СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе «Дети и война» (но основе анализа документальной повести С.Алексиевич «Последние свидетели»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Урока Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе «Дети и война» (но основе анализа документальной повести С.Алексиевич «Последние свидетели»)»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа пос.Сургут

муниципального района Сергиевский самарской области















Методическая разработка «Урока Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Урок литературы в 6 классе «Дети и война» (но основе анализа документальной повести С.Алексиевич «Последние свидетели»)



















Разработана

учителем русского языка и литературы

ГБОУ СОШ пос.Сургут

Русяевой Маргаритой Юрьевной



2019 г.



Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Анатолий Болутенко

Цель урока: 

  1. дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;

  2. познакомить с произведением С.Алексиевич «Последние свидетели»;

  3. развивать навыки анализа документального произведения;

  4. воспитывать патриотические чувства учеников;

  5. подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны гуманно относится друг к другу, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни и гуманное обращение.

Оборудование: ТСО, ИТК, эпиграф на плакате, рисунки учащихся, глобус.

На доске:

Детство Война

счастье голод

радость болезнь

улыбка опасность

дружба смерть

мир слезы

Плакат « Хроника Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.»

  • Война длилась 1418 дней и ночей.

  • Каждый день мы теряли 14 тыс. 104 соотечественников.

  • Каждый час погибало 588 человек.

  • 27 млн. людей – наши потери.

  • Во время второй войны погибло 13 млн. детей.



Стенд: «Дети и война»

Домашнее задание к уроку: нарисовать рисунки на тему ВОв, прочитать фрагмент документального произведения С.Алексиевич «Последние свидетели», 2 учащихся готовят сценку «Брат и сестра», 4 учащихся готовят чтение наизусть стихотворения.

Историческая справка Ленинградской блокады.

В плане «Барбаросса» овладение городом на Неве считалось «не сложной задачей». Захватом города гитлеровцы намеревались нанести моральный удар советскому народу, уничтожить Краснознаменный Балтийский флот. Однако враг потерпел крах, у стен Ленинграда фашистские дивизии натолкнулись на непреодолимую преграду.

Почти 900 дней (8 сентября 1941 – 21 января 1944 г.) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.

Словарная работа ( на слайде):

Жертва – жертвоприношение, жертвенник, самопожертвование.

  • В древних религиях: приносимый в дар божественный предмет или живое существо.

  • О человеке, страдающем от насилия, несчастья, неудачи.

  • Самопожертвование – жертвование своими личными.



Ход урока

Слово учителя.

Детство это когда рядом мама, папа, счастливая семья.

Детство – это твои верные друзья.

Детство – это улыбки, радость, веселый смех мальчишек и девчонок.

Но не всегда слово «детство» ассоциируется только с этим понятиями. Есть и другие слова: голод, болезнь, жестокость, опасность, горе, смерть и война.

А.Твардовский писал: «Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова». На моем столе стоит глобус, наша планета в миниатюре. Какая она яркая, голубая, синяя, коричневая. И только нет на ней двух красок: красный – цвет крови, черной – цвета горя и скорби. Прошло столько лет, мы уже живем в другом веке, но каждый помнит о той жестокой войне, ведь она не обошла стороной ни одну семью. Война длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14 тыс. 104 соотечественника, каждый час погибало 588 человек. 27 млн. – вот наши потери.

Но и сегодня на нашей планете неспокойно, то там, то здесь разгораются военные конфликты, на каждые в нашем мире по 15 тонн взрывчатки. На вооружения тратятся десятки миллионов в час, а тысячи детей умирают от голода, погибают в военных столкновениях. Не увидев голубого неба, не испив родниковой воды, не услышав запах свежеиспеченного душистого хлеба.

Сценка: Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу,

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть

А главное – фашисты далеко

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна

Брат: Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней,

И мне воспоминания эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго) не вздумай хныкать перед ней,

Дай отдохнуть сначала ей.



Слово учителя.

Твардовский писал: "Была война". Да о войне написано много: романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения. Имена авторов этих произведений можно перечислять бесконечно. А. Твардовский и К. Симонов, Е.Евтушенко и Р.Рождественский, М..Шолохов и В. Быков, Б.Васильев и В. Кондратьев.

А сегодня мы познакомимся с вами с отрывками из документальной повести С. Алексеевич "Последние свидетели".

Кто же эти последние свидетели той войны? О ком пишет С. Алексеевич в своей книге?

Люди мне страшно интересны. И тех, среди кого я живу, о ком пишу, я очень люблю, - эти слова С. Алексеевич могут стать эпиграфом ко всему ее творчеству. С. Алексеевич - известная журналистка, она из семьи потенциальных сельских интеллигентов, из учительской семьи. Она работает в жанре художественно - документальной прозы, создает книги - документы. Многие годы писательница посвятила розыску героев своих книг и записи их рассказов. С блокнотом и ручкой она объездила всю страну, побывала во многих уголках нашей страны. С. Алексеевич автор таких произведений. Она пишет о войне Великой Отечественной и афганской, о чеченской и о чернобыльской катастрофе. Пишет о наболевшем и злободневном. Последние свидетели - это рассказы взрослых людей о пережитом в годы войны о своем обездоленном детстве, не знавшем, что такое улыбка? Смех? Радость?

А теперь обратимся к отрывкам из повести "Последние свидетели" к рассказам - воспоминаниям взрослых людей о своем военном детстве.

3. Чтение отрывка.

  • В какое время происходит события?

  • От чьего лица ведется повествование в этом фрагменте?

  • Почему так говорит героиня: "Мы не гуляли в парке, мы его ели".

  • Что вы знаете о Ленинградской блокаде?

  • Почему так говорит героиня........ в детском доме были только ленинградские дети, которых нельзя было накормить?

Прочитайте или опишите.

первую встречу девочки и пленного немца.

- почему девочка отдает ему кусочек хлеба? (она не могла видеть голодного человека).

- Какое чувство движет этими девочками?

Самопожертвование (доброты, человеколюбие).

Цель текста: Несмотря на голод, потерю близких, девочки сохраняют в себе такие чувства, как доброту, человеколюбие, гуманность.

4. Чтение отрывка.

- Почему заплакала Аня?

- Можно ли считать этих людей жертвами войны?

Словарная работа

  • Жертва - жертвоприношение, жертвенник, самопожертвование.

  • В древних религиях: приносимый в дар соженный предмет или живое существо.

  • О человеке, страдающем от насилия, несчастья, неудачи.

Слово учителя.

Да. все они жертвы войны: и девочка Аня, у которой погибли отец с матерью, и дети блокадного Ленинграда, и маленькая девочка, поседевшая в первые дни войны. Увидев себя в зеркале, она плачет.... Она с плачем спрашивает: "Мама, я уже бабушка?".

Правильно сказал Твардовский: "Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете".

- Кто эти герои?

Детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Во Второй мировой войне погибло 13 млн. детей.

(в этой документальной повести - факты.

Герои книги - реальные люди).

Книга начинается так: "Утром 22 июня 1941 года на одной из брестской улиц; в углу лежала убитая девочка, с незаплетенными косичками, и ее кукла. Многие запомнили ее, эту девочку. Запомнили навсегда. Так начиналась Великая Отечественная война!".

Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Что получают они? Что могут рассказать? Должны ли они рассказывать? Должны рассказывать нам всем. Потому что и сейчас где - то также рвутся бомбы, свистят пули, горят детские кроватки и игрушки.

5. Чтение наизусть учащимися стихотворения:

1 ученик: На асфальте мелом дети

Очень любят рисовать

Дождь рисунки смоет эти -

Повторится все опять.



2 ученик: Пусть рисунков не коснется

Даже краем день войны,

Вечно радуга и солнце

Детство радовать должны.



3 ученик: Чудесам ребята рады,

Их фантазии просты

Оживают с ними рядом

Куклы, сказки и цветы.



4 ученик: Вот смешные человечки

Вот скамейка у ворот

Дом с трубой, а на крылечке

Спит клубочком смирный кот.



Спасибо



Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети,

Чтоб не плакал никто, не болел

Только б хор наш ребячий звенел,

Чтоб навек все сердцами сроднились.

Доброте, чтобы все научились,

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.



Я не хочу, чтобы голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтобы дзоты обнажались

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью то жизнь с собою унесли.



Пусть скинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!



Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком:

Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвой, а живой.

С. Алексиевич - белорусская журналистка, годы посвятившая розыску героинь будущей книги и записи их рассказов. " У войны не женское лицо", "Последние свидетели". Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла.

С. Алексиевич нам подарила память безвинно погибших детей. Создание книги - документ - труд титанический. Горы магнитных пленок и огромное количество листов с расшифровкой бесед. Книга стала открытием.

С. Алексиевич идет дорогами войны 800000 тыс. женщин участвовали в Великой Отечественной войне. С. Алексиевич выслушала более 500 женщин (связисток, мед. сестер, поваров, партизанок и т.д).

"Последние свидетели" - рассказ детей о пережитом в годы войны, обездоленном детстве, детстве, не знавшем , что такое улыбка, смех, радость.

6. Рефлексия. На экране предложения, которые нужно продолжить (у каждого на парте листочек с предложениями):

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Я понял, что…

4. Теперь я могу…

5. Я почувствовал, что…

6. Я смог…

7. Урок дал мне для жизни…

8. Мне захотелось…

9. Было трудно…



Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!