СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек» (Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: воспитывать внимательное отношение к художественному миру автора, образно представлять картины, воспитывать патриотизм.

Оборудование: портрет А. С.  Пушкина, рисунки к сказке, иллюстрации к Куликовской битве , музыка ,, Манго, ,, Пролог к арии Сусанина, репродукции к сказкам.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек» (Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)»

МБОУ Крупецкая СОШ









Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек»

(Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)







Подготовил:

учитель русского языка

и литературы Копченкова Ю.А.

2018г.



Тема урока: Сказка-ложь, да в ней намёк.

Поэма А. С. Пушкина « Руслан и Людмила» ( Песнь шестая. Эпилог. )

Цели: воспитывать внимательное отношение к художественному миру автора, образно представлять картины, воспитывать патриотизм.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рисунки к сказке, иллюстрации к Куликовской битве , музыка ,, Манго, ,, Пролог к арии Сусанина, репродукции к сказкам.

  1. Подготовка к восприятию.

Писатель не может жить вне своего времени, потому что время-это и есть жизнь. Ни одна из чужих проблем действительности не должна проходить мимо души художника, мимо его интереса.

И это действительно так:

Ведь можно всё раздарить и отдать:

Да же кровь, даже право любить.

Только душу свою, словно мать,

Невозможно другой заменить.

Более 200 лет отделяют нас от времени, когда жил А.С. Пушкин. Мир сильно изменился. Другим стал фасон одежды, причёски, способ передвижения, но неизменны и вечны понятия: дружба и предательство, любовь и ненависть. Мир ожесточился, и мы задаём себе вопрос: как остаться самим собой в этом мире, сохранить свои человеческие качества, не озвереть. Искать ответы нужно у Пушкина. Он сумел пронести через все жизненные испытания доброту души своей, наполнил ею свои сказки и подарил нам.

  1. Анализ сказки-поэмы «Руслан и Людмила».

- Как вы понимаете слово «намёки»? (Подсказки)

- Что такое сказка? Какое волшебство происходит?

(Сказка-это произведение, основанное на волшебстве)

Волшебство: шапка-невидимка, колдовская борода, волшебный меч, колдунья и её превращения, всегда живая и мёртвая вода, говорящая голова, русалки, ведьма, Черномор)

Но А.С. Пушкин назвал свою сказку поэмой? Сравните со знакомыми вам сказками эту и назовите различия:

1)Объём больше.

2) Написана стихами.

3)Слышим голос, мнение писателя.

Поэма- это большое стихотворное произведение, где автор выражает своё отношение к происходящему.

Автор, ребята, также превращается в невидимого героя, называется он теперь лирический герой и живёт в своей сказке-поэме. Мы его не видим, но он переживает вместе с нами. На чьей стороне писатель? (Руслана, Людмилы)

Вслушаемся ещё раз в первые строки сказки. Что говорит автор о себе?

(Чтение учеником наизусть «У лукоморья…)

Много кот знает сказок, богата кладовая народной мудрости. « Одну я помню, сказку эту теперь поведаю я свету.»

« Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой.»

- О чём сказка Пушкина?

(о любви, предательстве, зависти, о счастье)

- С чего начинаются события?

( Руслан в день свадьбы остаётся без невесты. Неведомая сила похитила её. Он и 3 соперника: Рогдай, Ратмир и Форлаф едут на её поиски)

- Откуда начинают они свой путь? Чья Людмила дочь?

( Из Киева, дочь она князя Владимира Красное Солнышко, который правил в 10 веке, т. е 1000 лет назад. Это подлинное историческое лицо)

- Значит мы с вами переместимся во времени на целую тысячу лет в наше прошлое. Что же волновало тогда людей, какими они были, изменились ли мы за это время? Вот вопросы, которые нам предстоит разобрать.

3. Работа с иллюстрациями к сказке.

1) « Руслан с поникшей головой»

Читаем из сказки пояснение к этому рисунку.

Руслан уныньем как убит;

Мысль о потерянной невесте

Его терзает и мертвит…

Надежда гибнет, гаснет вера.

Руслан «пал духом», потерял надежду, он и сам может сейчас погибнуть. Очень трудно побороть тяжёлые мысли, а ведь Пушкин говорит, что « Руслан был юноша не вялый, не то что витязь наших дней».

-Кто же возвращает Руслана к жизни?

( старый мудрец, который внушает ему надежду.)

-Почему Руслан поверил незнакомому старцу?

( его судьба похожа на то, что случилось с Русланом, он любил, но безответно, и тогда он стал при помощи приворота добиваться ответной любви)

-Какие слова, найдите в тексте, «волшебные» он произнёс?

(«С надеждой, верою весёлой

Иди на всё, не унывай;

Вперёд! Мечом и грудью смелой

Свой путь на полночь пробивай»)

- Руслан воспрянул духом, с новой силой отправляется в путь, полный опасности. Какая же опасность ждёт его на пути?

( Рогдай- надежда киевлян наносит удар Руслану в спину)

Это предательский удар. Руслан не прощает этого и побеждает соперника.

Почему я его представила именно так: на красном фоне чёрное сердце.

(Он любит, но зависть наполнила его сердце злобой и заслонила рассудок. Красный цвет-это кровь, которая может пролиться в любую минуту от руки этого человека)

Долог путь Руслана. Нужно время, чтобы проверить свои чувства. А может ему только лишь показалось, что он любит Людмилу, как и Ратмир.

( Нет, он знает, что сам не углядел, он должен был быть Людмиле теперь защитой и опорой в жизни. Ратмир женился, он полюбил другую, значит любовь была показной, некрепкой к Людмиле.

- Прочитайте слова, где говорится о пути и времени Руслана.

(« И дни бегут; желтеют нивы; С дерев спадает дряхлый лист !»)

- С кем сражается Руслан? Читаем

( с «Головой»)

об этом в сказке.

(«Вдруг холм, безоблачной луною

В тумане бледно озаряясь…)

- Руслан поверил в себя, в свои силы и победил голову богатыря, которая в несколько раз больше витязя с конём?

-А почему «Голова» не стала разговаривать с Русланом, ведь она по характеру не злая?

(Она спала, теперь она никому не верит, так как уже поплатилась жизнью за доверчивость)

- С кем ещё сражался Руслан?

(с богатырём, ведьмой)

Злая сила понимает, что Руслана силой не победить. Нужно хитростью сделать. На земле он непобедим. Значит, либо уничтожить, либо поднять к облакам.

Слушаем музыку «Манго».

-Что вы представили себе, какую картину?

(Руслан попадает к месту, поросшему мхом, болото, на деревьях русалки. Они улыбаются ему, обнимают. Они очень красивые. Руслан чуть не забыл про Людмилу, так они его очаровали. Но вдруг заржал конь. Он встрепенулся, видение исчезло.)

- Сражение с Черномором в облаках. Зачитаем.

(«Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно…



« Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит»)

- Почему Черномор хотел жениться на Людмиле? На что надеялся?

( на колдовство)

-А что же Людмила, может быть она в этих великолепных палатах, волшебном саду забыла про Руслана? Прочитайте описание богатства владений Черномора, красоту сада волшебного.

И наша дева очутилась в саду.

Пленительный предел:

Прекраснее садов Армиды.

Великолепные дубравы;

Аллеи пальм, и лес лавровый,

И благородных миртов ряд,

И кедров гордые вершины

И золотые апельсины;

Зерцалом вод отражены;

Пригорки, рощи и долины

Весны огнём оживлены.

Она, безмолвна и уныла,

Одна гуляет по садам,

О друге мыслит и вздыхает,

Иль, волю дав своим мечтам,

К родимым киевским полям

В забвенье сердца улетает;

Отца и братьев обнимает.

- Руслан победил Черномора, сердца любящих встретились.

Руслан счастлив, он любим.

Устал и уснул. А в это время…

(звучит тревожная музыка, набат, звон стали, скрежет…)

- Что происходит?

… Весь Киев новою тревогой

Смутился. Клики, шум и вой

Возникли всюду. Киевляне

Толпятся на стене градской…

… Но между тем какой позор

Являет Киев осаждённый?

Чтение наизусть

И день настал…

… И русских витязей молитвы.

Русь стонет от горя и слёз. А что же Руслан? Он продолжает спать. А может быть он делает видимость, что эта беда его не касается? Ведь он счастлив. Как вы считаете, можно ли быть счастливым, если Родина несчастлива, горе кругом?

( нет, Руслан сражается с врагами, побивает вражескую рать)

Народ ликует. Киев празднует победу и свадьбу. ( Играет музыка «народные танцы»: «барыня» и др.)

Вот теперь Руслан счастлив по-настоящему. Человек тогда может быть счастлив, когда счастлив его народ.

Образ былинного богатыря-защитника Отечества. Грозно он смотрит вдаль, готовый сразиться с любым врагом. ( репродукция Ильи Муромца). А что же Людмила? Её доля-доля русской жены, матери- терпеливо ждать возращения из похода мужа и сыновей. Молиться за них, за крепость их духа и бесстрашие.

Самого Пушкина мы можем сравнить с былинным героем, так как он не успокоился на личном счастье, боролся правдивым словом с несправедливостью.

( Чтение эпилога)

Итак, сделаем выводы: какие же намёки в сказки мы увидели?

  1. Мудрость черпать нужно из книг, прислушиваться к опыту старших.

  2. Ненависть может зародиться в каждом сердце, но нельзя давать ей завладеть разумом.

  3. Настоящая любовь проверяется в испытаниях.

  4. Любовь к Родине, счастье Отечества - основа личного счастья гражданина, патриота.

Домашнее задание: написать сочинение « И я там был…»

(В Киеве, на городской стене)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!