СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения и музыки по теме: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….» 3 класс (характеристика героев)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированый урок по литературному чтению и музыке.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения и музыки по теме: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….» 3 класс (характеристика героев)»

Урок литературного чтения и музыки по теме: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….»(характеристика героев)


Тип: интегрированный урок (литературное чтение, музыка)

Цель:

-развивать мышление, речь, словарь, память, воображение, умение высказывать свое мнение;

- помочь находить противоречия между добром и злом в характерах героев сказки, анализировать их поступки, уметь находить связь с реальной жизнью;

- воспитывать добрые взаимоотношения в семье, хорошие черты характера, любовь к чтению.

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование: презентация, компьютер, выставка книг, конверты с заданиями.


Ход урока.

1. Организационный момент ( фрагмент « В гостях у сказки» ).

-Сегодня у нас сегодня будет не совсем обычный урок. Это урок, который соединит в себе два предмета: чтение и музыку. Как мы можем связать эти два урока? Выскажите предположения (литературные произведения можно не только читать ,но слушать в виде музыки или песни) .Мы сегодня попытаемся представить образы , черты характера героев прочитав произведение и прослушав музыку.

-Что вы любите больше всего читать? (сказки).

- Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка». (добро, зло, справедливость, интерес, волшебство).

Сказка это литературный жанр, который имеет свои отличительные признаки. Давайте их вспомним .Слайд 1.(победа добра над злом, повтор событий, зачин и концовка)

-А какие бывают сказки? ( народные , авторские ,бытовые, волшебные, сказки о животных) .

-Сегодня мы отправимся в царство сказок. Слайд 2(На экране портрет А.С.Пушкина)

Скажите, а какого автора?

-Мы знаем А.С. Пушкина, как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня Арина Родионовна. За свою короткую жизнь он написал много стихов о любви, о жизни, о природе и конечно много сказок.

- А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (сказка о золотом петушке, Сказка о золотой рыбке, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о царе Салтане, , Сказка о попе и работнике его Балде).

-Узнайте сказку (демонстрация отрывка из видеосюжета).«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».)

-Как вы думаете, к какому виду сказок относится « Сказка о царе Салтане..?

Докажите, назовите особенности волшебных сказок. (Есть волшебные герои, волшебные предметы , эпизоды повторяются по 3 или 7 раз).

есть зачин, концовка, добро побеждает зло).Слайд 3.

-Назовите героев сказки. Молодцы! Вы назвали почти всех героев сказки .А вот на сколько хорошо вы с ними знакомы мы сейчас узнаем.

( Работа в группах. 7-10 мин.) Вспомним правила работы в группе

- Какие ключевые слова вы выберите для своего героя ? Подберите ,обсудите .(1 мин).

Что вы выбрали ? (Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность).

- Подтвердите 1 черту (по выбору ) используя авторский текст.

Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность)


Князь Гвидон (храбрость, выносливость, смелость, находчивость)


Царь Салтан (щедрость, властность, слабохарактерность, доверчивость)


Царица (верность, доброта, мягкость, выносливость, душевность)


Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадность, зависть, лживость, неблагодарность).


Физминутка( истина-ложь)

Как вы думаете, на какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои). Я называю положительного героя вы встаете, если отрицательного вы садитесь.

- Молодцы ребята!


Музыка.

Слайд 4( композитор Н.А.Римский –Корсаков)

Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков не смог остаться равнодушным к великому творчеству Пушкина и написал оперу- сказку “О царе Салтане”. Музыка украшает произведение, делает его яркими, обогащает его. -Давайте поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы.

Закройте глаза и послушайте музыку, попробуйте определить, какого героя сказки вы представляете при прослушивании (тихо звучит фрагмент оперы Царевна-Лебедь).

- Какие инструменты услышали? (Скрипка)

-Какой характер музыки?(Нежная, певучая, плавная )

-Да, музыка изящная, сказочная, грациозная. Ведь лебедь – это удивительно красивая, грациозная птица. В музыке мы слышим, как мелодия то взлетает вверх, то падает вниз. Будто это взмахи сказочной птицы.

-А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник. Слайд 5(На экране репродукция М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”)  Чтение учеником отрывка наизусть?(«Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит...»)

-А теперь и послушайте как Н.А. Римский -Корсаков изобразил волшебную белочку.

-В музыке белочки есть свистящий тембр. Их исполняет музыкальный инструмент флейта-пикколо. Что означает «маленькая флейта».Голосок у нее тонкий, свистящий, светлый. Сразу представляешь красивую, пушистую белочку.

-Какие чувства, вызывает у вас эта мелодия? (Радость, веселья )

-В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белочки- это русская народная песня «Во саду ли , в огороде». Найдите и прочитайте отрывок.( белочка при всех золотой грызет орех….)

-Ребята, послушайте, как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере. Слайд6.

-Ребята, что вы представили, слушая музыку? ( слышен грозный шум, кипенье морского прибоя).

-Какой характер мелодии?( быстрая , громкая музыка)

Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Найдите в тексте описание богатырей и зачитайте.

Итог урока

- Служат ли персонажи доказательством того что эта сказка волшебная? ( да в сказке есть превращения героев )Например( Царевна –Лебедь , князь Гвидон)

-Пушкинская сказка прямая наследница сказки народной. Докажите .

В данной сказке и народной рассказывается о борьбе добра и зла, в результате которой непременно побеждает добро.

Народная мудрость в лице пословиц и поговорок отразилась в сказке Пушкина.

Выберите пословицы и поговорки , которые подходят к сказке Пушкина . Слайд7.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

На уроке я узнал …..( что на сказку Пушкина написана музыка; маленькая флейта называется – пикколо)

Домашнее задание нарисовать образ героев.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!