СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе "Универсальный гений Шекспира"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Универсальный гений Шекспира " содержит подробный анализ произведения. Ученики получат интересные вопросы и задания. 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Универсальный гений Шекспира"»


Урок – размышление. Литература. 8 класс.

Тема урока: «Универсальный гений» Вильяма Шекспира.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Кулларской СОШ»

Джафарова Тамила Джафаровна.


Класс – 8


Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.


Раздел программы – Зарубежная литература


Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний


Методы – проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный


Межпредметные связи – музыка, балет, живопись, кинематография


Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия; дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»


Задачи:


Образовательные:


- дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, начать знакомство с биографией и творчеством Шекспира;

раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»


- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии


- развитие навыков логического высказывания , анализа поэтического текста.

- обобщение и систематизация знаний учащихся по творчеству Шекспира


Развивающие:


- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)


- развитие познавательной активности


- развитие языковых и творческих способностей учащихся


- развитие речи



Общепредметные:


- развитие общекультурного кругозора учащихся


- воспитание интереса к зарубежной классике


- совершенствование умения подбирать материалы к уроку


- пробуждение активности и самостоятельности


- развитие аналитического мышления



Воспитательные:


- Приобщение учащихся к культурным ценностям


- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся



Оборудование:


Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, мультимедиа, аудиозапись произведений С. Прокофьева, Н. Рота, видеодиски с фильмами и мюзиклом «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман)



Теория литературы: пьеса, трагедия, конфликт, «вечная тема», авторская позиция



Эпиграф к уроку: «Что за великое созданье – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Красота вселенной! Венец всего живущего!» В.Шекспир


Х о д у р о к о в


I. Организация урока и сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя об эпохе Возрождения. (демонстрация слайдов)

Эпоха Возрождения – это время подъема культуры многих европейских стран, которое охватывает два века – XV и XVI. В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания. Появились люди, не желавшие соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей называли гуманистами. Благодаря их деятельности были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит слово «Возрождение». Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства.

Одна из величайших гуманистических идей эпохи нашла свое выражение в словах принца Гамлета – героя пьесы Шекспира: «Что за великое созданье – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Красота вселенной! Венец всего живущего!»

Однако и Гамлет, и его творец видели не одно лишь величие, но и искажение, которому подвергалась человеческая природа из-за несовершенства мира.


III. Слово учителя о значении творчества Шекспира

С именем Уильяма Шекспира, великого английского драматурга и поэта, вы встретитесь не раз не только на страницах школьных учебников, но и в жизни: его пьесы ставятся в театрах всего мира: драматических, оперных, балетных; снято множество кинофильмов по мотивам произведений Шекспира, его стихотворения многократно переизданы чуть ли не на всех языках , имена многих его героев стали нарицательными.

В этом году мы с вами только начнем знакомиться с одним из величайших произведений Шекспира – трагедией «Ромео и Джульетта».

Творчество Уильяма Шекспира – высочайшая вершина английского Возрождения и мировой драматургии. Шекспир сумел облечь мысли, верования, противоречия, проблемы своего времени в образы потрясающей силы. Жизнь общества и жизнь человека он представил такими сильными, яркими типами и коллизиями, что мир его произведений живет и поныне, его пьесы и сейчас современны и актуальны, многие его герои приобрели еще и нарицательное значение: о влюбленном мы говорим – «Ромео», о ревнивце – «Отелло», о терзающих нас нравственных сомнениях – «гамлетовские вопросы» и.т.д. Приобрели статус фразеологизмов названия некоторых его пьес: «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой»…

Шекспир творил во время царствования Елизаветы (1558 - 1603), когда в стране интенсивно развивались торговля и промышленность, укреплялась после победы над Испанией международная позиция Англии, расширялись ее колониальные владения.

Гениальные произведения Шекспира отличаются замечательным мастерством, величайшей душевной чуткостью и умом, глубоким, проницательным и блестящим.

Великолепное мастерство в изображении всепоглощающих и очень тонких чувств, необычайная широта в создании характеров сочетаются в драматургии Шекспира с поразительным размахом мысли, огромной эрудицией, остротой поставленных проблем, широтой кругозора.

Комедии Шекспира неподражаемы по жизнеутверждающей силе, искрящемуся остроумию, изяществу. В каждой строке звучит насмешка над средневековым и ханжеским мировоззрением, прославление благородства, дружбы, любви, вольных чувств и радостной свободы. И все же, несмотря на счастливый конец комедий, в них обнаруживаются следы тревоги, грусти, сомнений – мотивы, которые перерастут в трагедиях в ощущение острого неблагополучия окружающего мира.

Трагедии Шекспира масштабны, грандиозны по своим конфликтам, необычайны по силе чувств героев. Он показывает не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную борьбу человека, его герои не одномерны: у доброжелательных мы находим недостатки, у отрицательных – достоинства. Шекспир ставит самые глубокие и значительные вопросы жизни человека и дает на них серьезные и мудрые ответы.


IV. Поэтическая разминка. Чтение сонетов У. Шекспира.

Учащиеся читают сонеты № 47, № 5, № 123, № 66, № 130, № 54.



V. Интерпретация поэтического текста.


Сонет № 54.

Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной.

Мы в нежных розах ценим аромат,

В их пурпуре живущий сокровенно.


Пусть у цветов, где свил гнездо порок,

И стебель, и шипы, и листья те же,

И так же пурпур лепестков глубок,

И тот же венчик, что у розы свежей. -


Они ничьих не радуют сердец

И вянут, отравляя нам дыханье.

А у душистых роз иной конец:

Их душу перельют в благоуханье.


Когда погаснет блеск очей твоих,

Вся прелесть правды перельется в стих!


  1. Повторение изобразительно – выразительных средств речи (уч-ся называют и приводят примеры).

(Известно, что сонеты Шекспира состоят из трех четверостиший (катренов) и заключительного двустишия. Первое четверостишие содержит изложение темы, второе – ее развитие, третье – приводит к развязке.)

- Попробуйте выделить соответствующие части в сонете и определить тему сонета.

- Можно ли назвать заключительное двустишие афоризмом? Почему?

- Первая строка в сонете начинается со слов «Прекрасное прекрасней…».

- Какое это средство выразительности речи?

- Найдите эпитеты в сонете (прекрасней, драгоценной правдой, нежные розы, свежая роза, душистых роз, живущий сокровенно, пурпур глубок)

- Найдите в тексте метафору (увенчанная правдой, в пурпуре живущий, не радуют сердец, душу перельют, прелесть перельется, свил гнездо порок (олицетворение), отравляя нам дыхание).

- Имеет ли место сравнение как средство художественной выразительности во втором четверостишии? (Имеет,… что у розы свежей).


VI. Сообщение ученика о биографии Шекспира и загадке его личности.

Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали заезжие актеры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии, после переселения в специально построенное для него здание, получил название «Глобус». Уже через семь лет он заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка?

Долгое время считали Шекспира «выскочкой», которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу «Раскрытие философии пьес Шекспира». Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.

Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые идут под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Френсису Бэкону. Шекспироведы, правда, отвергали авторство Бэкона. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Ретленду, графу Оксфорду, лорду Саутгемптону и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: все, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что данном случае мы почти ничего не знаем достоверного из его жизни.

Справедливо писал в конце XVIII века один английский автор: «Все, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился в Страдфорде – на –Эйвоне, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актером, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, составил завещание и умер». Жизнь Шекспира обросла легендами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нем по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая представляет перед нами со страниц его сочинений.


VII. Повторение сведений о жанре трагедии

  1. Беседа.

- Какие виды драматических произведений вы знаете? (Комедия, драма, трагедия. Все они возникли к Древней Греции, ведут происхождение от народных представлений в честь бога вина и веселья Диониса (или Вакха).)

- Назовите основные отличительные черты каждого драматического жанра.

(Комедия отражает смешное и несообразное в жизни, драма изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу интересов, мировоззрений, трагедия раскрывает характер героя в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.)

  1. Работа со словарями.

Уточним наши знания о трагедии. Заглянем в словари. (Желательно посмотреть значение слова «трагедия» в нескольких словарях.)

В учебнике дано такое определение: «Трагедия – вид драмы, противоположной комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя».

- Что общего в разных определениях трагедии? (Трагедия – вид, жанр драматургии. В основе трагедии – конфликт, столкновение людей, интересов, позиций, проявление неразрешимых внутренних противоречий героя, ведущих к его гибели.)

- Как разрешается конфликт в трагедии? (Конфликт противоборство не может разрешиться иначе, как через страдания человека, ведет к его гибели, но и к его духовному росту, к обострению чувств, к проявлению человеческих качеств. В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии, конфликт переживается всеми.)

Переживания, изображенные в трагедии, передаются зрителям, читателям. Через сочувствие страданиям, трагической судьбе героя раскрывается одна из важнейших сторон жизни человека, определяются границы добра и зла, выявляются подлинные и мнимые человеческие ценности.


VIII. Слово учителя о трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (звучит музыка из балета Сергея Прокофьева, демонстрация сладов из художественного фильма «Ромео и Джульетта»)

«Ромео и Джульетта» - бессмертная трагедия, одно из ранних произведений Шекспира, написана в 1595 году. Ее атмосфера пронизана теплыми лучами южного солнца, духом жизнерадостности, враждебным всему сумрачному, болезненному, насыщена яркими, веселыми красками.

Центральные герои пьесы молоды, даже юны, чисты сердцем, живут трепетным ощущением огромной радости бытия, а затем – безбрежного, всепоглощающего, счастливого чувства. В этой пьесе нет обстановки неразрешимого, внутреннего конфликта, свойственной более поздним трагедиям Шекспира, когда жизненные трудности и перипетии отражают дисгармоничность, надломленность духовного мира героев.

Сюжетные основы трагедии коренятся в итальянской народной легенде, относящей события шекспировской пьесы к XIV веку. Ее древняя история многократно повторена в итальянских новеллах, откуда перекочевала в другие европейские литературы, где обрабатывалась в разных жанрах. В частности, английский поэт Артур Брук опубликовал в 1562г. (за два года до рождения Шекспира) поэму «Трагическая повесть о Ромео и Джульетте», с которой Шекспир был хорошо знаком. В 1567г. Появился еще один вариант обработки этого сюжета – новелла «Ромео и Джульетта», вошедшая в изданный Вильямом Пойнтером сборник переводов «Чертог наслаждений».

До шекспировской трагедии на лондонской сцене ставилась одноименная пьеса, оставшаяся нам неизвестной. Всеми этими материалами драматург пользовался широко и свободно. Так было принято поступать в то время, и величие Шекспира заключается совсем не в новизне сюжета. Кстати сказать, сюжетов во всей мировой литературе и фольклоре разных народов ученые насчитали всего несколько десятков. Все остальное – различные вариации этих сюжетов.

Определяющая мысль шекспировской трагедии – столкновение чистой, естественной, безгрешной любви с неустроенностью мира.

Вечная, кровавым призраком сопровождающая человечество вражда. Столкновение воль, страстей, амбиций и, как следствие – смерть, потоки крови.

Еще одним злом одержим мир – страстью к золоту, к наживе. Драматург говорит об этом в диалоге между аптекарем и готовящимся принять смерть несчастным Ромео:

А п т е к а р ь. Вот порошок. В любую жидкость всыпьте,

И будь в вас силы за двадцатерых,

Один глоток уложил вас мгновенно.


Р о м е о. Вот золото, гораздо больший яд

И корень пущих зол и преступлений,

Чем этот безобидный порошок.

Не ты, а я даю тебе отраву.


В мировой дисгармонии, в атмосфере взаимной вражды и неприязни возникают вдруг естественное чувство, великая любовь, которая противостоит злу, утверждает красоту мира.



IX. Беседа по вопросам

Диалог Ромео и Джульетты прочитают заранее подготовленные ученики. Если есть возможность, показать кадры из художественного фильма с этим эпизодом.

Дополнительные вопросы и комментарии:

- Как развивается диалог Ромео и Джульетты? (Каждый из героев высказывает свою любовь, еще не зная о любви другого. Джульетте мешает лишь фамилия Ромео, которого она должна ненавидеть по традиции своей семьи. Она признается в любви Ромео, не лукавя, не кокетничая: «Прости за пылкость инее принимай / Прямых речей за легкость и доступность». Любовь вспыхивает мгновенно, и мгновенно герои принимают решение связать свои жизни.)

- Почему Джульетте пение жаворонка кажется фальшивым, а зря враждебной? (Весь мир, как кажется Джульетте, против них. С трудом расставшись, и Ромео, и Джульетта предчувствуют несчастье.)

- Почему Ромео и Джульетта решили вступить в брак, а не просто стали встречаться тайком от родителей? (Их взаимное решение говорит о силе их чувства, о быстром взрослении, о желании отвечать друг за друга, оберегать друг друга. О браке они думают как взрослые люди. Им необходимо благословение церкви, Бога. Их любовь не просто интрижка, страсть, готовая погаснуть так же быстро, как и вспыхнула. Чувства Ромео и Джульетты искренни, чисты, глубоки, сильны, взаимны.)

- Меняются ли герои, осознав неминуемость разлуки? (Оба героя раскрываются с неожиданной для себя стороны. Трагические события меняют их. Для Джульетты вся жизнь теперь в ее муже, в Ромео. Ромео преодолевает отчаяние, становится сильнее. Оба они преодолевают силу трагических обстоятельств силой своей любви.)

- Кто же виновен в трагедии, случившейся в Вероне? (Ромео и Джульетта гибнут, погибают и Меркуцио, Тибальд, Парис. Все они – жертвы родовой распри, непримиримости, кровавой вражды Монтекки и Капутелли.)


X. Тест (По выбору учителя)

Вариант I

  1. В каком городе происходит действие трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (В Вероне.)

  2. В кого был влюблен Ромео до встречи с Джульеттой? (В Розалину.)

  3. Назовите фамилию Ромео. (Монтекки).

  4. Где впервые встретились Ромео и Джульетта? (На празднике в доме Капулетти.)

  5. Кто такой Меркуцио? (Друг Ромео.)

  6. Какое событие явилось причиной изгнания Ромео? (Поединок Ромео и Тибальта, закончившийся гибелью Тибальта.)

  7. Какой литературный прием (троп) используется в следующих выражениях: «Ночь тушит свечи»; «Радостное утро на цыпочках встает на горных кучах»? (Олицетворение, вид метафоры.)

  8. Кто из героев сказал: «Что значит имя? Роза пахнет розой, / Хоть розой назови ее, хоть нет»? (Джульетта.)

  9. Почему Ромео и Джульетта венчались тайно? (Препятствовала кровная вражда между семьями Монтекки и Купулетти.)

  10. Сколько лет главным героям? (Джульетте тринадцать, Ромео чуть старше.)

Вариант II

  1. В каком веке происходит действие трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? XIV веке.)

  2. Кто авторы пересказа трагедии Шекспира? (Мэри и Чарлз Лэми.)

  3. За кого родители Джульетты собирались выдать ее замуж? (За Париса.)

  4. Кто такой Тибальт? (Двоюродной брат Джульетты.)

  5. Назовите фамилию Джульетты. (Капулеттти.)

  6. Кому принадлежал план соединения Ромео и Джульетты после изгнания Ромео? (Монаху Лоренцо.)

  7. Какая фигура речи используется в следующих выражениях: «Любил ли я хоть раз до этих пор?»; «Что могут обещать мне времена? / Когда врагом я так увлечена?»? (Риторический вопрос.)

  8. Кому принадлежат слова: «Я новое крещение приму, / Чтоб только называться по-другому»? (Ромео.)

  9. Чем закончилась трагедия «Ромео и Джульетта»? (Примирением враждующих семей Монтекки и Капулетти после гибели их детей.)

  10. Сколько времени занимает действие трагедии? (Примерно пять суток.)

XI. Итог урока

Любовь детей враждующих родов вмешивается в эту вражду, гибнет, но исполняет свое предназначение: искореняет ненависть, пораженные горечью утрат бывшие враги у могил своих детей протягивают друг другу руки. Наступает позднее раскаяние, начало новых отношений.

История Ромео и Джульетты заканчивается трагически, герои погибают. Но все же мы испытываем чувство, в котором с грустью о трагическом исходе любви смешаны восхищение ее силой и чистотой. Трагедия «Ромео и Джульетта» особенна именно тем, что пронизана красотой, молодостью, любовью. Зритель потрясен, но и взволнован, восхищен силой любви Ромео и Джульетты. А герои шекспировской трагедии оживают с каждой новой любовью.


Домашние задание: попробуйте создать словесный проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Все свои предложения обоснуйте. Это и будет вашим домашним заданием.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!