СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения А.Гайдар "Ёлка в тайге"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "А.Гайдар "Ёлка в тайге"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.Гайдар "Ёлка в тайге"»

Урок литературного чтения для родителей обучающихся 2 «В» класса

ТЕМА: А. Гайдар «Ёлка в тайге».

ЦЕЛЬ: формирование универсальных учебных действий через проведение уроков литературного чтения.

ЗАДАЧИ:

1. Создание условий для формирования читательских умений в различных видах работы

а) чтение с остановками

б) анализ сюжета.

2. Формирование первичных читательских умений.

3. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся, самостоятельности, умения работать в парах.

4. Создание мотивации к учению через чтение произведений для детей

5. Формирование отношения к общечеловеческим ценностям таким, как любовь, дружба, семейное счастье.

Познавательные УУД:

1) формируем умения на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

 Коммуникативные УУД:

1) формирование умения слушать;

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения выражать своё отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД:

1) формирование умения высказывать своё предположение по содержанию произведения во время чтения с остановками;

2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формирование умения самостоятельно (и/или в парах) проводить этап рефлексии.



Оборудование урока:

  1. Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 1 часть, 2 класс.

  2. Компьютерная презентация.

  3. Выставка книг А.П.Гайдара.

  4. Мультимедийная физкультминутка.




Ход урока


  1. Организационный момент.

- Доброе утро! Начинаем урок литературного чтения.

Сегодня у нас замечательные гости! Поприветствуйте их.

Присаживайтесь.



  1. Стадия вызова.


Организация устной работы, направленной на расширение словарного запаса, введение новых слов.


Тема урока (на доске надпись С НОВЫМ ГОДОМ!)


А) Игра «Подбери словечко»

-Вы догадались, что не зря Дед Мороз поздравил нас с наступающим праздником. Ведь скоро праздник - Новый год.

- Какие прилагательные вы подберете к слову праздник?

(чудесный, веселый, семейный, интересный, радостный, сказочный, волшебный).

-Молодцы!

-А что является символом Новогоднего праздника?


Она нарядна и стройна-

Зелененькая челочка,

Пришла на праздник в гости к нам,

Её зовут все… (ёлочка)



Б) Словесное рисование.

-Давайте попробуем описать Новогоднее деревце, используя сравнения.

На доске: (слайд № 1)

Слово мостик сравнение

Елочка словно девочка в зеленой шубке

Фонарики как будто звездочки в ясную ночь

Игрушки хрустальные сосульки

Украшение серебряный дождь

модница


- Какая нарядная получилась у нас елочка. И нарядили её вы сами, красиво описали новогоднюю модницу.

- Предположите, о чем сегодня будем читать на уроке?


- Да, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое тоже посвящено подготовке к празднику.

Автор его известный писатель Аркадий Петрович Гайдар.

(слайд № 3)

- Произведение называется «Ёлка в тайге».

Мы будем читать отрывок.


ИТАК, тема нашего урока А.Гайдар «Ёлка в тайге».

Используя вопросительные слова, задайте вопросы к теме нашего урока.

Давайте сформулируем ЦЕЛЬ нашего урока:

(узнать, какая елка была в тайге? Что значит ЁЛКА В ТАЙГЕ? Для кого была ёлка в тайге?)


МОЛОДЦЫ!


  1. Стадия осмысления.


Знакомство с биографией писателя.


- Биографию Аркадия Петровича Гайдара считают необыкновенной.

Он прожил короткую, но яркую жизнь.


22 января 1904 года в городе Арзамасе родился Аркадий Голиков – будущий писатель Аркадий Петрович Гайдар.

Мать, Наталья Аркадьевна, была образованным и очень одарённым человеком: хорошо знала русскую и зарубежную литературу, любила поэзию. Отличаясь редкой памятью, часто читала своим детям наизусть, во время игр легко сочиняла песни и сказки сама. От неё унаследовал маленький Аркадий любовь к стихам, любовь к ритмичному слогу.

Отцу писатель обязан очень ранним знакомством с книгой. Пётр Исидорович читал своим детям про охотников на диких зверей, про путешествия в далёкие страны, про отважного Робинзона Крузо.

Аркадий мечтал непременно стать моряком, чтобы вдоль и поперёк избороздить все моря и океаны, побывать в дальних странах. А пока что не оставалось ничего другого, как перенестись в Австралию или бескрайние пустыни Африки силой собственного воображения.

Увлекательные игры в “дальние страны”, книги, которые читал вслух детям Пётр Исидорович, песни и сказки, сочиняемые Натальей Аркадьевной, - всё это будило фантазию мальчика, литературные наклонности которого начали пробуждаться очень рано. Подражая взрослым, Аркадий пробует сочинять сам. На всю жизнь у Гайдара остаётся привычка писать при случае весёлые стихотворные послания друзьям и близким, делать шутливые надписи на открытках и книгах.

Гайдар в переводе с монгольского означает “всадник скачущий впереди” и он всегда старался быть первым. Первым в неполные 16 лет стал командиром полка во время гражданской войны, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, в этом бою он погиб, спасая своих товарищей – разведчиков партизанского отряда.

Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие – свои книги.

«Голубая чашка»

«Дальние страны»

«Тимур и его команда»

«Военная тайна» и многие другие.

Героями его произведений были, в основном, дети.

Они тоже стараются быть первыми во всём и везде. Как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.

На примере героев его книг выросло не одно поколение славных мальчишек.



ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.


- Приступаем к чтению произведения.

Нам встретятся слова, которые не совсем понятны современным детям.

У вас есть небольшие словарики. Поработайте в парах, познакомьтесь с новыми словами.


Словарная работа (на столах листочки).



Лоскутья – кусочки ткани.

Папиросная бумага - очень тонкая и прозрачная.

Нелюдимый – избегающий общения с другими людьми, любящий одиночество.

Воск - жироподобное твердое вещество природного или синтетического происхождения. Материал для изготовления свечей.

Радиоприемник- аппарат для приема звуков, сигналов по радио.

Тайга- густой хвойный лес.

Не ахти какие – не очень нарядные.


Чтение учителем первой части.


-О чем мы с вами прочитали?

-Как зовут мальчиков?

-С какими героями еще встретили?

-Как вы думаете, зачем они мастерили игрушки?

-Из чего они мастерили игрушки мальчики? Прочитайте из текста.

-Как автор образно назвал подготовку к празднику, чтобы показать важность и серьезность? (игрушечная фабрика, свечной завод)

-Какие игрушки смастерили Чук и Гек? Перечислить.

-Как вы думаете, была ли у них ёлка?

-Где бы они могли ее взять? (Сходить в лес)

-Узнаем, что было дальше?




Чтение детьми второй части.

-Кто привез из лесу елку?

-Какая она была?

-Найдите ее описание в книге.


-Предположите, как они встречали новый год в глухой тайге?



Чтение детьми третьей части.

-Чем занимались дети во время праздника? (прочитайте в тексте).

-Как веселились взрослые? (Устроили настоящий концерт)

-Как автор описывает праздник?



Чтение детьми четвертой части.

-Почему Новый год - всеобщий праздник?

Докажите чтением отрывка из текста.



Беседа по содержанию текста.


-Давайте вспомним, с чего начался урок.

О чем этот рассказ?

-Как вы думаете, понравился ли детям праздник в тайге?

-Какое настроение вызвал у вас рассказ?

- Прочитайте пословицы и определите, какая из них соотносится с содержанием рассказа. Почему?



Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит ума-разума.


(Новый год - это традиционно семейный праздник).



- Расположите пункты плана в нужной последовательности (с опорой на знание текста произведения).



Встреча Нового года.

Таёжная красавица-ёлка.

Изготовление игрушек.

Песня Гека.

Поздравление с Новым годом.

Звон Кремлёвских курантов.



Проверка (слайд).



  1. Рефлексия.


Синквейн.

- Составьте синквейн. Тема ёлка.


Проверка выполнения задания - слушание нескольких синквейнов.


Семейная викторина (презентация).


Итог урока:


- Друзья, если вы хотите узнать, как Чук и Гек попали в тайгу, какие события происходили в их жизни, то можете взять книгу «Чук и Гек» А.П. Гайдара в библиотеке и прочитать. Это и будет вашим домашним заданием.


Самооценка.


На ваших листах изображена елка. Украсьте ее.

- На уроке мне было интересно – раскрасьте шарики золотым (желтым) цветом.

- На уроке мне было скучно, я не доволен своей работой – раскрасьте шарики красным цветом, в данном случае – цветом тревоги.


Посмотрите, какие получились у вас новогодние красавицы.


Вы все очень хорошо работали на уроке.

С наступающим Новым годом вас!

(подарки родителям – ёлочки, сделанные своими руками).


Спасибо всем за работу!


УРОК ОКОНЧЕН.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!