СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы «Ведь были ж схватки боевые…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в рамках внедрения в практику трёхуровневых заданий с целью развития познавательных, коммуникатиивных, личностных и регулятивных УУД учащихся, а именно анализ, синтез и обобщение, поиск и интерпретация информации. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Ведь были ж схватки боевые…».»

КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс


Раздел 5. «Правда истории и вымысел» Урок 51. «Ведь были ж схватки боевые…».


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

1. Подготовка.

1. Определение темы и целей проекта

2.Планирование.

1. Определение источников информации.

2.Определение способов сбора и анализа информации.

3. Определение способа представления результатов (формы отчета). 4.Установление критериев оценки.

3.Исследование.

1.Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: наблюдения, сравнения.

4.Выводы.

1.Анализ информации. Формулирование выводов.

5.Представление или отчет.

1. Возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

6.Оценка результатов и процесса.

На данном уроке мы говорим о содержании и смыслах стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», анализируем текст.

1. Какому событию посвящено произведение Лермонтова «Бородино»?



2. Найдите в тексте слова, связанные с этим событием.



1.Напишите о бое, используя следующие словосочетания и предложения:



нашли большое поле; построили редут; чуть утро; два дня мы были в перестрелке; мы ждали третий день; на поле грозной сечи ночная пала тень; и грянул бой; катятся ядра, свищут пули; небо засветилось;  сверкнул за строем строй; бой барабанный, клики, скрежет; полковник наш рожден был хватом; спит в земле сырой; двинулись, как тучи; знамена, как тени; гром пушек, топот, ржанье, стон; в дыму огонь блестел; и смерть и ад со всех сторон; звучал булат, картечь визжала, в кустах рассыпались стрелки; гора кровавых тел; нависли хладные штыки; русский бой удалый; земля тряслась - как наши груди; отряды конницы летучей, смешались в кучу; швед, русский - колет, рубит, режет; и залпы … слились в протяжный вой; вот смерклось; и отступили бусурманы; как пахарь, битва отдыхает;



(Выделенные фрагменты взяты из поэмы А.С.Пушкина «Полтавский бой» для определения внимательности учащихся).

2. Найдите среди словосочетаний художественные средства выразительности и укажите их:

грозной сечи – эпитет; катятся ядра, свищут пули- метафора; небо засветилось- метафора;  сверкнул за строем строй- метафора; в земле сырой– эпитет; двинулись, как тучи -сравнение; знамена, как тени- сравнение; огонь блестел- метафора; гора кровавых тел- сравнение; русский бой удалый– эпитет; земля тряслась - как наши груди- сравнение; в протяжный вой-метафора.

Составьте синквейн о рассказчике в стихотворении «Бородино»:

Подсказка: как строится синквейн.

  • Первая строка — тема, заключает в себе одно слово (обычно существительное ), которое обозначает объект, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая ваше  личное отношение  к описываемому объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть  объекта.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



- Стихотворение «Бородино» благодаря богатству художественных приёмов отражает историческую реальность в живом, образном воплощении. И оно более достоверно, чем строчки документов.

Лермонтову в своём стихотворении удалось отобразить главное – народный дух, что гораздо важнее исторических реалий.


7. Домашнее задание

К следующему уроку учащиеся готовятся к сочинению. Тема 1. В чём смысл девиза Сани Григорьева «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Тема 2. В чём сходство характеров капитана Татаринова и Сани Григорьева.3. Что значит «пытаться уйти от судьбы» на материале стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». 4. «Скажи-ка дядя, ведь недаром…» Автор и рассказчик в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».




4

Тема: «Ведь были ж схватки боевые…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!