СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе на основе метода проектов "Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения  написанию сочинения (в рамках уроков по литературе после изучения художественного произведения В.Г.Распутина "Прощание с Матерой")

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе на основе метода проектов "Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?"»

Разработка конспекта урока литературы в 11 классе на основе метода проектов




ПРОЕКТ

Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?

(Урок обучения написанию сочинения (в рамках уроков по литературе после изучения художественного произведения В.Г.Распутина « Прощание с Матёрой» ).

Цель и задачи проекта:

1. исследовать, как на протяжении XX века тема русского Дома представлена  в произведениях литературы.

2. прочитать, осмыслить ряд произведений и  представить несколько коллективных и индивидуальных работ по теме.

3. на материале повести «Прощание с Матёрой» содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности;

4. продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно-следственные связи;

5. способствовать активизации мыслительного процесса, поиска путём информативно-проблемных вопросов;

6. способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

7. чувства ответственности за слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.


Участники проекта: обучающиеся 11 класса

Срок реализации проекта- с сентября по март 2015-2016 учебного года.

Место реализации проекта – МБОУ « Матакская сош» Дрожжановского муниципального района РТ

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап – анкетирование « Что такое дом? Какие традиции русского дома я знаю?

2.Тема дома в произведениях русских писателей и поэтов

3. Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?»


1этап. Подготовительный этап. Анкетирование

  1. Что такое русский дом?

  2. Что я знаю о традициях русского дома?

  3. Дом 100 лет назад и сегодня: это одно и то же? Какие проблемы есть в этом доме?

  4. Что читал в художественной литературе по этому поводу?

  5. Нужно ли обращаться к изучению данного вопроса на уроках литературы?

  6. На что прежде всего следует обратить внимание?

2 этап. Чтение и анализ статьи Карсаловой Е.В.

«Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний» (ЛШ, 2004 №9)

3. этап Решение проблемных вопросов:

  1. Что у русских принято считать Домом?

  2. По каким законам живут в русском Доме?

  3. Что мы знаем об известных Домах Республики Татарстан?

  4. Каким видел и создавал народ свой Дом?

  5. Настоящее и будущее русского Дома.

4 этап . Сбор и обработка материала по теме проекта.

1 группа- исследователи и социологи . Группа собирала материал об истории русского дома, его внешнем виде, внутреннем убранстве, традициях, домах села Матаки и долгожителях, составляли анкеты и проводили опросы.
2 группа - биографы и литературоведы. Группа обобщала информацию о домах писателей и поэтов 20 века , их семейных традициях, о художниках слова, которые жили в России .

5 этап . Заполнение технологической карты, чтобы понять, каким видел и создавал народ свой Дом, есть ли настоящее и будущее у русского Дома. В выводе каждый представил своё видение вопроса с опорой на изученный материал.

Технологическая карта

Название произведения

Члены семьи

Интерьер

Традиции

Проблемы дома

6 этап .   В течение нескольких месяцев для ответа на главный вопрос собирался и обобщался материал на уроках по следующим темам:

1. Многозначность понятия «дом» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»:

2. Концепция Дома С.Есенина:

3. «Дом поэта» М.Волошина:

4. Тема Дома и Семьи в романе М.Булгакова «Белая гвардия»:

5. Духовный мир казачества в романе А.Шолохова «Тихий Дон»:

6. Годы испытания для «дома у дороги» А.Т.Твардовского:

7. «Дом» Ф.Абрамова на путях и перепутьях в начале 70-х годов:

8. Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?





Конспект урока « Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?»

Личностные цели:

  • осмысление обсуждаемой проблемы, нахождение в ней личностного смысла;

  • осознание старшеклассниками своей компетентности;

  • самореализация, самоактуализация личности учащегося;

  • развитие рефлексивной способности;

  • овладение способам саморегуляции и самосовершенствования;

  • формирование личностной позиции;

  • усвоение культурных и социально значимых ценностей.

Креативные цели:

- развитие творческого потенциала учащихся.


Когнитивные цели:

  • развитие дивергентного и образного мышления, способности к исследовательской деятельности;

  • обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе духовного развития.

Предметные цели:

  • создание на уроке благоприятного эмоционально-психологического климата;

  • развитие познавательного интереса к литературе;

  • овладение навыком филологического анализа художественного текста;

  • развитие устной и письменной речи.

I. Целеполагание

Звучит песня Ю. Антонова "Крыша дома твоего". Показ презентации о доме С.Есенина, М. Шолохова (по роману «Тихий Дон»), о доме Ф.Абрамова ( по роману «Пряслины»), М. Булгакова (по роману «Белая гвардия»), А.Твардовского («Дом у дороги»)

Учитель - Вы посмотрели презентацию. Подумайте и скажите, о чём пойдет речь на уроке?

- Я думаю, что мы на уроке поговорим о том, какую роль играют для человека родной дом, родное место, где родился, родители и в целом Родина)

- А я думаю, что мы сегодня будем рассматривать важную нравственную проблему- проблему преданности Родины, т.к. В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как человечность, искренность, преданность Родине)

- А я думаю, что мы сегодня будем говорить о том, к чему может привести тот факт, когда у человека отняли малую родину, не только отняли, но и уничтожили.

2.

Учитель - На странице литературной газеты В.Распутин скажет: «Я не мог не написать « Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе». Как вы понимаете эти строки?

Учитель: Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию. Что вы скажете о современной цивилизации ? Как она показана в произведении « Прощание с Матерой»?

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.

- Как вы относитесь к событиям, происходящим в Матёре?

Учитель- Многозначны понятия дом у многих писателей и поэтов 20 века . Приведите примеры по вашим проектам .

- У И.С.Шмелёва «Лето Господне» – надёжное гнездо;  – маленькая вселенная; – средоточие духовной жизни, храм;

- Дом С.Есенина: – родина; – семейный очаг, согретый любовью;– историческая память;
– духовная колыбель.

- Дом поэта М.Волошина: – рай на берегу моря; – земля добровольного изгнания ; – убежище от петли и расстрела.

- В романе М.Булгакова «Белая гвардия» – Дом, Семья, Вера – начало всех начал; – залог сохранения лучших традиций и нравственных ценностей; – источник жизни и культуры.

- Дом в романе А.Шолохова «Тихий Дон» – родство казаков с землёй; – воинский долг;
– святость семейного очага; – дом как место обретения душевного покоя.

- Дом для А.Т.Твардовского – спасительные думы о доме; – вера в объединение семьи.

- Дом Ф.Абрамова – портрет жизни; – расшатывание дома народной души;
– поиски путей возрождения Дома.

- Дом В. Распутина

Что такое дом, изба для Дарьи?

- Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

- Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что пердшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".

 - Не понять чужому, зачем это Дарья перед “уничтожением” белит свою избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимаемо Дарьей. В каждом предмете мира Матёры есть душа, каждая вещь имеет срок службы, имеет своё место. “Прибирает” Дарья свой Дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Дарья белит свой Дом не зря, не брошен он, не оставлен он на произвол судьбы Хозяйкой, а потому и ход жизни ещё не нарушен. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.

- Дом - основа жизни, залог укоренённости человека, его памяти о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дарья выступает хранительницей Дома, хранительницей жизни. Она готовит дом к сожжению так же, как готовят умершего к погребению.

- Для стариков Дом – это не просто деревянная постройка, но и живое существо. Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его, белит, моет. Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: «Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?». И героиня прощается со своим домом, наказав «поджигателям» не заходить внутрь, не «поганить» его чужим присутствием. Дарья чувствует, что дом понимает, куда его обряжают: «вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик».

Учитель – в каждом доме есть свой хозяин. Он делает все возможное, чтобы спасти этот дом, спасти жителей этого дома. Что вы скажете про хозяина этого острова?

1 группа- описание Хозяина Матеры.

2 группа – Найти слова в тексте, где говорится о том, что Хозяин чувствует беду, но ничего не сможет делать.

- Символом является в повести маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом зверек – Хозяин Матеры. Сам автор подчеркивает его значение даже графически – пишет с большой буквы. Писатель так говорит о нем: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы знаем, что домовой – хранитель очага, это своеобразный дух дома. Поэтому Хозяин Матеры – это хранитель, душа острова и деревни. Он оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет: «Предчувствовал Хозяин, что скоро…все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился».

  - Хозяин понимает неизбежность гибели, поэтому он мудро смиряется с этим. Но пока стоит остров, пока живут на нем люди, «Хозяин здесь он». Этот зверек не бросает своих ночных проверок острова, следя за всем, потому что он часть природы и существует по ее законам. Ему так предписано – оберегать и следить за всеми, кто находится на острове.

    Учитель - почему введен образ Хозяина?

- Хозяин Острова олицетворяет силы самой природы и подчеркивает губительное вмешательство человека в нее.

- Какой вы видите Матёру? Как вам запомнилась Матера?

- Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище

за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)

-Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?

- Надо было это делать по-человечески). Проводить беседу с жителями деревни и объяснять о необходимости переезда, должны были оказать помощь в перезахоронении их близких, т.е. должны были выполнить просьбы жителей )

- А сцена на кладбище - это "по-человечески"?

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет.

- Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

- Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

3. Работа по группам

Вопрос 1 группе

- В чём смысл конфликта повести?

Новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его.

Вопрос 2 группе

- Какие проблемы ставит Распутин в повести?

Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле. Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования.

Вопрос 3 группе

Как воспринимает молодое поколение трагедию Матёры?

К молодому поколению относятся невестка Дарьи –Соня Пинигина, внук Дарьи- Андрей, которые покинули Матёру и быстро адаптировались в городе. Старшие дети Сони и Павла не прижились на Матёре, а Андрей не хочет жить так, как жили его деды и прадеды. В его словах кроется истина: « Пока молодой, надо, бабушка ,всё посмотреть, везде побывать)…(.цитировать текст) Слова безумца, предающего свою малую Родину, звучат как слова целого «глупого, забывчивого» поколения: «Я тут ни причём, бабушка, электричество, требуется электричество. Наша Матёра тоже на электричество пойдёт, будет людям пользу приносить»

-Что символизирует прощание с Матёрой для жителей острова? Для нас?

Вывод: Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас ине будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине..."

Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не оставило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)

4. -Позиция автора хорошо видна и в его высказываниях.

"Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви."

(В. Распутин)

"...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".

(В. Распутин)

"Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к

её святыням".                                      (В. Распутин)

"Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

(В. Распутин)

5. -Подведя итог нашей совместной работы, мы постараемся ответить на вопросы:

Учитель - Что дала нам встреча с Матёрой?

-Прочитав повесть, я понял, что где бы я не родился и где бы не жил, я всегда буду помнить свою малую Родину, чтить память дорогих мне людей, оказывать всяческую помощь для процветания моей малой Родины. Матера- это не только остров, но и наш дом, наша малая Родина. А Дом – основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом – это незыблемые нравственные заповеди. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная.

6. Учитель Дом В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?

- Дом – основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом – это незыблемые нравственные заповеди. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная. Матера стала для нас не только символом отчего дома, но и России. Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга о духовной и исторической правде, о почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.

Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям дает каждому из нас священное право называться Человеком, обрести «самостоянье», духовную и нравственную состоятельность.



7. Как я люблю мой милый дом!
Спокойно, радостно мне в нем.
Его тепло, его уют…
Любой мороз мне в нем не лют!
В жару приносит он прохладу,
И каждый миг мне в нем – услада!
Родной здесь каждый уголок.
На кухне я пекла пирог,
Здесь я играла, тут я пела,
Здесь я без дела не сидела.
На полках не пылятся книжки –
Мои сестренки и братишки.
Под мерное часов «тик-так»
Здесь время усмиряет шаг.
А в дождь иль вьюгу вечерами
На кресло заберусь с ногами –
Так хорошо мне, так легко!
И в мыслях я витаю далеко…
Но лишь услышу голос я родной –
И снова здесь я, милый дом, с тобой.
Еще люблю под елкой я сидеть
И на мерцанье огоньков смотреть.
И дом, наполненный дыханием весны,
Становится таинственным таким.
Мой дом покинуть скоро мне придётся,
И детство никогда уж не вернется.
А я вернусь к тебе, мой милый дом,
Здесь будут ждать меня игрушки за окном.
И буду возвращаться вновь и вновь –
Ведь этот дом – семья, родители, любовь.


8. Домашнее задание

Написать сочинение –эссе по следующим темам:

«Ушла ли под воду Матёра?»;

«Как я понимаю традицию»;



9. Список использованной литературы


1.Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992. Панкеев И.А. 2. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. – М., 1999.

3. Валентин Распутин: по страницам произведений. – М., 1990.

4.Андреева И.В. Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2001. - № 2.

5. Колобаева Л.А. В. Распутин – рассказчик // Русская словесность. – 2002. - № 2.

6. Фомичева А. Молчаливая наша земля. Материалы к изучению повести В. Распутина в 11 классе // Литература. – 2000. - № 18. – Май.

7.Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой».-М.,2002








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!