Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Учитель начинает урок с игры «Улыбка» - Ребята, сегодня мы начнем урок с игры: «УЛЫБКА». - Какое настроение у вас сейчас? - Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение? | Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди). Садятся на свои места, отвечают на вопросы учителя | Личностные: положительно относятся к учению, к предмету, к учителю и одноклассникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. формулируют свои мысли |
2. Актуализация знаний
| Эвристическая беседа по теме урока | - А что такое, по - вашему, время? Как бы вы схематично изобразили время? Посмотрим в словаре, что означает слово «время». Придумайте фразеологизмы со словом время - Как вы думаете, можно ли время потерять? - А вернуть? Какими единицами измеряется время, продолжительность бытия – возраст, срок? А чем конкретно измеряется человеческая жизнь? Только годами? Может быть, ее можно измерить чем-то еще с учетом того, куда и на что тратились годы жизни? А какие еще понятия связывают время с жизнью каждого человека? Как вы думаете, какой из этих периодов в жизни человека самый важный? Почему вы так считаете? Детство – это как раз тот период, в котором вы живете. Да, он самый ответственный и важный в жизни любого человека, но именно он пролетает быстрее всего. Как вы думаете. Почему? А теперь давайте обратимся к вашей домашней задаче. Итак, сколько потерянного времени вы насчитали? подсчитанное время умножьте на 365 дней, вы получите количество потраченного за год времени. | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на поставленный вопрос. Схематично изображают время (два человека у доски) Время – это продолжительность существования (бытия) чего-либо или кого-либо на земле, и для каждого существа (человека, животного, растения) или предмета оно ограничивается определенными рамками, которые мы называем возрастом, сроком. Время бежит, время тянется; Секундами, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями…. Человеческую жизнь можно измерить тем временем, которое было потрачено на добрые и полезные дела (или наоборот). И чем больше потрачено времени на добрые дела, тем длиннее и содержательнее оказывается жизнь. Возраст, детство, юность, молодость, зрелость, старость. Детство – самый важный период в жизни человека, ребенок в детстве начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, получает представление о мире, у него формируется характер, он учится общаться с людьми. Часто попусту тратят. Делятся своими наблюдениями (д.з. подсчитать количество впустую потраченного времени) | Личностные: Способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества: Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты действия; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельно находить информацию в дополнительных источниках, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; |
3. Целеполагание | Работа с текстом Чтение по ролям Выразительное чтение | Писатель Евгений Шварц тоже задумался об этом и написал «Сказку о потерянном времени». Как вы думаете, если бы вы жили в сказочном мире, могла бы с вами приключиться подобная история? | Отвечают на вопросы учителя, находят в учебнике сказку | Личностные: Способность к самооценке своих действий и поступков; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, коммуникативные: умение строить речевое высказывание; |
4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Анализ художественного произведения | Обратимся к сказке. Почему главный герой сказки Петя Зубов постоянно отставал от своих товарищей? На что он рассчитывал? Почему мальчик вдруг состарился уже в третьем классе? Ребята, послушаем песню злых волшебников из мультфильма «Сказка о потерянном времени». Задание вам: найти ключевые слова и объяснить их. Что значит убивать время? А почему злые волшебники так легко проматывают время? - Что почувствовал Петя, когда стал стариком? О чем он больше всего жалел? - Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя? Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему? Всегда ли нужно бежать? Каким образом ему удалось найти, узнать остальных ребят – стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему? Почему ребятам неловко было от слов, услышанных в трамвае? Нелегко ребятам было выполнить задачу, когда оказались в домике. Что им помогло? Как им удалось это сделать? А если бы Пете Зубову не удалось найти товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей? Как вы думаете, как теперь будут жить эти ребята? Но это произошло в сказке. А в жизни можно вернуть потерянное время? Найдите в сказке слова, в которых выражена основная мысль. | Читают отрывки из сказки, доказывают свои суждения текстом. Отвечают на вопросы, составляют связное монологическое высказывание (Злые волшебники стерегут даром потраченное ребятами время и с его помощью возвращают себе молодость и продлевают жизнь.) Смотрят мультфильм, выделяют ключевые слова: «А мы все время убиваем время» Убивать время – значит растрачивать его впустую, значит укорачивать свою жизнь. Это не их время, они растрачивают чужое, украденное время. Читают отрывок. «Какой я одинокий…» Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился. Находят эпизод (Петя в домике волшебников), читают или подробно пересказывают. Бежать – Петя спешит за потерянным временем. Нет. Порой спешка может только замедлить дело. Поспешишь – людей насмешишь. Ведь и Петя дорогу не запомнил, потому что спешил. Читают или пересказывают отрывки. Инсценировка эпизода. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы: они очень хотели вернуть время и снова стать детьми. Нет, нужна еще и товарищеская помощь, поддержка. Только благодаря ей можно было вернуть все на круги своя. Они будут ценить каждую минуту и постараются научиться всему нужному и важному для будущей жизни. Практически нельзя. Находят основную мысль: «Помни: Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» | Личностные: осваивать новые виды деятельности, уметь оценивать события и происшествия; Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности; Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее, осуществлять для решения учебных задач различные мыслительные операции; Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить небольшие монологические высказывания, - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; |
5. Включение в систему знаний и повторение, проверка перспективного домашнего задания | Проверка домашнего задания, подведение итогов | А теперь прочитайте те пословицы и поговорки, которые вы нашли дома. Выберите из них те, которые точнее всего раскрывают основную мысль сказки. Объясните их. Могли бы вы сделать эту пословицу девизом своей жизни? | Читают пословицы и поговорки, подготовленные дома. Выбирают пословицы и объясняют. Отвечают на вопросы. Составляют связное монологическое высказывание | Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры; Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
6. Рефлексивно-оценочный этап.
| Подведение итогов | - Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. | Оценивают свою работу на уроке Прием: рисунок. Работал на уроке хорошо, активно – дорисовать часам улыбку, Кое-что осталось непонятным – прямой, Грустно было на уроке – уголки губ опущены вниз | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
7. Домашнее задание. 2 минуты. | | – подготовить вопросы главным героям сказки – детям и волшебникам – и автору сказки. - написать, что бы ты посоветовал самому себе (какой урок ты извлёк из этой сказки) - составить постер (мини-проект) «Время – что оно значит для меня» | Записывают домашнее задание, выбирают | Регулятивные: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; |