СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе «Мигель де Сервантес Сааведра – автор бессмертного романа «Дон Кихот». Слово о писателе и его книге. Образ главного героя рыцаря

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предполагается использование ЭОР, необходима презентация. Она включена в материалы к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе «Мигель де Сервантес Сааведра – автор бессмертного романа «Дон Кихот». Слово о писателе и его книге. Образ главного героя рыцаря»

Урок литературы в 6 классе «Мигель де Сервантес Сааведра – автор бессмертного романа «Дон Кихот». Слово о писателе и его книге. Образ главного героя рыцаря Дон Кихота».

Цели: способствовать формированию представления о жизни и творчестве Мигеля де Сервантеса Сааведра; заинтересовать рассказом о жизненном и творческом пути писателя; содействовать развитию читательского интереса к героям романа «Дон Кихот» и роману в целом.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: иметь представление о жизни Мигеля де Сервантеса Сааведра, своеобразии его творчества, жанре романа; владеть навыками анализа эпизода; выявлять в тексте художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь давать устную характеристику героя, рисовать его портрет;

- ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к жизни и творчеству Сервантеса; приобщаться к духовно-нравственным ценностям литературы эпохи Возрождения, оценивать выразительное чтение одноклассников;

- коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа текста, выразительного чтения;

- эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл обучения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

- познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (сообщение, пересказ, выразительное чтение), групповая (практическая работа).

Интернет-ресурсы:

  1. Любимые герои. Дон Кихот. – Режим доступа: http://bibliogid.ru/muzej-knigi/lyubimye-geroi/365-don-kikhot

  2. Памятники литературным героям – городские уличные скульптуры. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post218555293

  3. Сервантес, Мигель де. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сервантес,_Мигель_де

  4. Карл V (Император Священной Римской империи). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_V_(император_Священной_Римской_империи)

  5. Филипп II (король Испании). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филипп_II_(король_Испании)

  6. Филипп III (король Испании). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филипп_III_(король_Испании)

  7. История Испании. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Испании

  8. Инфоурок. Сценарий праздника, связанный с историей образования. https://infourok.ru/klassniy-chas-sentyabrya-prezentaciya-scenariy-1212788.html

  9. Рыцарь. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарь

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран, презентация Power Point, рабочие листы, информационные листы.

Основные понятия и термины: роман, пародия, вечные образы, рыцарь, эпоха Возрождения, учебник под ред. В.Я. Коровиной.


Сценарий урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Для начала подпишите свои рабочие листы и отметьте своё настроение на начало урока (грустно вам или радостно, можно описать своё состояние, а можно просто нарисовать подходящий смайлик).

  1. Мотивация учебной деятельности. Сегодня мы с вами ознакомимся с биографией и творчеством знаменитого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра и его бессмертным произведением – романом «Дон Кихот». Взгляните на слайд – мы видим портрет Сервантеса. Не правда ли, у него очень проницательный взгляд? (СЛАЙД 1)

  2. Целеполагание. Как вы думаете, какие у нас на уроке будут цели? (ответы учащихся)

  3. Проверка домашнего задания.

Вы уже прочитали самостоятельно статью из учебника со стр. 218 о великом писателе-гуманисте эпохи Возрождения.

- Что вы можете сказать о его происхождении, о семье?

- Удалось ли Сервантесу получить образование? Если да, то где?

- Какие жизненные испытания готовила судьба этому человеку?

- Какие качества можно назвать сильными сторонами писателя?

- Как называется главная книга писателя?

- Как вы можете описать главного героя этого произведения?

V. Изучение нового материала. Словарная работа.

1. Рассказ о жизни писателя.

Мигель де Сервантес Сааведра – величайший писатель, гуманист Испании, один из самых значительных творцов литературы не только в родной Испании, но и во всём мире. На долю этого гениального человека выпало столько жизненных испытаний (бродяжничество, участие в войне против турок, пять лет в алжирском плену, вечная нужда, тюрьма, куда он попадает по чужой вине), что удивляешься его жизнелюбию и стойкости.

Родился Сервантес в Кастилии (исторический регион Испании) в семье бедного врача. Несмотря на бродяжническую жизнь, сумел получить образование сначала в иезуитской школе (от названия Иезуитов – ордена Римско-католической церкви), затем в гуманитарной школе Мадрида. Стоит отметить, что уже на школьной скамье у мальчика проявилась тяга к литературе. После окончания школ Сервантесу удалось посетить Италию, проникнуться духом её великой культуры, прочитать множество книг выдающихся авторов на итальянском языке. Главной трагедией в жизни Сервантеса становится призыв на военную службу. Испания в те годы воевала с Турцией и угрожала своим могуществом соседним странам. Сервантес получает серьёзные ранения, а вскоре после возвращения на родину попадает в плен к алжирским пиратам. Они увозят его на корабле на целых пять лет. Однако в плену Мигель де Сервантес Сааведра не дрогнул и не пал духом.

Сервантес жил эпоху Возрождения – так называется период, завершающий собой Средние века (с этой эпохой вы уже знакомы по урокам истории) и предшествующий Новому времени. Взгляните на линию времени (СЛАЙД 2). Здесь же расположена примерная карта Испании той эпохи (примерная потому, что Испания входила в состав Священной Римской империи – самого могущественного государства того времени, однако сама Испания начала утрачивать свои ведущие позиции из-за ряда политических и экономических причин).

Эпоха, в которую жил Сервантес, была исключительно бурной. Великий писатель прожил 68 лет. (СЛАЙД 3)

Он помнил последние годы царствования Карла V, был свидетелем и непосредственным участником событий, связанных с правлением Филиппа Второго и первых восемнадцати лет правления Филиппа Третьего.

2. Рассказ о романе «Дон Кихот».

Именно в плену Сервантесом был написан первый том его главного романа. Полное название произведения, а также обложки книги (в том числе и издания на языке оригинала) вы увидите на слайде.

(СЛАЙД 4)


- Каков же жанр произведения? Я думаю, вы помните, что крупные эпические произведения обозначаются термином роман.

(СЛАЙД 5)


- Но ведь это необычный роман. Его героем является чудаковатый и неудачливый мечтатель, борец за высокие идеалы. Он видит свою миссию в этом мире в спасении слабых, в оказании помощи тем, кто в ней нуждается. Дон Кихот стремится донести свою любовь к людям через странные и смешные поступки. Вы прочитали главу, где герой со своим верным помощником сражается с ветряными мельницами? Каким предстаёт Дон Кихот в своём безумном поступке? Почему так получилось, что он увидел в неодушевлённом объекте людей, да притом ещё и злейших врагов? (ответы учащихся).

Дело в том, что бедный Кихада жил праздной жизнью; не зря автор говорит в первой главе, что досуг идальго длился чуть ли не весь год, и всё это время он со страстью отдавался чтению рыцарских романов. Герой совсем забросил хозяйство, почти не спал и целыми днями читал книги о приключениях рыцарей. И помешательство на книгах зашло так далеко, что «мозг у него стал иссыхать, так что он в конце концов потерял рассудок». Воображение стало рисовать перед ним картины великих битв и поединков, любовных похождений и сердечных мук. В его голове прочно засела мысль, что сам Кихада – бравый рыцарь, и что все выдумки, описанные в рыцарских романах – истинная правда. Кстати, кто такой рыцарь?

(СЛАЙДЫ 6,7,8)

Стоит отметить, что рыцарские романы обычно отличались примитивным сюжетом, непременным элементом которого являлся мотив спасения прекрасной дамы. Дон Кихот выбирает себе настоящее рыцарское имя и придумывает себе образ такой дамы, назвав её Дульсинеей Тобосской. Ещё один важный «атрибут» рыцаря – боевой конь. Но никого лучше старой клячи герой не нашёл, поэтому пришлось довольствоваться тем, что есть (имя коня Дон Кихота – Росинант - в переводе обозначает «бывшая кляча»). Кроме того, у настоящего рыцаря обязательно должен быть оруженосец – и его наш герой отыскивает. Санчо Панса – постоянный спутник Дон Кихота на протяжении всего романа. Дон Кихот обещает Пансе сделать последнего губернатором острова, который наверное, когда-нибудь завоюет. Санчо Панса бросает хозяйство, жену и детей и отправляется с Дон Кихотом странствовать.

«Дон Кихот» – это не рыцарский роман, а пародия на него. Обратимся к новому термину.

(СЛАЙДЫ 9, 10)

Однако стоит понимать, что Дон Кихот не так глуп, как может показаться. Да, он мечтает попусту, но его размышления обращены к свету, наполнены высокими устремлениями. Смысл жизни наш герой видит в том, чтобы любить людей, помогать им и заботиться о беззащитных, о тех, кому так нужна поддержка. Вера в свои идеалы, пусть далёкие от реальности, делает Дон Кихота сильнейшим образом в галерее мировой литературы. Он запоминается нам своей искренностью, преданностью вере, добротой и мудрыми высказываниями об обществе. Героев, понятных всем, в литературе принято называть вечными.

(СЛАЙД 11)

В какой бы стране мы не жили, к какой бы культуре не принадлежали, в какой бы школе не учились, - мы будем знать этих литературных героев.

VI. Физкультминутка. Я вижу, вы немного устали от письма. Давайте отвлечёмся и представим себя дон кихотами! Первый вариант – цельтесь в ветряные мельницы, а второй вариант - покажите мне, как двигались ветряные мельницы. И поменяйтесь вариантами, представьте себя в обеих ролях.

VII. Практическая деятельность: работа в группах.

Каждая из 5 групп получает информационный материал на тему «Воплощения в искусстве» и «Размышления об образе Дон Кихота». Задача учащихся – рассказать о прочитанном классу (5-8 минут).

У учащихся есть время на подготовку (2 мин.). Желательно задействовать всех, посоветовать детям распределиться: кто-то может прочитать несколько строчек, кто-то целый абзац и т.д.

Во время подготовки учащихся звучит музыкальная композиция – отрывок из оперы «Дон Кихот» в исполнении хора Мариинского театра.

1 группа. Иллюстрации.

СЛАЙДЫ 12, 13

2 группа. Живопись.

СЛАЙД 14, 15

3 группа. Зрелища (театральные- и киновоплощения)

СЛАЙД 15

ОТРЫВОК ИЗ КИНОФИЛЬМА

4 группа. Памятники Дон Кихоту и музей.

СЛАЙД 17, 18

5 группа. Знаменитые писатели о Дон-Кихоте.

Учащиеся дают ответы.

СЛАЙД 19

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Истинные отношения людей, ощущение трагизма времени наполнили образную структуру романа подлинной реалистичностью. Около 700 персонажей населяют роман! Это своеобразная энциклопедия испанской жизни 17 века.

СЛАЙД 20

Общечеловеческое и национальное значение романа огромно. Идея о ценности человека и яркие образы сделали роман «Дон Кихот» одним из величайших произведений мировой литературы.

Закончите урок высказыванием, начало которого дано вам в рабочем листе: «Наибольшую симпатию в образе Дон Кихота вызывают во мне…»

Отметьте своё настроение на конец урока. Изменилось ли оно? Если да, то почему?

IX. Домашнее задание. 1. Представить образ Дон Кихота либо в сочинении-миниатюре, либо в иллюстрации (в зависимости от умений и увлечений); 2. Выучить новые термины.


Спасибо за внимание!


Выставление оценок.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Практическая деятельность. Работа в группах.

1 группа. Иллюстрации.

Роман Сервантеса иллюстрировали многие художники. Начальной вехой в истории иллюстрирования «Дон Кихота» исследователи считают английское издание 1738 года с изящными гравюрами английского художника Джона Вандербанка (1694-1739). Тони Жоанно (1803-1853), французский рисовальщик, гравёр и живописец настолько был увлечён романом Сервантеса, что создал к нему 800 рисунков. Каждую фразу романа проиллюстрировал испанец Х.Аранда, он работал над «Дон Кихотом» более сорока лет. Гюстав Доре изучил роман во всех нюансах и подробностях. Он даже предпринял продолжительное путешествие по дорогам Испании, зарисовывая в альбом все свои впечатления. Известно более трёхсот его иллюстраций к роману.
В России наиболее заметный след в иллюстрировании эпопеи Сервантеса оставили Кукрыниксы, К.И.Рудаков (1891-1949), П.А.Шиллинговский (1881-1942), Ф.Д.Константинов (1910-1997), Н.И.Пискарёв (1892-1959), С.Г.Бродский (1923-1982) и другие.

2 группа. Живопись.

Образы Дон Кихота и его верного оруженосца вдохновляли самых разных художников. Многие испанские мастера старались воплотить в искусстве своего национального литературного героя. Франсиско Гойя (1746-1828) начал работу над образом странствующего рыцаря как иллюстратор, однако от этого замысла сохранился всего один офорт. Знаменитый рисунок Пабло Пикассо сделался хрестоматийным. Изображал Дон Кихота Сальвадор Дали. Один из самых популярных «портретов» Дон Кихота — картина известного французского живописца Оноре Домье (1851). Не остались равнодушными к герою Сервантеса и великие русские художники. Дон Кихота рисовали И.Репин, В.Серов (акварель и карандашный эскиз). Многие мастера XX века пытались по-новому осмыслить этот многозначный образ. Например, у российского художника Анатолия Зверева Дон Кихот неловок, хрупок, призрачен.

3 группа. Зрелища (театральные- и киновоплощения)

Кино, театр, музыкальная сцена не меньше, чем изобразительное искусство, дали разнообразных интерпретаций романа Сервантеса.

Среди музыкантов, вдохновлённых образом Дон Кихота, были А.Сальери, Д.Ристори, И.Труффи, Н.Пиччини, Ф.Мендельсон, А.Рубинштейн, Р.Штраус, джазовые композиторы, авторы мюзиклов.

С 18-го века Дон Кихот — на оперной сцене (оперы на этот сюжет написали Д.Ристори, Д.Паизиелло, Н.Пиччини, А.Сальери).
В 1910 году была поставлена опера «Дон Кихот» Ж.Массне, главную партию в которой исполнил Ф.И.Шаляпин. Он же сыграл «драматического» Дон Кихота во французском фильме режиссёра Г.Пабста (1933).

В отечественном кинематографе экранизация романа была осуществлена в 1957 году режиссёром Г.М.Козинцевым по сценарию Е.Л.Шварца (Дон Кихота сыграл Н.К.Черкасов, Санчо — Ю.В.Толубеев). «Продолжаю читать «Дон Кихота», — находим мы в дневниках Е.Л.Шварца, — и прелесть путешествия по дорогам, постоялые дворы, костры понемногу отогревают насторожившееся моё внимание. Одним из самых значительных явлений в театральной истории сервантесовского героя стала пьеса М.А.Булгакова «Дон Кихот» (1938. При жизни Булгакова пьеса не ставилась и не публиковалась.

В 1960-е широкой популярностью в Америке и Европе пользовался мюзикл М.Ли «Человек из Ламанчи» (премьера — 1966, экранизация — 1972). Главную роль исполнял неподражаемый Владимир Зельдин.

4 группа. Памятники Дон Кихоту и музей.

Судя по количеству установленных памятников Дон Кихот является одним из самых популярных героев мировой литературы.

В Мадриде на площади Испании находится памятник Сервантесу (скульптор К.Валери, 1920-е гг.). Перед сидящим в задумчивости писателем — бронзовые статуи Дон Кихота и верного Санчо Пансы, бессмертные символы испанского духа.
Есть памятники Дон Кихоту и в других городах мира, например, в Брюсселе и российском городе Омске.

В Москве и других городах также есть памятники автору бесценного романа – самому Сервантесу.

В 2002 году в испанском городе Сьюдад-Реаль открылся Музей Дон Кихота. Сьюдад-Реаль находится в самом сердце Ла Манчи, по просторам которой Сервантес отправил странствовать своих героев. Для музея был переоборудован двухэтажный особняк. Кстати, именно в Сьюдад-Реаль с недавних пор установлен весьма редкий памятник — бронзовый Санчо Панса, которого скульптор запечатлел вместе с его любимым ослом. В коллекции музея собрано более трёх тысяч изданий «Дон Кихота» на десятках языков мира, а в одном из залов реконструирована старинная типография, подобная той, в которой впервые был напечатан бессмертный роман. По замыслу создателей музея, его экспонаты должны побуждать посетителей к чтению книги, которую в Испании называют «нашей Библией».


5 группа. Знаменитые писатели о Дон-Кихоте.

Роман «Дон Кихот» по богатству философских и художественных идей знает немного равных себе. Поэтому каждое поколение, каждая новая школа искусств ищут и находят в романе Сервантеса что-то близкое и черпают из него мысли, чувства, образы. В России к размышлениям о Дон Кихоте обращались Александр Сергеевич Пушкин, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский, Иван Сергеевич Тургенев, Фёдор Михайлович Достоевский, Максим Горький. Например, Тургенев в своей статье «Гамлет» писал о Дон Кихоте: «Что выражает собой Дон Кихот? Веру, прежде всего веру в нечто вечное, незыблемое».

Критик Белинский оценивал Дон Кихота как благороднейшего человека, как истинного мудреца, в то же время указывал: «Живя совершенно вне современной ему действительности, он лишился всякого такта действительности».





Скачать

© 2021 1468 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя