СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в9 классе по статье Гончарова И.А. "Мильон терзаний"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -знакомство со статьёй Гончарова И.А. "Мильон терзаний". Обучение конспектирванию статьи.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в9 классе по статье Гончарова И.А. "Мильон терзаний"»

Урок литературы в 9 классе разработан учителем русского языка и литературы высшей категории Костыриной Л.А. МКОУ Воронцовская СОШ

ТЕМА урока:

«И. А. Гончаров "Мильон  терзаний ".Обучение конспектированию.

Методическая цель: научить учащихся строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;обучать анализу критической статьи (составление тезисов,выделение основных положений, аргументов, приводимых

автором для их доказательства, основные выводы статьи);способствовать развитию творческих способностей учащихся; воспитывать в них активную жизненную позицию.

Оборудование: текст статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний», раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

                                                            ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Какому произведению посвящена статья Гончарова И.А.? Кто центральный герой пьесы? Почему Грибоедов дал такое название комедии? Почему мы называеи Чацкого передовым человеком своего времени? О каких взглядах его вы можете рассказать?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Комедию А. С. Грибоедова недаром называют бессмертной. Она произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовует на читателей и зрителей во все последующие времена. Её восторженно приняли в среде декабристов. Декабрист А. А. Бестужев так вспоминал о своём первом чтении грибоедовской комедии: «Я проглотил эти отрывки: я трижды перечитал их. Вольность русского разговорного языка, пронзительное остроумие, оригинальность характеров и это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души». Позднее горячо и заинтересованно высказывались о комедии Белинский и Добролюбов, Гоголь и Достоевский. Гоголь, например, поставил имя автора «Горя от ума» рядом с именами Пушкина и Лермонтова и при этом высоко оценил художественную и историческую значимость типов, выведенных Грибоедовым в его комедии.

Цельный критический очерк о комедии написал в 70-е гг. XIX в. писатель И.А. Гончаров. Очерк назывался «Мильон терзаний». Хотя к тому времени, когда появился очерк Гончарова, минуло уже около 50 лет со времени создания «Горя от ума», критический разбор Гончарова был написан с таким увлечением, с таким живым чувством, как будто бы речь шла о современной комедии. По существу «Горе от ума» и воспринималось Гончаровым (так же, как и более поздними читателями и критиками) именно как современная комедия.

Опыт работы с литературно-критической статьёй — важный этап в анализе и понимании художественного произведения. Ведь задача критика заключается в том, чтобы заставить читателя размышлять, сопоставлять, анализировать.


IV. Работа над темой урока

1. Беседа: активизация познавательной деятельности учащихся

• Что сильнее в комедии: горе от любви или горе от ума?

• Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия

комедии — «Горе уму»?

• Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?

• Какой смысл вкладывал Фамусов в слова «этакий ум», характеризуя Чацкого?

• Известно, что Пушкин отказал Чацкому в уме, упрекал его за то, что он адресует свои страстные монологи тем, кто никогда не согласится с ним (Скалозуб, Фамусов и др.), но разве не понимал этого Чацкий? Почему же всё-таки он спорил с этими людьми?

• Какая сцена в «Горе от ума» вам особенно понравилась и почему?

• Какую роль в спектакле по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вы хотели бы сыграть? Аргументируйте свой выбор.

2. Заслушивание сообщения учащегося « Борьба века нынешнего и минувшего в комедии «Горе отума»

3. Слово учителя

— И. А. Гончаров пишет в самом начале своего очерка: «Комедия “Горе от ума”» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью,свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черёд».

Причину необыкновенного долгожительства комедии Грибоедова Гончаров видит в богатстве её содержания и в художественном её совершенстве: «“Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно её захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая…».Гончаров особенно ценит комедию за её «острый и едкий, живой русский ум». По словам Гончарова, проза и стихи слились в комедии «во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить

опять в оборот».

Центральное место в очерке Гончарова занимает характеристика Чацкого.Полемизируя с Пушкиным, который отказывал Чацкому в уме, Гончаров пишет:«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием, у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».В своих речах и поступках Чацкий, как говорит Гончаров, иногда «впадает в преувеличения», но это объясняется внутренним смятением Чацкого, его «мильоном терзаний», теми ударами, которые наносил ему фамусовский мир.В «мильоне терзаний» Гончаров находит психологическую разгадку поведения Чацкого. И эта разгадка очень убедительная, многое и хорошо объясняющая.

4. Аналитическая работа с текстом статьи И. А. Гончарова

«Мильон терзаний» (в парах); работа с учебником, где на стр 145-150 имеется отрывок из статьи Гончарова И.А.

• Прочитайте фрагменты критического этюда писателя И. А. Гончарова «Мильон терзаний» и выполните их конспект.

Вопросы для конспектирования

1. Какую задачу ставит Гончаров?

2. Что ценят в пьесе А. С. Грибоедова критики?

3. Что ценит в пьесе Гончаров?

4. До каких пор будут мелькать в обществе черты героев пьесы?

5. Что в комедии никогда не умрёт?

6. Есть ли в пьесе движение (развитие действия)?

7. Умён ли Чацкий? Кто он?

8. Что связывает части комедии между собой?

9. В чём Гончаров видит роль действующих лиц «другой, живой, бойкой комедии»?

10. Каков психологический портрет Чацкого в конце пьесы?

11. Почему, по мнению Гончарова, Грибоедов закончил пьесу катастрофой?

12. Каков портрет Софьи глазами Гончарова и каково отношение к ней критика?

13. Какова, по мнению Гончарова, роль Чацкого?

14. В чём упрекает Гончаров современную ему критику?

15. Каков идеал Чацкого?

16. В чём вечность образа Чацкого?

17. Что говорит Гончаров в последнем замечании о Чацком?

Правила конспектирования литературно-критических статей

1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи.

2. Вдумайтесь в её заглавие.

3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным.

4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из него соответствующие выписки.

5. После повторного чтения фрагмента составьте его план.

6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти. У вас получился конспект.

5. Заслушивание нескольких конспектов, их комментирование, рецензирование.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Что находится в центре внимания критика — пьеса А. С. Грибоедова или от-

ражённые в ней жизненные явления?

• С какими оценками И. А. Гончарова вы согласны? С какими вам хотелось бы

поспорить?

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: « Чем близок и дорог мне Чацкий?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!