СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме: «Вот они – нашей дороги строители!». Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "«Вот они – нашей дороги строители!».  Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»" предназначен для обучающихся 6 классов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме: «Вот они – нашей дороги строители!». Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Вот они – нашей дороги строители!».

Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Цели: 

1) показать отношение Н.Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь обучающимся представить картины и людей, в них изображенных;

2) обучать выразительному чтению стихотворения; развивать умение находить художественные средства выразительности;

3) развивать речь, воображение.

Ход урока

I. ОНУ

II. Мотивация и целеполагание

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но это не простое путешествие. Мы поедем по Николаевской железной дороге. Представьте, что вы дамы и господа XIX века. 1851 год. Только что запущена новая железнодорожная ветка Москва – Санкт-Петербург.

III. Работа по биографии и творчеству писателя

Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. Для этого вам необходимо посмотреть видеофильм «Интервью с Н.Некрасовым»

Ну вот, билеты куплены. Занимайте свои места! В дорогу.

IV. Анализ стихотворения «Железная дорога»

1) Эпиграф

- Вы сидите в купе, наслаждаетесь отдыхом. Но вдруг слышите следующий  разговор. Мальчик Ваня в кучерском армячке спрашивает: «Папаша! Кто строил эту дорогу?». Папаша, в пальто на красной подкладке, отвечает: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

Кто же такой граф Клейнмихель, который, по мнению генерала, строил эту железную дорогу? Петр Андреевич Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.

2) Первая строфа

Верно. Но этот разговор между отцом и сыном вам почему-то не дает покоя. Вы едете и смотрите в окно вагона. Что же вы видите? Учитель читает первую главу.

-Какую картину вы видите за окном?

-Какие средства выразительности помогают насытить эту картину красками? (Эпитеты)

Верно. Эпитеты: славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, мягкой, желты, свежи, морозные, тихие, лунным.

Сравнения: как тающий сахар, как в мягкой постели, как ковер.

Хорошо. Мы видим, что в природе все хорошо, царит гармония.

-Как автор описывает это состояние? Найдите в тексте. («Нет безобразья в природе!»).

Но если в природе нет безобразья, то где оно есть? (В жизни, в мире людей).

Именно. В жизни и царит это безобразье. Об этом вы думаете после услышанного разговора. Поэтому вам сразу же захотелось рассказать, что настоящим строителем этой железной дороги является не граф Клейнмихель.

3) Вторая строфа

На самом деле у этой дороги не один строитель. Их было очень много. Но кто же привёл, или «пригнал» сюда людей? Чтение первых строф 2 главы.

-Кто является истинным строителем железной дороги? (Крестьяне, народ)

-Почему массы народные оказались здесь, на строительстве? (Голод заставил людей отправиться на заработки. Люди искали лучшей жизни)

Действительно, бедняки искали условий, которые помогут им выжить. А в итоге, что они обрели? («К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»)

Многие искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Столько людей погибло здесь, столько могил находится под этими рельсами, по которым мы едем, что становится невообразимо страшно! Чудовищная картина стоит перед глазами!

Посмотрите на слайд. Это репродукция картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», написанная в 1874 году. Обратите внимание на рабочих.

-Как они выглядят? Как одеты?

-Каким трудом они занимаются? Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, изнурительная, сложная, нелегкая, мучительная)

-Что в картине передает состояние рабочих?

-Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно мы засыпаем под стук колес. Мы спим. Колеса стучат, поезд мчится. Но... что это?

4) Хор мертвецов

-Вам было страшно?

-Каких людей вы нарисовали в своем воображении?

-Для чего они явились? (Открыть правду, искоренить несправедливость).

Рабочий люд явился не для того, чтобы отомстить, проклясть обидчиков. Они явились для того, чтобы напомнить о себе.

-В каких словах звучит просьба о памяти? («Братья! Вы наши плоды пожинаете...»)

-Что подчеркивается словом «братья»? (Равенство бедных и богатых).

Верно. Все равны. Все мы – люди, поэтому у нас одинаковые права. А самое главное – право на жизнь. Гибель народа выглядит здесь как убийство. Это ужасно.

Взгляните на одного из строителей – это белорус. Как он выглядит? Чтение описания белоруса.

Вот он – один из тех, кто погиб на строительстве. Для чего подробно описан рабочий? (Чтобы на конкретном человеке показать общее состояние всех рабочих).

Давайте теперь выясним, какова главная мысль 2 главы? Чтение учеником последних строф 2 главы.

-На что надеется автор-рассказчик? (На то, что народ станет свободным, ведь он столько уже пережил, но переживет еще больше, только ни Ваня, ни герой не увидят этого).

НО... ваши раздумья прерывает резкий звук свистка.

Сон развеялся, мертвецы исчезли. И тут Ваня говорит отцу. («Русских племён и пород...»).

Захохотал генерал.

-Почему генерал посмеялся над словами Вани? (Он не верит в то, что народ – истинный строитель железной дороги). Генерал не признает этой правды. Вот что он на это говорит. Чтение учеником слов генерала.

Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор – рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ «Варвары, дикое скопище пьяниц».  Нет, не тронет его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди бесплодных дебрей. Для него эти картины – зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.

Давайте лучше обратимся к так называемой «светлой стороне» происходящего.

5) 4 строфа

В чем же проявляется эта «светлая сторона»? (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим бочку вина и простили долги).

Верно ли то, что картина «отрадная»? (НЕТ).Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.

Как вы думаете, почему рабочие так обрадовались вознаграждению, да еще и впряглись вместо лошадей? (Народ еще малограмотный, он ничего не понимает, еще верит в то, что с ним честны).

ВЫВОД. Так что же хотел сказать Некрасов?

Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам.

Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу.

Вот, что хотел сказать своим стихотворением поэт. Ну а мы с вами прибыли на Николаевский железнодорожный вокзал. Посмотрите, каким он был в XIX веке, и какой он сейчас.

V. Подведение итогов анализа

VI. Рефлексия


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!