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.

Предметные:

•        Распознавать басни как жанр литературы по характерным признакам

•        Умение распознавать средства художественной выразительности в тексте

•        Выделение особенностей басни как жанра литературы

Метапредметные:

Регулятивные:

•        Формировать умение формулировать тему, задачи, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

•        Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

•        Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать их.

•        Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

•        Формировать умение работать с баснями разных писателей

•        Извлекать нужную информацию и применять её.

•        Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Оборудование:

•        портрет писателей (Эзоп, Крылов);

•        выставка книг баснописцев;

•        выставка иллюстраций к произведению и рисунков обучающихся;

•        Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой

•        карточка-информатор для работы с текстом;

•        рабочие листы;

•        презентация;

•        проектор;

•        экран.

Ход урока

                                                       Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

                                                                                                               И.А.Крылов    1. Приветствие учеников. Подготовка к уроку

2. Определение темы и целей урока. Постановка задач

Ребята, не так давно мы с вами закончили изучение сказок. Из этого увлекательного и волшебного мира нам предстоит отправиться в не менее прекрасный  мир.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран (просмотр фрагмента из мультфильма «Стрекоза и Муравей)

-Кто из вас знает отрывок из произведения какого жанра  мы посмотрели?

-Это басня.

-Правильно, ребята. Это басня. А кто автор этой басни?

-И.А. Крылов.

-Какую же тему мы будем изучать сегодня на уроке?

-Мы будем знакомиться с  баснями И.А. Крылова.

- Верно, ребята. Но сегодня мы познакомимся не только с басней Крылова, но и Басней Эзопа. Посмотрите на доску. Прочитаем тему урока полностью.

В начальной школе вы уже знакомились с различными баснями. Что вы знаете о басне?

Сегодня нам предстоит расширить наши знания об этом жанре, мы познакомимся с удивительными произведениями Эзопа и Крылова.

Вернемся к теме урока. Взгляните еще раз на доску и определите ключевые слова.

(Сравнительный анализ басен)

-Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

-Сравнивать басни двух авторов.

-Какова же цель нашего урока.

- Сравнение басен двух авторов.

Правильно, сегодня мы должны  научиться сравнивать басни.

А что значит «сравнивать»? Как вы понимаете значение слов «сравнивать», «сопоставлять»?

-Какова же задача нашего урока?

- Находить общее и различное в баснях Крылова и Эзопа.

Скажите, а нам знакома такая работа? Что мы постоянно сравнивали, когда изучали сказки?

О каком отличии вы сразу можете сказать, глядя на тему урока? (у Крылова главный действующий персонаж – Ворона, а у Эзопа – Ворон)

Молодцы, вы очень внимательные!

Откройте тетради, запишите число, тему урока


3. Работа с эпиграфом к уроку

Вы, наверняка, обратили внимание на эпиграф к уроку.

(Эпи́граф  —это фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста  и т.п.) Определение читаем по экрану.

Прочтите его выразительно. Как он связан с темой урока?

(В эпиграфе просматривается цель басни – распознавать пороки человеческие)

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

Лексическая работа:

Ребята, а что значит «порок». Как вы его понимаете?

Давайте посмотрим, правильно ли мы определили значение этого слова. Проверим себя по словарю.

Наш юный лексиколог нам в этом поможет.

Ученик читает словарную статью.

Порок* -

1. Тяжелый, предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Лживость – большой порок

2. Развратное поведение

Предаться пороку

3. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния

Пороки речи, пороки сердца

Какое из значений подходит для нашего варианта? (1).

Еще раз прочитаем значение слова порок

4. Первичное усвоение материала

Слово учителя: Жанр басни очень древний. Родоначальником его считается Эзоп, который жил и творил в 6 в. до н.э. Позже басенные традиции развивал  французский писатель XVII в. Жан де Лафонтен, русские мастера слова Александр Петрович Сумароков, Василий Кириллович Тредиаковский, которые творили в XVIIIв,  неподражаемый Иван Андреевич Крылов, автор XIX века. Современные писатели также уделяют большое внимание данному жанру, например, Сергей Владимирович Михалков. Вам ни о чем это имя не говорит?  (автор гимна Российской Федерации).

Вы заметили, что басней интересовались на протяжении многих тысячелетий и в самых разных странах.

Как вы считаете, с чем связан такой интерес к басне?

А теперь настало самое время для знакомства с нашими баснописцами.

Реализация домашнего задания. Индивидуальное задание.

Ваши одноклассники провели исследовательскую работу и подготовили мини-проекты. Сейчас мы предоставим слово им.

Вам необходимо внимательно слушать, чтобы потом ответить на вопросы. Перечень вопросов у вас на карточках.

4.1. Выступление ученика

Эзоп

О жизни  Эзопа известно немного: ведь он был рабом. Даже век, когда он жил, определяется приблизительно.

Так или иначе, Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории — басни. Вот одна из них:

Эзоп отличался не только остроумием, но и мудростью. Его считают первым баснописцем. Насколько верно такое мнение, судить трудно, ибо большой сборник его поучительных притч был составлен лишь в Средние века.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем, прибегали к легенде. Греческий автор, иносказательно поучавший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, а потому представляли его горбатым, хромым, а иногда и совсем безобразным.

Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.

Учитель: Эзоп был действительно удивительным человеком. Он учил говорить правду, не лицемерить, уважать труд.

Существует легенда, что однажды в Эзопа влюбилась сама жена его хозяина. Любовь ее была настолько сильна, что она предложила Эзопу бежать. Но не смотря на усилия, беглецов все же поймали. Тогда хозяин, отличавшийся своей суровостью, решил помиловать баснописца и предложил ему самому выбрать себе приговор: либо до конца жизни быть рабом, либо… смерть. Эзоп, к удивлению, ни минуты не раздумывая, выбрал смерть.

Так он своим примером доказал, что те уроки, которые он дает в своих баснях, он и сам применяет в жизни.

Нашу тему продолжает ученик с сообщением о Крылове.

Крылов Иван Андреевич (1769–1844)

На одной из тихих улочек Санкт-Петербурга, близ главной аллеи Летнего сада стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Автор сидит на камне и держит в руках перо и тетрадь, возможно, сочиняет очередное творение.

Но его путь к славе был долог и сложен.

И.А.Крылов родился 13 февраля 1769 года в семье военного. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Они и поддерживали первое время ту любовь к литературе, которую с раннего детства испытывал Иван Андреевич.

Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых.

В 13 лет поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу. Отсутствие образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. Он своеобразно играл на скрипке.

С 13 лет Крылов начинает пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

Трудности преследовали его на протяжении всей жизни. Не прямое ли доказательство этому то, что впервые басни Крылова были напечатаны лишь в 1808, когда автору было почти 40 лет. Тогда свет увидели 17 его произведений.

В 1809 выходит первое отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова - ряд непрерывных успехов и почестей.

В 1823г. получил Большую золотую медаль за литературные заслуги.

Скончался Крылов 21 ноября 1844 г.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

Учитель: Крылов всегда был очень близок к народу. Недаром его ласково  называют «дедушка Крылов».

Ну что ж, вы внимательно слушали, пришло время подвести итоги. Внимание на экран. Ответьте на вопросы:

4.2. Проверка первичного усвоения знаний на основе исследовательской работы

Эзоп

Когда жил автор?                                                 6 в до н.э

Что такое «эзопов язык»?                                    Иносказательный, когда под видом одного подразумевается другое

Что вас больше всего поразило в биографии Эзопа?         

Какие пороки осуждал в своих баснях?                     Лицемерие,  лень, ложь

Крылов        

Какое образование получил?                                        Учился самостоятельно

Когда появляются первые басни Крылова?          Начинает писать в 13 лет, первые басни появились, когда ему было почти 40

Какие награды получил Иван Андреевич?           Большая золотая медаль

В чем особенность творческой биографии Крылова?        Поздно пришла слава

Обобщающий вопрос: Что общего в биографиях двух баснописцев вы увидели?

5. Сравнительный анализ текста

Правильно, вот сейчас нам и предстоит узнать все особенности басен.

В начале урока мы уже говорили о сравнении.

Для того, чтобы лучше разобраться в чем-то, необходимо попытаться сравнить, сопоставить, выявить общее и различное.

Еще  педагог Ушинский говорил, что «Сравнение – есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем, не иначе, как через сравнение».

Правильность этого суждения мы сейчас докажем. Но сначала познакомимся с текстами басен. Внимательно послушайте, вдумайтесь в смысл каждого произведения. Нам нужно будет сравнить басни.

Выразительное чтение наизусть. (Ученики читают басни наизусть Эзопа и Крылова), затем на рабочем листе определяют значение ряда слов из басни И.А .Крылова



Перед вами Карточка-информатор. Вам необходимо произвести сравнительный анализ по вопросам в таблице. Обратите внимание на карточку , которая называется «Структура басни».

Прочитайте заголовок структуры басни.

Из чего состоит басня?(мораль+ повествовании

Давайте прочитаем, что же такое мораль

Мораль– это  вывод, итог произведения, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом. В баснях и притчах мораль прямо сформулирована в конце произведения в виде двустишия или заключительной фразы (в баснях мораль иногда находится в начале).

БАСНЯ = МОРАЛЬ + ПОВЕСТВОВАНИЕ

 Жанр

Форма написания  (прозаическая или стихотворная)

Герои

Сюжет

Мораль

Выведена ли автором, ее положение в тексте

Язык        

 (есть ли выразительные средства языка, какие?) Какие части речи преобладают

Перед тем, как приступить к работе еще раз внимательно прочитайте тексты басен. На работу вам отводится 10 минут.

Работа эта сложная, но я верю, что вместе вы справитесь. Приступайте.

- Давайте подведем итоги вашей исследовательской работы с текстом.

- Вам понравились басни? Чем? Какие же пороки осуждают авторы?

- Скажите, в чем же сходство басен писателей?

- А различие?

 Давайте сравним, а все ли мы отразили в своих ответах. Перед вами рабочие листы.



Какие отличия Вы заметили?

Давайте узнаем, что же такое Аллегория. Поможет нам в этом учебник. Найдите в статье, посвященной басням, определение этого термина.

Аллегория* - иносказание. Под видом животных, птиц, растений автор имел ввиду людей, их черты характера.

Теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, посмотрим внимательно на наши таблицы и попробуем самостоятельно сформулировать ТЕРМИН.

Мы весь урок исследовали, сравнивали, искали ответы на самые разные вопросы. Пришло время ответить на самый важный вопрос: Что же такое басня?

Попробуйте самостоятельно прочитать термин и вставить недостающие слова, а затем озвучите получившийся вариант вслух.

Ба́сня* — стихотворное или прозаическое литературное произведение ______________________ характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — _______________________________ Действующими лицами обычно выступают ___________________________.

В басне высмеиваются _______________________ людей. Басня — один из _____________________________литературных жанров.

Прочтем в учебнике определение.

Вы молодцы! Сегодня самостоятельно у вас получилось сформулировать литературоведческий термин.

Давайте подведем итоги нашей работы. Перед вами предложения. Закончите их.

6. Рефлексия. Незаконченные предложения

Сегодня на уроке:

•        Я узнал, что…

•        Больше всего мне понравилось…

•        Меня поразило…

•        Мне осталось непонятным…

7. Домашнее задание

- Письменный ответ на вопрос: Чему меня учит басня Эзопа и Крылова. Выучить определение басни.



 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!