СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Использована технология смылового чтения. Приемы: ассоциативный ряд, читательский прогноз, обращение к личному опыту

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"»


Урок литературы


Класс

5

Учитель

Коснырева Татьяна Вениаминовна

Тема

«Ничего нет дороже времени» ( по сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»)

Цель деятельности учителя

Обучение основам анализа произведения

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев произведения;

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  строить логическое рассуждение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне, свободно пользоваться словарями и справочной литературой.

Личностные: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

умение ценить время свое и чужое; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.


Методы и формы обучения

Технологии: элементы дифференцированного, исследовательского обучения.

Приёмы смыслового чтения: ассоциативный ряд, читательский прогноз, обращение к личному опыту.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.


Образовательные ресурсы

УМК: Литература:5 класс:учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях.Ч.1/Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Ланина.-2-е изд.- М.: Вентана-Граф,2012-304 стр.

Оборудование

Проектор, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Сказка

Основные понятия

Литературная сказка, фантастика, герой, художественная деталь


 




Организационная структура урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

  1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель начинает урок с игры «Улыбка»

- Ребята, сегодня мы начнем урок с игры:

«УЛЫБКА».

- Какое настроение у вас сейчас?

- Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение?

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

Садятся на свои места, отвечают на вопросы учителя

Личностные: положительно относятся к учению, к предмету, к учителю и одноклассникам;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. формулируют свои мысли

2. Актуализация знаний


Эвристическая беседа по теме урока

- А что такое, по - вашему, время?

Как бы вы схематично изобразили время?







Посмотрим в словаре, что означает слово «время».











Придумайте фразеологизмы со словом время

- Как вы думаете, можно ли время потерять?

- А вернуть?

Какими единицами измеряется время, продолжительность бытия – возраст, срок?

А чем конкретно измеряется человеческая жизнь? Только годами? Может быть, ее можно измерить чем-то еще с учетом того, куда и на что тратились годы жизни?






А какие еще понятия связывают время с жизнью каждого человека? Как вы думаете, какой из этих периодов в жизни человека самый важный? Почему вы так считаете?

Детство – это как раз тот период, в котором вы живете. Да, он самый ответственный и важный в жизни любого человека, но именно он пролетает быстрее всего.




Как вы думаете. Почему?


А теперь давайте обратимся к вашей домашней задаче. Итак, сколько потерянного времени вы насчитали? подсчитанное время умножьте на 365 дней, вы получите количество потраченного за год времени.


Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Отвечают на поставленный вопрос.

Схематично изображают время (два человека у доски)

Время – это продолжительность существования (бытия) чего-либо или кого-либо на земле, и для каждого существа (человека, животного, растения) или предмета оно ограничивается определенными рамками, которые мы называем возрастом, сроком.


Время бежит, время тянется;





Секундами, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями….

Человеческую жизнь можно измерить тем временем, которое было потрачено на добрые и полезные дела (или наоборот). И чем больше потрачено времени на добрые дела, тем длиннее и содержательнее оказывается жизнь.


Возраст, детство, юность, молодость, зрелость, старость.


Детство – самый важный период в жизни человека, ребенок в детстве начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, получает представление о мире, у него формируется характер, он учится общаться с людьми.


Часто попусту тратят.


Делятся своими наблюдениями (д.з. подсчитать количество впустую потраченного времени)

Личностные:

Способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества:

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты действия;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков, самостоятельно находить информацию в дополнительных источниках, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;


3. Целеполагание

Работа с текстом

Чтение по ролям

Выразительное чтение


Писатель Евгений Шварц тоже задумался об этом и написал «Сказку о потерянном времени».

Как вы думаете, если бы вы жили в сказочном мире, могла бы с вами приключиться подобная история?


Отвечают на вопросы учителя, находят в учебнике сказку

Личностные:

Способность к самооценке своих действий и поступков;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, коммуникативные:

умение строить речевое высказывание;


4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Анализ художественного произведения

Обратимся к сказке.

Почему главный герой сказки Петя Зубов постоянно отставал от своих товарищей? На что он рассчитывал?


Почему мальчик вдруг состарился уже в третьем классе?









Ребята, послушаем песню злых волшебников из мультфильма «Сказка о потерянном времени». Задание вам: найти ключевые слова и объяснить их.

Что значит убивать время?




А почему злые волшебники так легко проматывают время?


- Что почувствовал Петя, когда стал стариком? О чем он больше всего жалел?


- Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?


Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

Всегда ли нужно бежать?






Каким образом ему удалось найти, узнать остальных ребят – стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

Почему ребятам неловко было от слов, услышанных в трамвае?


Нелегко ребятам было выполнить задачу, когда оказались в домике. Что им помогло? Как им удалось это сделать?

А если бы Пете Зубову не удалось найти товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?



Как вы думаете, как теперь будут жить эти ребята?




Но это произошло в сказке. А в жизни можно вернуть потерянное время?

Найдите в сказке слова, в которых выражена основная мысль.


Читают отрывки из сказки, доказывают свои суждения текстом.



Отвечают на вопросы, составляют связное монологическое высказывание (Злые волшебники стерегут даром потраченное ребятами время и с его помощью возвращают себе молодость и продлевают жизнь.)


Смотрят мультфильм, выделяют ключевые слова: «А мы все время убиваем время»

Убивать время – значит растрачивать его впустую, значит укорачивать свою жизнь.

Это не их время, они растрачивают чужое, украденное время.

Читают отрывок. «Какой я одинокий…»

Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

Находят эпизод (Петя в домике волшебников), читают или подробно пересказывают.


Бежать – Петя спешит за потерянным временем.


Нет. Порой спешка может только замедлить дело. Поспешишь – людей насмешишь. Ведь и Петя дорогу не запомнил, потому что спешил.

Читают или пересказывают отрывки.

Инсценировка эпизода.



Отвечают на вопросы.


Отвечают на вопросы: они очень хотели вернуть время и снова стать детьми.


Нет, нужна еще и товарищеская помощь, поддержка. Только благодаря ей можно было вернуть все на круги своя.

Они будут ценить каждую минуту и постараются научиться всему нужному и важному для будущей жизни.


Практически нельзя.


Находят основную мысль: «Помни: Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»

Личностные: осваивать новые виды деятельности, уметь оценивать события и происшествия;

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности;

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее, осуществлять для решения учебных задач различные мыслительные операции;

Коммуникативные: -

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;


5. Включение в систему знаний и повторение, проверка перспективного домашнего задания

Проверка домашнего задания, подведение итогов

А теперь прочитайте те пословицы и поговорки, которые вы нашли дома. Выберите из них те, которые точнее всего раскрывают основную мысль сказки. Объясните их.

Могли бы вы сделать эту пословицу девизом своей жизни?


Читают пословицы и поговорки, подготовленные дома.

Выбирают пословицы и объясняют.

Отвечают на вопросы. Составляют связное монологическое высказывание

Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

6. Рефлексивно-оценочный этап.


Подведение итогов

-  Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.

Оценивают свою работу на уроке

Прием: рисунок.

Работал на уроке хорошо, активно – дорисовать часам улыбку,

Кое-что осталось непонятным – прямой,

Грустно было на уроке – уголки губ опущены вниз

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

7. Домашнее задание.

2 минуты.


– подготовить вопросы главным героям сказки – детям и волшебникам  – и автору сказки.

 - написать, что бы ты посоветовал самому себе (какой урок ты извлёк из этой сказки)

 

- составить постер (мини-проект) «Время – что оно значит для меня»

Записывают домашнее задание, выбирают

Регулятивные: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!