СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе. Б.В.Шергин «Детство в Архангельске».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родной (русской) литературе. Целью данного урока является приобщение обучающихся к литературному богатству Русского Севера.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. Б.В.Шергин «Детство в Архангельске».»



Урок литературы в 6 классе.


Б.В.Шергин «Детство в Архангельске».


Цель:

Приобщение учеников к литературному богатству Севера.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о жизни Б.В.Шергина;

  • показать влияние биографии писателя на его творчество;

  • обратить внимание на своеобразие речи автора;

  • продолжить обучение работе с текстом;

  • проследить семейные взаимоотношения и учить ответственности за них;

  • развивать навык вдумчивого чтения;

  • воспитывать чувства благодарности, чуткости;

  • воспитывать патриотические чувства учеников;

  • пробуждать интерес к историческому прошлому родного края;

  • пробуждать любовь к литературе Севера.

Оборудование:

  • На доске запись темы урока,

запись: Ф.А.Абрамов «В краю родникового слова»;

запись: Л.С.Скепнер «Держатель чудесного сказа».

  • Презентация (фотографии с изображением северной природы в разное время года, фотография Ф.А.Абрамова, фотография Б.В.Шергина, фотографии старой Соломбалы, детская фотография Б.Шергина, фото Б.Шергина с пинежской сказительницей М.Д.Кривополеновой, несколько фотографий из музея Б.Шергина, фото скульптуры Шергина Б., установленной в Архангельске. Слайд – книги Б.Шергина)

  • Выставка рисунков детей (северные морские пейзажи).


ХОД УРОКА:


  1. Мотивация учебной деятельности.

«Русский Север. Поморье. (…) Край невероятных просторов, раздолья и воли ( …), край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне ещё не утратила очарования первобытной дикости. (…) на этой земле выросло особое племя русских людей – поморов, людей великого мужества, выносливости и терпения…». (Ф.А.Абрамов «В краю родникового слова»)

Неслучайно урок литературы я начала чтением отрывка из статьи замечательного писателя-северянина Ф.А.Абрамова, с творчеством которого мы с вами познакомились в прошлом учебном году. В своей статье «В краю родникового слова» пишет Абрамов и о Борисе Викторовиче Шергине, называя его «несравненным певцом соломбальских корабелов и тружеников Студёного моря», отмечая безыскусную красоту разговорной речи северного писателя.

1

Сегодня на уроке мы вновь встречаемся с Борисом Шергиным и знакомимся с его произведением «Детство в Архангельске». Совершим путешествие во времени – очутимся в Архангельской губернии начала прошлого века. Ребята, вам знакомо слово «губерния»? Что оно значит? Какое однокоренное слово вам известно? (губернатор – глава исполнительной власти)


  1. Постановка задач урока.

Ребята, какие задачи вы поставите перед собой на этот урок?


  1. Работа над темой урока.

  • О жизни и творчестве Шергина мы узнаем из статьи «Держатель чудесного сказа» Людмилы Сергеевны Скепнер, кандидата педагогических наук, доцента кафедры литературы Поморского международного педагогического университета. Ребята, внимательно послушайте отрывки из этой статьи, чтобы понять, почему она так называется.

  • Пересказ отрывков из статьи заранее подготовленными учениками (о рождении, о родителях писателя Б.Шергина, о семейных традициях).

Чуть позже мы вновь обратимся к статье «Держатель чудесного сказа».

  • Дома вы прочитали рассказ «Детство в Архангельске». Понравился ли он вам?

  1. Почему рассказ «Детство в Архангельске» можно назвать произведением автобиографического характера?

  2. О чём интереснее всего было читать? (о детских играх, развлечениях и т.д.)

  3. При чтении каких эпизодов Шергин «попросил» вас улыбнуться? (описание своего изображения на фото: «Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке»; истории с прозвищами: разговор с Мошкарём, с Варгасом; детская игра «в свадьбу»…)

  • Давайте разберёмся в прочитанном.

В рассказе много не общеупотребительных слов – это и диалектизмы, и профессионализмы, и устаревшие слова. Илья (один из учеников класса) подготовил толковый словарик. На ваших партах есть вариант словаря, которым при необходимости можете воспользоваться.

  1. Как вы считаете, с каким чувством автор рассказывает об отце и матери?

Зачитайте, как Шергин описывает родной дом?

  1. Как он называет свою маму? (мама, Анна Ивановна, Аннушка, молоденькая Ивановна, мамушка)

  2. Какой была до замужества Анна Ивановна? (домоседкой, скромной, застенчивой, трудолюбивой, увлекалась чтением книг «по случаю праздника»)

2


  1. Какими были отношения в семье Шергиных? (любовь, забота, беспокойство друг о друге, доверие) Найдите в тексте доказательства.

  2. С охотою ли учился грамоте Шергин? Что этому способствовало?

  3. Почему он не любил школу? (не давалась математика, не рассказывали о родном крае)


  • Вновь обратимся к статье Л.С.Скепнер (о гостеприимстве Шергиных)

  • Игры и песни были неотъемлемой частью деревенских праздников. Нет у нас возможности на уроке затеять игру или хоровод. Давайте импровизировать.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (отрывок из народной песни)


Выйду за ворота, Куда мне-ка сести

Посмотрю далёко, Свежа рыба чистить,

Посмотрю далёко Сяду я, присяду

В те леса-болота. К зелёному саду,

В тех лесах-болотах Ещё пересяду

Озёра глубоки, На доль, на долинку,

Во этих озёрах На доль, на долинку,

Живёт рыба-щука К милому на тропинку.

Живёт рыба-щука, Куда мил ни пойдёт,

Белая белуга. Мимо не обойдёт,

Белая-белАя, Мимо не проедет,

Девица милАя. Куда ни поедет,

Неводом закину – В саночки посадит,

Свежу рыбу выну, По городу прокатит.

Ещё перекину – Город не деревня,

Осетрину выну, Архангельска губерня.


  • Пересказ отрывка из статьи Л.С.Скепнер о «бесценном для писателя наследстве – «складном, красовитом слове».


  • Речь северян старшего поколения сверкала пословицами, поговорками, приметами, крылатыми фразами, в которых выражалась народная мудрость.

Народно-поэтическое творчество Севера всегда жило в дружбе с книжной культурой.

  1. Ребята, давайте обратимся к рассказу «Детство в Архангельске» Б.Шергина. Найдите в тексте тому доказательства («чайки вопят к непогоде», «Утром, не поспеет кошка умыться, к нам гости наехали», «впросак попадал», «Дружно, не грузно, а врозь – хоть брось!..»)





3


  1. О каких северных обычаях узнали из рассказа?

  • Продолжим знакомство со статьёй «Держатель чудесного сказа». Пересказ учеником отрывка из статьи Л.С.Скепнер о любви Б.Шергина к художеству - моделированию морских судов.

  • Послушайте, как о своём уважении к мастерству резчиков по дереву Б.Шергин пишет в рассказе «Евграф» (декламирует подготовленный ученик).

  • Ученики нашего класса продемонстрировали свою любовь к живописи и родному северному краю в изображении морских пейзажей (обращение к рисункам детей).

  • На доске записано ещё одно имя – М.Д.Кривополенова. Какую роль она сыграла в жизни Шергина, расскажет ... (один из учеников)

  • Трудной была жизнь Б.В.Шергина. Многие годы он жил в болезни и нужде. Но, несмотря на это, сумел сохранить светлый взгляд на мир. «И книги его – удивительно добрые, светлые», - заканчивает свою статью Л.С.Скепнер.


  1. Рефлексия.

  • А мы, заканчивая урок литературы, ответим на несколько вопросов:

  1. Решили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

  2. Что осталось непонятным вам?

  3. Понравилось ли сегодняшний урок литературы?

  4. Кому бы вы посоветовали прочитать этот рассказ? (всем, кто любит Архангельский край, кто интересуется прошлым своей малой Родины)

  5. Чему может научить этот рассказ детей и родителей? (взаимоуважению, ответственности…)

  • Рекомендую вам, ребята, отправиться в библиотеку, чтобы продолжить знакомство с произведениями Бориса Викторовича Шергина.


  • Д/з. Сочинение-миниатюра «Чему меня учит Шергин?»












4




Толковый словарь

к рассказу Бориса Шергина «Детство в Архангельске»


Бравый – мужественный и молодцеватый.

Векша – то же, что белка.

Верфь – место, где строят корабли.

Впросак попастьразг.- оказаться в неприятном, смешном положении по своей оплошности. Декламировать – читать выразительно.

Дратва – кручёная просмолённая или навощённая нитка для шитья обуви, кожевенных изделий.

Зыбка – подвесная колыбель, люлька.

Каюта – отдельное жилое помещение на судне.

Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.

Наблюдник – полка, на которую ставят тарелки на ребро.

Навигация – 1) наука о вождении судов и летательных аппаратов.

2) Время, в течение которого возможно судоходство, а также само судоходство.

Норд-вест – северо-западный ветер.

Ордаздесь: зверёк из породы белок.

Отпрядыватьустар. – отскакивать.

Парусина – грубая, толстая льняная или полульняная ткань, шедшая на шитьё парусов.

Покров Пресвятой Богородицы – в православии: великий церковный праздник в память о видении Богородицы, стоящей на воздухе и простирающей покров (покрывало) над молящимися в храме (14 октября).

Пристань – место на берегу реки, водоёма, оборудованное для причала судов, лодок.

Сконфузиться – застесняться.

Скорополучно – скоро и благополучно.

Слобода – 2) устар.- посёлок около города, пригорода.

Соломбала – исторический район Архангельска, расположенный на Соломбальских островах в дельте Северной Двины.

Странник – 1) устар.- странствующий человек, бездомный или гонимый.

2) Человек, идущий пешком на богомолье богомолец.

Флюгер – 1) прибор для измерения направления и скорости ветра с вращающейся на вертикальном стержне пластинкой или с флажком; устройство для определения направления ветра.

Штопать – заделывать дырку в одежде, материале, не затягивая края в рубец.

Штурман – специалист по проведению по курсу судов, летательных аппаратов.

Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!