СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме: Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты" предназначен для обучающихся 6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме: Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 6 классе по теме:

Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Тема поверженной красоты

Цели:

1) расширить и углубить представления обучающихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении;

2) расширять читательские возможности учеников; видеть и интерпретировать художественные детали; анализировать лирическое произведение;

3) побуждать обучающихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Ход урока

I. ОНУ

II. Мотивация на учебную деятельность

III. Актуализация знаний обучающихся по теме «Баллада»

- Вспомните, из какого произведения эти строки? Кто автор?

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной».

(В. А. Жуковский «Кубок»)

- Может быть, кто-нибудь помнит, к какому жанру относится это произведение? (Это баллада)

- Вспомните, что такое баллада?

(Баллада – лироэпическое произведение в стихотворной форме на легендарную или историческую тему с острым напряженным сюжетом. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим).

IV. Целеполагание

Посмотрите на тему урока и ответьте на три вопроса: Что? Как? Зачем?

Баллада Лермонтова написана традиционным торжественным слогом. Что же тогда нового внес поэт в развитие жанра баллады, чем обогатил его? В этом нам и предстоит разобраться.

V. Изучение нового материала.

1. Прослушивание аудиозаписи баллады «Три пальмы»

2. Беседа. Выявление первого впечатления от прослушанного

- Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему?

- О чем поэт заставляет задуматься читателя?

- Как отнеслись пальмы к гостям?

- Как поступили люди с пальмами?

3. Составление плана баллады.

- Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет. Найдем ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи.


Возможный план.

а) Жизнь гордых пальм в пустыне.

б) Их обращение к Богу.

в) Появление каравана.

г) Пальмы встречают гостей.

д) Гибель «питомцев столетий».

е) «Все дико и пусто кругом».

4. Анализ баллады

- Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения?

- Найдите олицетворения.

- Какую роль играют в стихотворениях олицетворения?

(Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень – о человеческих отношениях.)

- О чем мечтали пальмы до прихода каравана?

(Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.)

- Какую роль в стихотворении эпитеты играют в балладе?

(Они помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства).

- Что означают слова «питомцы столетий»?

Прием, при котором слово перефразируется в красочное сочетание, называется перифразом.\

- Что противопоставляется?

(Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.)

- С какой целью?

(М.Ю.Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли. Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства.)

-Какой вывод мы можем сделать из того, что увидели? (Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что люди каравана заботятся только о себе, что эти люди не подумали о том, что оазис может дать воду и прохладу еще и другим людям. Словосочетание «питомцы столетий» означает, что пальмы росли несколько веков. Пальмы предстают перед нами как люди благодаря сравнению листьев с одеждой, стволов с телами, которые изрубили и жгли до утра.)

-Какими словами из текста можно подтвердить?

- Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания, можно добавить перечень этих слов, рассматривая картину.

- Почему произведение обозначено как восточное сказание?

- Баллада – это лироэпическое произведение. Чьи же чувства она выражает?

а) О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки («стали три пальмы на Бога роптать…»).

Роптать. Посмотрим в словаре значение. («Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду»).

б) Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку. Но чтобы быть услышанным богом, не надо громко кричать.

в) Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитаем восьмую строфу. Обратим внимание на восклицательный знак. («И пали без жизни питомцы столетий!»).

«Пали»… Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах). Какие же чувства скрывает это слово?

(Скорбь, печаль, боль…).

г) В 9-й строфе подчеркнем эпитеты, они тоже о многом скажут:

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный

д) Попытаемся определить авторскую позицию. О чем же размышляет Лермонтов?

5. Слово учителя.

- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.

Перечитаем начало стихотворения:

Три гордые пальмы высоко росли…

Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)

- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели.

- Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.

- Так как же надо жить?

-Какой ответ дает Лермонтов?

- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

- Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Ценность жизни – это тоже философская тема…

VI. Подведение итогов урока

- Так что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?

( запись. Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.)

- Какой нравственный урок дает своему читателю поэт?

(Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни.)

- Почему это стихотворение современно сегодня?

- Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»?

VII. Рефлексия

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!