СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Заячьи лапы" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 урок в программе по произведению К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" с разноуровневым домашним заданием.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Заячьи лапы" 4 класс»


Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Цели: формировать умение понимать главную мысль и содержание произведения,

  • учить выражать свою точку зрения о героях и их поступках, воссоздавать их образы;

  • развивать умение самостоятельно работать с текстом,

  • воспитывать доброту, милосердие, бережное отношение к природе.

Ход урока:

I Оргмомент

Я рада встрече с вами, друзья,

И, думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня читать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать.

II Актуализация знаний

- Я прочитаю вам отрывки из произведений. Вы попробуйте определить их названия.

1) …Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались… (Стальное колечко) (Это произведение мы читали в 3 классе)

2) …Это было уже не воровство, а грабёжь средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки… (Кот-ворюга) (Это произведение мы читали во 2 классе)

3) Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. (Какие бывают дожди) Это произведение мы читали в 3 класе)

- Что объединяет эти произведения?

- Кто автор этих произведений? (Константин Георгиевич Паустовский) Выставляется портрет писателя


- Какие произведения он писал?

Рассказ о писателе



К. Г. Паустовский писал (выберите ответ) Написано на доске

Научно-познавательные

рассказы

Юмористические

рассказы

Художественные

рассказы

Сказки



III Работа с текстом

1) - А сейчас вспомним рассказ, который мы читали до ухода на каникулы. Зачитайте понравившиеся отрывки.

- Какие чувства испытали, читая рассказ?

- Почему автор так озаглавил своё произведение?

- Придумайте другое название.


  1. Поэтапное чтение рассказа, составление схемы

Стр. 84 учебника

- Кто главный объект повествования?

3) Работа в тетради по литературному чтению

В центре рисуем овал, пишем - Заяц.

- С кем мы знакомимся в первой части рассказа?

- Что Ваня делал в селе? Как он относился к зайцу?

(Ваня не просто жалел зайца, а делал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу.)

- Найдите и зачитатйте строки, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, что ему очень плохо.

(Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.)

- Каким цветом изобразим стрелку, показывающую отношение Вани к зайцу? (Красным – доброе отношение).

- Куда отправился Ваня с больным зайцем?

- Прочитайте, как к зайчику отнесся ветеринар.

(- Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!)

- Почему ветеринар отказался лечить зайца?

(-Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.)

- Каким цветом изобразим стрелку, показывающую отношение ветеринара к зайцу? Почему? (Чёрным – отрицательное отношение)

- Кто следующий герой произведения?

Стр. 84 - 85

- Могла ли бабка Анисья помочь Ване и больному зайцу? Что она посоветовала?

(Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.)

- Как изобразим отношение бабки Анисьи к зайцу? (Жёлтая стрелка – сочувствие)

- По совету Бабки Анисьи Ваня и дедушка пошли к аптекарю.

Стр. 86 87 (первый абзац)

- Прочитайте диалог аптекаря и деда.

- Как аптекарь отнёсся к больному зверьку?

(- Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе! Это мне замечательно нравится!)

- Как изобразим? (Серым цветом – нейтральное отношение, никак не выраженное)

стр. 87 - 88

- Как встретил наших героев Карл Петрович?

(- Я не ветеринар, сказал он и захлопнул крышку рояля.)

- Почему он взялся лечить зайца?

(Ещё через минуту Карл Петрович, старик с седыми взъерошенными бровями, волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.)

- Как изобразим его отношение к зайцу? (Жёлтая стрелка – сочувствие)

- У нас остался ещё один герой рассказа – это дед. Как он разговаривал с Карлом Петровичем? Прочитайте.

( - Что ребёнок, что заяц – всё одно, - упрямо пробормотал дед. – Всё одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны.)

- Как вы изобразите его отношение к зайцу? (Зелёный цвет – уважительное отношение)

- А как вы относитесь к главному герою произведения? Дополните схему.

(В результате работы появляется схема: на доске делает учитель, каждый ученик на листочках.)


  1. - О каждом действующем лице мы узнаём из их манеры говорить. Выберите слова, которые помогут охарактеризовать героев по плану: Записан на доске

Герой произведения

Речь, жесты, поступки

Характеристика героя

Положительный или отрицательный

Ваня

Волнуется, хриплым шёпотом сказал, заморгал глазами, потянул носом

Беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый

Положительный

(хочет вылечить зайца, переживает за него)

Ветеринар

Крикнул, толкнул в спину, прикрикнул вслед

Грубый, равнодушный, злой, не любит ни детей, ни животных

Отрицательный

(грубо обращается с Ваней, велит зажарить зайца)

Бабка Анисья

Сердешные, малый, прошамкала

Старенькая, жалостливая, любопытная, душевная, добрая

Положительный

(сочувствует, успокаивает, даёт совет)

Аптекарь

Пожал плечами, нервно снял пенсне, в сердцах крикнул, захлопнул книгу

нервный, сердитый, строгий, раздражённый, но добрый

Положительный

(говорит нервно, строго, но всё же даёт адрес)

Карл Петрович

Сказал, волнуясь слушал

интеллигентный, образованный, строгий, добрый

Положительный

(внимательно слушал рассказ деда, согласился лечить зайца)

Дед

Заикаясь от уважения и робости сказал, молчал и топтался, упрямо пробормотал

отзывчивый, уважительный, робкий, настойчивый, добрый, любит животных, благодарный

Положительный

(хотел вылечить зайца, чувствовал свою вину перед ним)


5) Выборочное чтение

- Какое страшное явление природы описано в рассказе? (Лесной пожар)

- Найдите строчки, которые доказывают, что лето было очень жарким.

(Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.)

- Найдите и прочитайте описание пожара.

(Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи…)

- Как вы думаете, отчего случился пожар?

- Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы такая страшная беда не случилась?

- Почему дед Вани обрадовался, встретив зайца во время пожара? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

(Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает.)

IV Рефлексия


V Подведение итогов. Оценка работы учащихся

- Зачем К. Г. Паустовский рассказал нам историю о зайце?


VI Задание на дом: на выбор

  1. Работа по карточке


  1. В рассказе дано описание грозы. Впишите пропущенные слова.

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила ________________ гроза, ___________________ гром потягивался за горизонтом, как ________________ силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. _______________ рябь пошла по реке. ______________ молнии ________________ , _______________ и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, _______________ ими. ______________ капли дождя падали _______________ дорогу, и вскоре она стала похожа __________________ поверхность: каждая капля оставляла в пыли _____________ кратер.


  1. С чем сравниваются первые раскаты грома?

______________________________________________________


  1. Как вы понимаете выражения:

«ленивый гром»________________________________________

«бесшумные молнии исподтишка били в луга»_________________________________________________

- Как вы думаете, зачем автор использует в своём рассказе о зайце описание грозы?________________________________________________


  1. -Напишите отзыв.


Полное название произведения ____________________________________________________


Что случилось с зайцем ____________________________________________________




Кто принял участие в спасении зайца ______________________________________________________


Моё отношение к прочитанному _____________________________________________________

______________________________________________________


  1. Составление плана

Больной заяц

Возвращение домой

Лечение зайца

Рассказ деда о пожаре

Вина деда



  1. Краткий пересказ от лица Вани










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!