СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме: Тема равнодушия в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Тема равнодушия в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Листок»" предназначен для обучающихся 6 классов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме: Тема равнодушия в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок»»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 6 классе по теме:

Тема равнодушия в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Листок»

Цели:

1) познакомить обучающихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок»;

2) анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства; сопоставлять образы через анализ конструктивных элементов текста, способствующих восприятию идейного содержания произведения;

3) пробудить интерес к слову писателя, развивать самостоятельность мышления, пополнять словарный запас, формировать навыки культурного и грамотного чтения стихотворения.

Ход урока

Равнодушие – самая страшная болезнь души.

Алексис де Токвиль

(фр. полит. деятель XIX века)

I. ОНУ

II. Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы познакомились со стихотворением «Тучи».

-Какие чувства, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Списывание стихотворения в тетрадь для подготовки выразительнго чтения наизусть.

II. Мотивация. Целеполагание. Слово учителя

- Ребята, к сегодняшнему разговору меня подтолкнула ситуация, свидетелями которой стали мы с одной из моих коллег, оказавшись на одной из улиц нашего города.

Наше внимание привлекла одинокая, очень бедно одетая старушка с большими голубыми глазами. Она стояла, переминаясь с ноги на ногу у входа в торговый центр. В ее руке – несколько букетиков простеньких полевых цветов. Старушка ничего не говорила, лишь робко протягивала букет в сторону бурлящего потока граждан, который, казалось, вот-вот снесёт её. Никто из прохожих не спешил купить дары полей. И тут раздался громкий неприятный голос: «Господи! Ну достала уже! Опять стоит, путается под ногами. И откуда ты только берёшь их каждый день?!» Высокая брюнетка бросила эти слова в лицо беззащитной старушки и тут же умчалась. Она растворилась в толпе, а слова её глубоким шрамом остались в душе неудачливой продавщицы. Чтобы как-то смягчить ситуацию, кто-то стал успокаивать старушку словами, мы с коллегой купили по букетику, какой-то молодой человек тоже достал деньги взамен на цветы… А из глаз старушки медленно стекали слезы – крупные, обжигающие, старушечьи слёзы. «Спасибо, спасибо!», - говорила она, пытаясь улыбаться в ответ на человеческую доброту, которая, как мне кажется, должна жить среди людей.

К сожалению, можно отметить огромный дефицит внимания друг к другу, нехватку, а порой и полное отсутствие простого человеческого участия.

Мы видим, с какой радостью наблюдает ребёнок за мучениями котёнка, к хвосту которого кто-то прицепил консервную банку, - и спокойно проходим мимо. Мы видим, как мальчишки ломают ветви деревьев, чтобы изготовить свою любимую игрушку-рогатку, - и снова молчим…

Преступно мало мы говорим об уважении, сострадании, совести. И в этом, наверное, одна из причин того, что в мире есть место подлости, эгоизму, равнодушию, душевной глухоте.

Однако нельзя сказать, что эти проблемы не волнуют умы человечества. Одним из активных обличителей перечисленных пороков общества был и остаётся М.Ю.Лермонтов.

Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над его стихотворением «Листок». Это стихотворение многоплановое. В нём поднимается сразу несколько проблем.

Нам предстоит выявить одну из главных идей стихотворения. Обозначить авторскую позицию по поднятой проблеме. Понять, в чём состоит нравственная ценность стихотворения, какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

А поможет нам в решении всех этих задач внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ лермонтовского поэтического произведения.

III. Работа с текстом стихотворения «Листок»

1. Прослушивание чтения стихотворения в фонохрестоматии.

2. Выявление первичного восприятия текста на основе анализа (беседа)

-Ваши впечатления от услышанного и прочитанного?

-Назовите ключевые образы стихотворения. (Листок, чинара - персидское название платана, высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии)

- Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? (жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)

3. Изучающее чтение в форме подробного анализа текста

-Можно ли с первого раза разобраться в стихотворении? Лучше понять поэта? Увидеть художественно-изобразительные средства, которые использовал поэт в этом стихотворении?

Я предлагаю вам побыть исследователями творчества М.Ю.Лермонтова и проанализировать это стихотворение.

- Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой? (Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.)

- Каким термином называется в литературе столкновение взглядов, идей, поведения? (Конфликт)

-Наличие конфликта в худ. произведении предполагает, как правило, деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные)

- Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным?

- Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.

Работа в тетрадях:

Выпишите слова и словосочетания, содержащие характеристику чинары (1группа) и листка (2 группа)

Листок

Чинара

Листок-странник. Оторвался от ветки, в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял…от холода .зноя и горя; молит с тоскою глубокой; бедный листочек дубовый, до срока созрел; вырос в отчизне суровой; один и без цели по свету ношуся давно; засох без тени, увял без сна и покоя; немало знаю рассказов мудреный и чудных

Молодая; с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; на ветвях зеленых качаются райские птицы; поют они песню про славу морской царь -девицы; листья изумрудные; солнцем любима; цвету для него и блистаю; по небу ветви раскинула на просторе; корни умывает холодное море

Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность?

Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба.

Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.

- Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев?

Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства, брезглива, надменна, равнодушна.

Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир – «Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.

-Каковы миры чинары и листка?

(Два мира противопоставлены: мир листка и мир чинары. Листок переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Но те же самые стихии живут в согласии с чинарой.)

-Что испытал листок в своих странствиях?

(холод, зной, горе, он засох и увял)

- Как называют тех, кто много странствует, постоянно находится в пути? (Странник). Найдите в тексте строчку с этим словом и запишите.

(«И странник прижался у корня чинары высокой.

Иди себе дальше, о странник, тебя я не знаю!»)

«Листок оторвался от ветки родимой». Какое значение приобретает слово «родимый» в стихотворении? (Свой, родной)

Составьте с ним словосочетание.

- Какие приёмы использовал автор?

( Инверсия - необычный порядок слов в предложении, Эпитет – художественное определение, вызывающее зримый образ, целое представление о человеке, предмете, явлении.)

- Почему листок оторвался от ветки? («До срока созрел я и вырос в отчизне суровой».) Объясните значение слова «суровый».

(перен. Неблагоприятный для жизни, существования.)

- Что общего в судьбе Лермонтова и листка?

Стихотворение «Листок» написано по мотивам произведения французского поэта Антуана Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения.

Стихотворение написано весной 1841 года, когда Лермонтов возвращался из Петербурга на Кавказ.

Листок, выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокой бурей» - символ трагического одиночества человека в мире. Под этим символом скрывается прошедший через многие испытания, умудренный жизнью, никем не понятый одинокий лирический герой. Он просит героиню принять его таким, какой он есть, хочет вызвать сострадание.

Одиночество лермонтовского героя связано с оторванностью его от своих корней в прямом и переносном смысле.

-Почему чинара не принимает листок в свой мир?

(Она не хочет нарушить свой покой, своё благополучие. Она самодовольна и самовлюбленна, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь и выходит за грани её собственного мира. Последнее слово остается за ней , и это усиливает впечатление безысходности судьбы листка.)

- Какое ощущение у вас оставляют последние слова стихотворения?

( Ощущение недосказанности)

-А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание?

( Дальше – море. Оно сулит гибель.)

Для чего Лермонтов создал этот образ? Каков художественная идея этого стихотворения?

(Это стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.)

IV. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

-А теперь давайте попробуем войти в состояние чинары и листка и голосом передать образы и идею этого стихотворения.

После прочтения

-Удалось ли передать желаемые интонации, идею стихотворения? (класс рецензирует).

-Что нам помогло так выразительно прочитать это стихотворение?

-Как же нужно читать стихотворения Лермонтова?

V. Подведение итогов

Ребята, не знаю, почему, но лермонтовский листок напомнил мне одинокую старушку у торгового центра. Его душа так же ранена ядовитыми стрелами душевной глухоты. И как тут не вспомнить другого лермонтовского героя из стих. «Нищий»:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.


Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

VI. Рефлексия

* Дополнительные задания: Перечитайте последнюю строку стихотворения «Листок». Напишите от имени листка рассказ о пути к Чёрному морю. «Какова дальнейшая жизнь листка?»


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!