СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе Тема человека и природы в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи:

-расширить  представления учащихся о лирике М.Ю.Лермонтова;

 -учить анализу поэтического текста,

-углубить представления о жанре баллады и средствах художественной выразительности речи.

Развивающие задачи:

- развивать читательские навыки учащихся: читать и интерпретировать художественный текст.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к русскому слову, русской литературе,

-побудить учащихся задуматься об отношениях человека и природы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе Тема человека и природы в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».»


Урок литературы в 6 классе

Тема человека и природы в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Образовательные задачи:

-расширить представления учащихся о лирике М.Ю.Лермонтова;

-учить анализу поэтического текста,

-углубить представления о жанре баллады и средствах художественной выразительности речи.

Развивающие задачи:

- развивать читательские навыки учащихся: читать и интерпретировать художественный текст.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к русскому слову, русской литературе,

-побудить учащихся задуматься об отношениях человека и природы.

Виды деятельности учащихся: работа с текстом, записи в тетради, систематизация и обобщение наблюдений в таблице, выразительное чтение, работа с иллюстрациями И.Репина к стихотворению «Три пальмы».


Ход урока:

1.Слово учителя:

Мы продолжаем свое знакомство с лирикой поэта М.Ю.Лермонтова. Читая стихи поэта, мы видим, что они наполнены размышлениями о человеке, о его взаимоотношениях с миром природы. Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира.
2. Объявление темы, запись в тетрадь. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и поговорим об отношениях человека и природы (запись темы в тетрадь). Мы будем работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать его и во время работы заполнять таблицу «Средства художественной выразительности».

3. Работа над понятием «баллада»

- Откройте учебник на странице 166.

- Это произведение имеет подзаголовок «восточное сказание». Как вы думаете почему? (Автор определяет жанр произведения, предупреждает о восточном происхождении сказания, пришедшем из глубины веков).

- Что такое сказание? Какие синонимы мы можем подобрать к слову «сказание»? (легенда, предание). Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

- запись определения в тетрадь.

Баллада – это поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным (определение на доске).
4. Подготовка к восприятию (звучит восточная мелодия).

Презентация.

- Перенесёмся мысленно на Аравийскую землю (карта). Где это? (пустыня на Аравийском полуострове, на юге материка Евразия).
- Что можно сказать о природе этих мест? Здесь жарко, знойно, пески, сухо.
Какой народ проживает в этих местах? (арабы

- Как по-арабски будет всадник? (фарис)
- Как здесь передвигаются люди?  Караван – это группа вьючных животных (верблюдов, ослов, редко – лошадей), перевозящих грузы и людей главным образом в пустынных районах.

- Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода. Как оно называется? (оазис) Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
- Какие деревья там растут?
- Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

- Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврами.
Вот в такое прекрасное место переносит нас Лермонтов в своей балладе «Три пальмы». 

5. Чтение баллады (звукозапись)

6. Беседа после восприятия.
- Что поразило вас в стихотворении?

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы и гармония человека с миром)

7. Словарная работа.

Вьюк- ноша, кладь, уложенная на верблюда.

Урочный путь – определенный, условленный путь.

Пророк – истолкователь воли Бога.

Роптать - тихо возмущаться, выражать недовольство.

8. Беседа по вопросам:

-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

(Происходит волшебное событие: сразу появляется караван вслед за укором пальм небу, однако, это событие и реалистично: подробно и очень детально описан караван -вереница верблюдов, пестрые ковры, «черные очи красавиц», их «смуглые ручки»).

- Что здесь реальное? (Пустыня, пальмы, источник, караван). Приведите примеры.

- Что фантастическое? (Одушевленные пальмы, волшебное появление каравана).

-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

- Для баллады характерен сюжет. Давайте посмотрим, как разворачиваются события в балладе, составим план. Составление плана. (Коллективно). Проверка (план на слайде презентации).

  1. Жизнь гордых пальм в пустыне.1 и 2 строфа

  2. Обращение пальм к Богу.3 строфа

  3. Появление каравана.4, 5 ,6 строфа

  4. Пальмы приветствуют гостей.7 строфа

  5. Гибель «питомцев столетий»8 строфа

  6. «Все дико и пусто кругом». 9и 10 строфа

9. Беседа по содержанию.

- Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

- Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

- Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы) Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Прочитайте этот отрывок.

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы

в пустыне росли и цвели мы...» Быть кому-то нужным, приносить

пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под

сенью зеленых листов» холодную воду родника.

- Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

Задание для самостоятельной работы(выписать в тетрадь)

  • найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

  • какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

- Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).Прочитайте.

- Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

- Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

- Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").

- Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

- Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в ненужное, дикое и пустое место). Прочитайте.

- Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

- Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

10. Анализ стихотворения с составлением таблицы.

- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

(Метафора, олицетворение, эпитет, антитеза, сравнение).

- Узнаем ещё одно средство – АЛЛИТЕРАЦИЯ. Это повторение однородных согласных звуков. Вслушайтесь еще раз в строки:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?(Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.)

- Что означают слова питомцы столетий?

(«питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

- Найдём эпитеты, олицетворения и метафору, запишем в таблицу примеры. Сначала вспомним, что это такое (выданы карточки с определениями).



Эпитет - одно из изобразительных поэтических средств — определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Метафора–переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Олицетворениеизображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.


Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу, радовать взор своей красотой.

Средства художественной выразительности

Название

Примеры

Наблюдения, выводы

Антитеза



Эпитет



Олицетворение



Сравнение



Метафора



Аллитерация

«По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!»



Перифраз

«питомцы столетий»


- Найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

- Найдите эпитеты.

- Какой приём использует Лермонтов, рисуя картину гибели пальм? Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства. (Листья сравниваются с одеждой, стволы с телами).

- А теперь перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся? Какой приём использует автор?

(Антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой - радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй - картина запустения, бесплодности, смерти, ко­торую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается об­разом коршуна, терзающего свою добычу.)

- Одновременно заполняется в таблице графа «Наблюдения, выводы»

  • Аллитерация (помогает услышать звук)

  • Эпитет (рисуется яркая красочная картина)

  • Олицетворение (одушевление природы)

  • Сравнение (рисуются яркие образы)

  • Метафора (рисуется яркая образная картина)

  • Антитеза (мир рисуется в противоречивости)


- Найдите описание оазиса после ухода каравана (9 и 10 строфы).

- Люди разрушили оазис.

Вывод. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись к тем благам, которые она им дала. Отношение людей к природе бездумное, жестокое. Лермонтов с сожалением говорит о разрушении связей между человеком и природой.

- Какой нравственный урок дает своему читателю поэт?

(Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни).

11. Обобщение учителя.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонны уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не

наделённая способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им. Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.

В балладе есть философский смысл.
Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)
Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?
Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.

Какой ответ дает Лермонтов?
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно. 
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
12. Работа с иллюстрациями.

Произведения М.Ю.Лермонтова иллюстрировали многие художники. Рассмотрим иллюстрации к стихотворению «Три пальмы» художника И. Репина

- Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок? Какие мысли и чувства передает художник в иллюстрации? Озаглавьте, используя текст (7 строфа, «Вот к пальмам подходит, шумя, караван…»)

13. Домашнее задание.

  1. Нарисовать рисунок к балладе.

  2. Подготовиться к выразительному чтению баллады.

14. Итог урока. Выставление оценок.

Заранее подготовить и вырезать из разноцветных листов бумаги формата А4 пальмы. Учащимся предлагается выбрать пальму того цвета, который соответствует оценке за работу на уроке: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный – 3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!