III. Подготовка к восприятию произведения. Сообщение темы урока | «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь!» И. Тургенев -Эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать. -Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова? -Любовь –это склонность, пристрастие к чему- нибудь: к музыке, к искусству.
-Посмотрите у вас на листочках в середине записано слово «ЛЮБОВЬ». Какая бывает любовь, подумайте. Сейчас вы, передавая листочек, будете в кружочках записывать ваше предположение. -Прочитайте, какая же бывает любовь. -А сейчас, из слов, записанных на листочке, выберите то, которое вам близко. - Вы когда- нибудь испытывали страх? А что это такое? -А как вы думаете, что сильнее страх или любовь? -Разрешить эту проблему нам поможет Иван Тургенев. Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотеке доме. В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность. В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника». Один из рассказов из этого сборника называется «Воробьишка». -Как вы думаете, о чем этот рассказ? -Как проверить наши предположения. --Какая же тема нашего урока? | Дети по очереди пишут, о том какая бывает любовь. Дети озвучивают свои записи. И.Тургенев «Воробей» |
IV. Первичное восприятие текста | Читает учитель и хорошо читающий ученик. – Понравилось произведение? – Выразите своё мнение о произведении одним словом. -Слушая рассказ, менялось ли у вас настроение? -В какой момент вы были напряжены? – Название рассказа соответствует его теме или основной мысли? (Название «Воробей» дано в соответствии с темой рассказа.) – Придумайте название, выражающее основную мысль. Можете использовать строчку из текста. Как вы думаете, в какой части рассказа нужно искать материал для такого названия – в начале текста? в середине? в конце? (Последние два абзаца, где содержится обобщение, например: «Героическая птица», «Маленькая героическая птица», «Любовный порыв», «Любовь сильнее смерти», «Только любовью держится жизнь».) | Отвечают на вопросы |
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | -Что такое «благоговеть»? Благоговеть – значит гордиться? восхищаться? уважать? преклоняться? Уточните значение этого слова в толковом словаре. – Кто же испытывает чувство благоговения? Кто еще, кроме рассказчика, признал силу родительской любви? – Прочитайте, как описан молодой воробей. – Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (Он не умел летать и испугался.) – Как описывается взрослый воробей? (Старый, черногрудый.) – Какой по сравнению с ним казалась собака? (Громадное чудовище.) – Как оказался старый воробей рядом с собакой? (Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой.) – Что заставило старого воробья спасать молодого? – Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент? – Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент? (Ему было страшно.) – Но что же им двигало? (Чувство ответственности, любовь.) – Как автор говорит о поступке старого воробья? Прочитайте. – Какое чувство у вас появилось к старому воробью? – Дайте характеристику старому воробью. (ПРИЕМ «СИНКВЕЙН») ВОРОБЕЙ МАЛЕНЬКИЙ ВЗЪЕРОШЕННЫЙ РИНУЛСЯ ЗАСЛОНИЛ ЗАМИРАЛ Воробей заслонил свое детище. Пташка – Как повела себя собака? Прочитайте. – Что значит «смущенный пес»? -Кому обязан маленький воробей своей жизнью? -Запишите слово мама. -Запишите работая в группе, какой матерью была эта воробьиха. - А можно ли эти слова отнести к вашим мамам. -Чем же держится жизнь в нашем мире. | Ищут ответ в словаре. Отвечают на вопросы ЛЮБОВЬЮ |