Урок литературного чтения для родителей обучающихся 2 «В» класса
ТЕМА: А. Гайдар «Ёлка в тайге».
ЦЕЛЬ: формирование универсальных учебных действий через проведение уроков литературного чтения.
ЗАДАЧИ:
1. Создание условий для формирования читательских умений в различных видах работы
а) чтение с остановками
б) анализ сюжета.
2. Формирование первичных читательских умений.
3. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся, самостоятельности, умения работать в парах.
4. Создание мотивации к учению через чтение произведений для детей
5. Формирование отношения к общечеловеческим ценностям таким, как любовь, дружба, семейное счастье.
Познавательные УУД:
1) формируем умения на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения слушать;
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения выражать своё отношение к прочитанному.
Регулятивные УУД:
1) формирование умения высказывать своё предположение по содержанию произведения во время чтения с остановками;
2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формирование умения самостоятельно (и/или в парах) проводить этап рефлексии.
Оборудование урока:
Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 1 часть, 2 класс.
Компьютерная презентация.
Выставка книг А.П.Гайдара.
Мультимедийная физкультминутка.
Ход урока
Организационный момент.
- Доброе утро! Начинаем урок литературного чтения.
Сегодня у нас замечательные гости! Поприветствуйте их.
Присаживайтесь.
Стадия вызова.
Организация устной работы, направленной на расширение словарного запаса, введение новых слов.
Тема урока (на доске надпись С НОВЫМ ГОДОМ!)
А) Игра «Подбери словечко»
-Вы догадались, что не зря Дед Мороз поздравил нас с наступающим праздником. Ведь скоро праздник - Новый год.
- Какие прилагательные вы подберете к слову праздник?
(чудесный, веселый, семейный, интересный, радостный, сказочный, волшебный).
-Молодцы!
-А что является символом Новогоднего праздника?
Она нарядна и стройна-
Зелененькая челочка,
Пришла на праздник в гости к нам,
Её зовут все… (ёлочка)
Б) Словесное рисование.
-Давайте попробуем описать Новогоднее деревце, используя сравнения.
На доске: (слайд № 1)
Слово мостик сравнение
Елочка словно девочка в зеленой шубке
Фонарики как будто звездочки в ясную ночь
Игрушки хрустальные сосульки
Украшение серебряный дождь
модница
- Какая нарядная получилась у нас елочка. И нарядили её вы сами, красиво описали новогоднюю модницу.
- Предположите, о чем сегодня будем читать на уроке?
- Да, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое тоже посвящено подготовке к празднику.
Автор его известный писатель Аркадий Петрович Гайдар.
(слайд № 3)
- Произведение называется «Ёлка в тайге».
Мы будем читать отрывок.
ИТАК, тема нашего урока А.Гайдар «Ёлка в тайге».
Используя вопросительные слова, задайте вопросы к теме нашего урока.
Давайте сформулируем ЦЕЛЬ нашего урока:
(узнать, какая елка была в тайге? Что значит ЁЛКА В ТАЙГЕ? Для кого была ёлка в тайге?)
МОЛОДЦЫ!
Стадия осмысления.
Знакомство с биографией писателя.
- Биографию Аркадия Петровича Гайдара считают необыкновенной.
Он прожил короткую, но яркую жизнь.
22 января 1904 года в городе Арзамасе родился Аркадий Голиков – будущий писатель Аркадий Петрович Гайдар.
Мать, Наталья Аркадьевна, была образованным и очень одарённым человеком: хорошо знала русскую и зарубежную литературу, любила поэзию. Отличаясь редкой памятью, часто читала своим детям наизусть, во время игр легко сочиняла песни и сказки сама. От неё унаследовал маленький Аркадий любовь к стихам, любовь к ритмичному слогу.
Отцу писатель обязан очень ранним знакомством с книгой. Пётр Исидорович читал своим детям про охотников на диких зверей, про путешествия в далёкие страны, про отважного Робинзона Крузо.
Аркадий мечтал непременно стать моряком, чтобы вдоль и поперёк избороздить все моря и океаны, побывать в дальних странах. А пока что не оставалось ничего другого, как перенестись в Австралию или бескрайние пустыни Африки силой собственного воображения.
Увлекательные игры в “дальние страны”, книги, которые читал вслух детям Пётр Исидорович, песни и сказки, сочиняемые Натальей Аркадьевной, - всё это будило фантазию мальчика, литературные наклонности которого начали пробуждаться очень рано. Подражая взрослым, Аркадий пробует сочинять сам. На всю жизнь у Гайдара остаётся привычка писать при случае весёлые стихотворные послания друзьям и близким, делать шутливые надписи на открытках и книгах.
Гайдар в переводе с монгольского означает “всадник скачущий впереди” и он всегда старался быть первым. Первым в неполные 16 лет стал командиром полка во время гражданской войны, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, в этом бою он погиб, спасая своих товарищей – разведчиков партизанского отряда.
Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие – свои книги.
«Голубая чашка»
«Дальние страны»
«Тимур и его команда»
«Военная тайна» и многие другие.
Героями его произведений были, в основном, дети.
Они тоже стараются быть первыми во всём и везде. Как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.
На примере героев его книг выросло не одно поколение славных мальчишек.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
- Приступаем к чтению произведения.
Нам встретятся слова, которые не совсем понятны современным детям.
У вас есть небольшие словарики. Поработайте в парах, познакомьтесь с новыми словами.
Словарная работа (на столах листочки).
Лоскутья – кусочки ткани.
Папиросная бумага - очень тонкая и прозрачная.
Нелюдимый – избегающий общения с другими людьми, любящий одиночество.
Воск - жироподобное твердое вещество природного или синтетического происхождения. Материал для изготовления свечей.
Радиоприемник- аппарат для приема звуков, сигналов по радио.
Тайга- густой хвойный лес.
Не ахти какие – не очень нарядные.
Чтение учителем первой части.
-О чем мы с вами прочитали?
-Как зовут мальчиков?
-С какими героями еще встретили?
-Как вы думаете, зачем они мастерили игрушки?
-Из чего они мастерили игрушки мальчики? Прочитайте из текста.
-Как автор образно назвал подготовку к празднику, чтобы показать важность и серьезность? (игрушечная фабрика, свечной завод)
-Какие игрушки смастерили Чук и Гек? Перечислить.
-Как вы думаете, была ли у них ёлка?
-Где бы они могли ее взять? (Сходить в лес)
-Узнаем, что было дальше?
Чтение детьми второй части.
-Кто привез из лесу елку?
-Какая она была?
-Найдите ее описание в книге.
-Предположите, как они встречали новый год в глухой тайге?
Чтение детьми третьей части.
-Чем занимались дети во время праздника? (прочитайте в тексте).
-Как веселились взрослые? (Устроили настоящий концерт)
-Как автор описывает праздник?
Чтение детьми четвертой части.
-Почему Новый год - всеобщий праздник?
Докажите чтением отрывка из текста.
Беседа по содержанию текста.
-Давайте вспомним, с чего начался урок.
О чем этот рассказ?
-Как вы думаете, понравился ли детям праздник в тайге?
-Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них соотносится с содержанием рассказа. Почему?
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит ума-разума.
(Новый год - это традиционно семейный праздник).
- Расположите пункты плана в нужной последовательности (с опорой на знание текста произведения).
Встреча Нового года.
Таёжная красавица-ёлка.
Изготовление игрушек.
Песня Гека.
Поздравление с Новым годом.
Звон Кремлёвских курантов.
Проверка (слайд).
Рефлексия.
Синквейн.
- Составьте синквейн. Тема ёлка.
Проверка выполнения задания - слушание нескольких синквейнов.
Семейная викторина (презентация).
Итог урока:
- Друзья, если вы хотите узнать, как Чук и Гек попали в тайгу, какие события происходили в их жизни, то можете взять книгу «Чук и Гек» А.П. Гайдара в библиотеке и прочитать. Это и будет вашим домашним заданием.
Самооценка.
На ваших листах изображена елка. Украсьте ее.
- На уроке мне было интересно – раскрасьте шарики золотым (желтым) цветом.
- На уроке мне было скучно, я не доволен своей работой – раскрасьте шарики красным цветом, в данном случае – цветом тревоги.
Посмотрите, какие получились у вас новогодние красавицы.
Вы все очень хорошо работали на уроке.
С наступающим Новым годом вас!
(подарки родителям – ёлочки, сделанные своими руками).
Спасибо всем за работу!
УРОК ОКОНЧЕН.