Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ | Приём целеполагания -Какие цели мы ставили перед уроком?
-Какие цели мы ставим сегодня? Приём «Мозговой штурм» - Почему старшие дети семьи Бэнкс с тревогой ждали новой няни? Словарная работа Чемоданчик - сумка, в которой перевозят вещи. Прихожая - комната перед спальней. Благородно - хорошо, вежливо. Выборочное чтение - Мэри Поппинс – молодая женщина непримечательной наружности.
-Что её отличает от всех?
-Всё имущество героини состоит …
-Мэри Поппинс передвигается весьма оригинальным способом. В данном примере признак волшебства содержится во фразе, что подчеркивает невероятную, сверхъестественную силу ветра, могущество природы.
-Дети могут ослушаться Мэри Поппинс?
-Какие эмоции испытывают дети?
-В повести показаны два мира: мир взрослых и детей. В мире детей нет ограниченности и замкнутости пространства. Ветер, символизирующий свободу, стирает все возможные пространственные ограничения. Всё, что неожиданно появляется на пути главных героев, таким же волшебным образом и исчезает.
Приём "Проблемная ситуация" П. Трэверс хотела закончить свое произведение сказкой подзаголовком «Прощай, Мэри Поппинс», но отказалась от своего замысла. - Подумаем, почему писательница так и не написала сказку, в которой волшебная няня бросила бы своих воспитанников навсегда? Работа в группах Сюжет повести «Мэри Поппинс» развивается в двух плоскостях: мир взрослых и мир детей. Семья Бэнкс живет на вполне реальной Вишневой улице, а все приключения происходят только в волшебном мире детей. Сказочная реальность пародирует действительность, подчёркивая тем самым её негативные стороны, а также указывает на несовершенство мира, в котором живут герои Героев повести-сказки также можно разделить на две группы: с одной стороны, это обычные люди – семья Бэнкс, с другой стороны, волшебные персонажи, которых Джейн, Майкл встречают в сказочном мире. И те, и другие наделены живыми характерами, у каждого из них свои привычки, особенности поведения и речь. И всё же внимание автора и читателя в большей степени сосредоточено на событиях, а не на характерах, поэтому повесть-сказка насыщена приключениями, которые происходят с героями. Как правило, чудесные события сопровождают появление необычных персонажей в жизни самых обычных детей, и это помогает восстановить правильный порядок вещей, вносит в жизнь маленького героя недостающую гармонию. Таким образом, исходя из наших наблюдений, можно сделать вывод, что используя жанр «повесть-сказка», П. Трэверс не только наделяет своих персонажей умением творить волшебство, но и зарождает в читателях веру в чудо, в возможность существования этого чуда в реальном мире – прежде всего в мире детей. Все чудеса, совершенные Мэри Поппинс, имеют ценность лишь в мире детей, их фантазий и мечтаний. Она умеет создавать приключения из ничего: из самых обычных предметов и при самых обычных условиях. Своих воспитанников Поппинс научила двум самым главным в жизни вещам: умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен. При всем при этом за свои услуги Мэри Попинс просит самое маленькое жалование. В повести «Мэри Поппинс» концепт «волшебство» реализуется в тексте согласно двум основным положениям сказочного дискурса: первое, наличие чудесного действия, события, и второе, присутствие в сказочном повествовании животных, растений, существ или людей, наделённых волшебными способностями. Для этого П. Трэверс использует такие приемы, как олицетворение, метафора и сравнение. П. Трэверс уделяет большое внимание описанию природы, ведь именно она и создает атмосферу сказочности. Автор «оживляет» природу, и основным приемом, превращающим неживое в живое, использует олицетворение. Обратимся к примерам
Наделяя природу характеристиками людей – писатель создает сказочную атмосферу и подчеркивает силу и могущество природы.
Образ ветра становится символом силы и могущества природы. Ветер также предстает как символ свободы, движения и перемещения. Он придает легкость и сказочность всему происходящему.
Отдельное внимание нужно уделить сказочным героям повести. Автор не придумывает несуществующих животных, не наделяет их волшебными способностями, а, наоборот, делает их похожими на людей. Этим он и добивается ощущения волшебства. Никто никогда не говорил с таким великим почтением о корове
Все животные в повести вполне реальны, при этом могут разговаривать, чем и удивляют детей.
Настоящей волшебницей перед глазами читателей предстает Мэри Поппинс. П. Трэверс подчеркивает ее таинственность и загадочность, сравнивая ее с куклой
Кукла выступает в данном случае как символ детства, сказочного мира, волшебства.
У необычной и сказочной Мэри Поппинс и вещи сказочные.
Будничный мир взрослых, в котором приходится жить детям, с приходом Мэри Поппинс становится таким, каким дети всегда его представляли в воображении, наполненным всевозможными чудесами. И посредством главных героев повести, с которыми и происходят все приключения, и реализуется концепт «волшебство». Ведь только дети способны видеть чудо в обыденных вещах. Этот пример четко показывает отношение детей к миру и всему живому, что их окружает. В обычных птицах они видят…
В мире детей все приобретает таинственность и сказочность. Отличительная черта данной разновидности литературной сказки заключается в сочетании сказочных и реальных событий. Ощущение реальности волшебства, которое Мэри Поппинс приносит в семью Бэнксов, изменяет их отношение к действительности. В отличие от большинства классических сказочных героев она не сулит им счастливого решения многочисленных проблем. Как и положено добропорядочной няне, Мэри внешне строга и консервативна. На все расспросы детей она либо фыркает, либо отделывается общими фразами -Однако за этим неприступным фасадом скрывается настоящая волшебница. Не раз подмечено, что Поппинс никогда не творит чудеса открыто: ни колдует, ни размахивает волшебной палочкой. Чудеса, как бы сами, начинают твориться в любом месте, где она появляется. Кроме этого, внезапно выясняется, что за дверями благопристойной Вишнёвой улицы нередко прячутся весьма странные персонажи: будь то мистер Паррик, который от смеха начинает летать, или мисс Кори с дочками-великаншами, способная клеить звёзды прямо на небо. При этом Мэри Поппинс настойчиво (и даже обидчиво) отрицает любую свою причастность к происходящим чудесам. П. Л. Трэверс: «Без обычного не может быть необычного, а сверхъестественное сокрыто в естественном. Чтобы взлететь, нужно оттолкнуться от чего-то прочного…» Действительно, каждое приключение, которое дети переживают с Мэри Поппинс, своеобразная притча или духовный урок — иногда совсем не детский… К тому же лучшие сказки рождаются сами по себе, а не пишутся, как проповедь. | Дома должны прочитать первую часть сказки П. Трэверс «Мэри Поппинс» Почему Мэри Поппинс знаменита во всём мире?
Незнакомка была худая, с большими руками и ногами и довольно маленькими, пронзительными синими глазами.
Её отличает аккуратность и прекрасные манеры. Туфли Мэри Поппинс всегда начищены, передник накрахмален, от неё исходит аромат мыла «Солнечный свет» и тостов.
Из зонтика и большой ковровой сумки.
По ветру, который сама няня называет «ветром перемен»: – И вдруг – Майкл и Джейн не поверили свои глазам, едва женщина вошла в садик, одна поднялась в воздух и полетела прямо к дому!
Нет, потому что есть в ней что-то «необычное, пугающее и волнующее». Но Мэри Поппинс не сводила с него взгляда, и вдруг Майкл почувствовал, что невозможно смотреть на Мэри Поппинс и не слушаться. Было в ней что-то странное и необыкновенное, от чего делалось и страшно, и весело! В данной повести это, прежде всего, положительные эмоции, которые испытывают главные герои во время своих приключений: удивление, волнение, восторг. Они не могли поверить, что это правда!
Затем снова все затихло, как будто бы ничего и не двигалось. Магазина не было. Он исчез. Выбирают из чемодана предметы, принадлежащие няне и семье Бэнкс, распределяются на 2 группы Деревья так гнулись и вертелись под его порывами, что в сумерках могло показаться будто они сошли с ума и стараются вырвать свои Холмы и озера, горы и леса закружились в ритме вальса в такт музыки, которую нельзя было услышать. Едва женщина вошла в садикона поднялась в воздух и полетела прямо к дому! Да, было похоже на то, что ветер сперва донес ее до калитки, подождал, пока она откроет, а потом принес ее прямо к парадной двери.
Рыжая Корова была очень почтенной дамой, она всегда вела себя как Истинная Леди и отлично знала Все, Что Полагается… И она была всегда очень занята. Джейн и Майкл видели, что у незнакомки гладкие, блестящие черные волосы. «Как у деревянной куклы», – шепнула Джейн. Незнакомка была худая, с большими руками и ногами и довольно маленькими, пронзительными синими глазами. Ковровая сумка, которая лишь на первый взгляд кажется пустой: Из ковровой сумки она достала: семь фланелевых ночных рубашек, четыре полотняных, пару туфель, коробку домино, две купальные шапочки, альбом с открытками… Наконец она вытащила кровать-раскладушку – уже застеленную, даже с покрывалом и пуховым одеялом – и поставил ее между колыбельками Джона и Барбары. болтливых, суетливых сизых голубей-бабушек; быстрых грубоголосых голубей-дядюшек; трезвонящих «денег-нет, денег-нет» голубей-пап и бестолковых, озабоченных нежно-голубых горлицам. «Много будешь знать — скоро состаришься», «Я не энциклопедия», «На то есть свои причины», «Еще хоть одно слово, и я…». «Нет ничего вечного. Всё хорошее, когда-нибудь кончается» или «Змея и ребёнок, камень и звезда — все мы одно». — Когда-то они всё понимали, — сказала Мэри Поппинс, складывая ночную рубашку Джейн. — Как? — хором откликнулись Джон и Барби, ужасно удивлённые. — Правда? Вы хотите сказать — они понимали Скворца, и ветер, и… — И деревья, и язык солнечных лучей и звёзд — да, да, именно так. Когда-то, — сказала Мэри Поппинс. — Но почему же они тогда всё это позабыли?.. — Потому что они стали старше, — объяснила Мэри Поппинс. — …Нет ни одного человека, который бы помнил после того, как ему стукнет самое большее год. За исключением, конечно, неё. — Он указал клювом на Мэри Поппинс. — …Она не такая, как все. Она — редкое исключение. Она вне конкуренции! | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. Коммуникативные: - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции) Познавательные: -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;. Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане; -учет правила в планировании и контроле способа решения. |
Этап 3 ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ "Вопрос к тексту" Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…
| "Прием поиска детали" - Какой эпизод произведения запомнился больше всего?
В ее образе удивительно сочетаются детские черты и зрелая натура. Наверно поэтому детей так притягивает атмосфера, созданная няней. Символ зонта Мэри – это своеобразный дом, в котором найдется защита для всех. «Ветер перемен» наделяет Мэри воздушностью, тайной, воплощением детской мечты о способности летать. Это глубоко философские произведение о детском мире и сознании, оно рассказывает о том, какие механизмы задействованы в детском мировосприятии, о том, как важно понимать этот мир, не испортить и не сломать его. Читатель-ребенок получает от книги истинное удовольствие, поскольку она, как старый друг, повествует о сокровенных, тайнах, спрятанных в детской душе. Взрослый читатель вспоминает о юных годах, невольно завидуя детям, которым досталась тонко чувствующая их душу няня. Это произведение учит, что, становясь взрослыми, нельзя забывать все юные порывы и желания, убивая в себе ребенка ради «взрослых» ценностей. Мери Поппинс очень строгая и неласковая няня, но она понимает детей и точно знает, что им надо. От нее они слушают волшебные сказки-притчи, которые учат, как не растерять свою душу в мире взрослых. Что только стоит рассказ о танцующей корове, которая отказалась от своей мечты, ради того, чтобы остаться добропорядочной! Мери Поппинс – волшебница. Она умеет пришивать пуговицы с помощью взгляда, ездить вверх по перилам и превращать микстуру от простуды в чудесное лакомство. А еще она слышит то, как младенцы могут разговаривать с солнечным лучом и понимает язык зверей и птиц. Благодаря Мери, дети узнают о том, что любовь бывает эгоистичной. Они совсем другими глазами смотрят на свою благонравную соседку, которая пытается сделать из своей собачки «хорошего» мальчика. Она уверена, что все одежки, изысканная еда и маникюр – большое благо для песика, и не понимает, что своей навязчивой любовью ломает судьбу живому существу. Дети знакомятся с ее дядей, мистером Вигом, который способен так искренне смеяться, что может подняться ввысь, да еще и прихватить с собой своих гостей с накрытым к чаю столом в придачу. От Мери Поппинс дети узнают о том, как рождаются звезды на небе. Они с упоением подглядывают за тем, как ночью Мери вырезает их из фольги и приклеивает к небу. После всех этих чудес детей волнует один важный для них вопрос: как не забыть все те радости, когда они станут взрослыми. Они уже знают, что их мама и папа, которые так заняты будничной суетой, тоже когда-то видели все это, но забыли в погоне за мнимыми ценностями. Мери всегда готова помочь детям, которые в ней нуждаются, поэтому она летит туда, куда веет ветер перемен. Она – не долгий гость в каждом доме. Подарив детям волшебный мир, и вызвав возмущение взрослых, Мери улетает с попутным ветром куда-то к другим детям, в другой дом, а возвращается лишь во второй части. Однако, вырастая, люди забывают о ярких впечатлениях детства. Может быть, только те, чьей няней была М.П., уже никогда не забудут ее сказок, бывших, вероятно, самыми правдивыми историями на свете. Книга о тайнах детской души и о ценностях, которые люди с возрастом утрачивают, – умении видеть необычное в обычном. Взрослым полезно прочитать книгу, чтобы лучше понять детское мировосприятие и причину детских шалостей. Чему учит сказка Мэри Поппинс? Мораль сказки Мэри Поппинс Пословицы, поговорки и выражения сказки Никто не может знать все на свете. Это глаза плачут, а не я. Сидеть на скамейке и усердно предаваться лени – лучшее в мире занятие.
- А почему Мэри Поппинс почти ничего не объясняет детям, часто не отвечает на вопрос Джейн и Майкла? - А в чём же ещё её необычность? Почему дети так полюбили её? - О чём эта книга? Как вы думаете? Чему она учит нас?
- Главная мысль сказки "Мэри Поппинс"
|
Взрослых читателей сказка учит понимать и любить детей, маленьких – ценить искреннюю заботу, настоящую дружбу и истинные жизненные ценности.
В жизни очень важно научиться следовать законам добра, справедливости, не растратить детскую непосредственность, умение радоваться, удивляться и верить в чудеса. Именно эту главную мысль дарит читателям удивительная книга Памелы Трэверс.
Она себя вела так, чтобы ее воспитанники стали самостоятельными людьми, а для этого нужно самому думать, анализировать, делать выводы, без чьей-либо помощи, принимать решения. Учит умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен.
Чудеса существуют и все дети об этом знают, но почему-то, когда они становятся взрослыми, то сразу про это забывают. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Коммуникативные: - умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -умение задавать вопросы; -использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - осуществление пошагового контроля по результату; -адекватное восприятие оценки учителя; -различение способа и результата действия. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -поиск разнообразных способов решения задач |