СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Л.Лагин "Старик Хотабыч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения.

Класс: 4

Тема: Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

Цель. Ознакомление с содержанием и историей создания повести-сказки, автором произведения, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения; развитие мышления, фантазии, воображения

Просмотр содержимого документа
«Урок Старик Хотабыч»

Урок литературного чтения.

Класс: 4

Тема: Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

Цель. Ознакомление с содержанием и историей создания повести-сказки, автором произведения, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения; развитие мышления, фантазии, воображения.

Задачи.

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;  навык   чтения по ролям, умение анализировать произведение, давать характеристику героям; умение ориентироваться в тексте, находить ответы на заданные вопросы в тексте проверить понимание текста посредством тестовых вопросов и методики «Закончи предложение»;

- развивать внимание, оперативную память,  связную устную речь; способность размышлять и делать умозаключения; развивать правильно логически верно, построенную речь, мышление, умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся

- способствовать формированию чувства товарищества, душевных качеств: доброты, взаимовыручки. Формировать навыки коммуникативного характера.способствовать воспитанию интереса к литературному чтению

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядные, словесные, практические, чтение по ролям, частично-поисковые, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, коллективные, индивидуальные

Ход урока.

I.Орг. момент. (Слайд № 1)

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

Стук в дверь, под музыку заходит Хоттабыч.

Хоттабыч. Здравствуйте, о мудрые отроки! Здравствуйте, о высокочтимые учителя! Да будут благословенны фундамент и крыша вашей школы! Сегодня урок у вас проведу я, о мудрейшие из мудрейших.

-А кто же я такой? Кто скажет?

II. Речевая разминка

Упражнения для развития чёткости произношения.

О мудрейшие из мудрейших! Когда я заходил в прекраснейшие врата, вашей школы, да будет благословенен ее фундамент. Я увидел на полу бумажки, но что-то я ничего не пойму. О прекраснейшие, помогите старику разобраться

Чистоговорки. (Слайд № 2)

Са – са – са – в лесу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

Шо-шо-шо – всё будет _____________.

-А что же это такое?

-А для чего нам нужны чистоговорки?

Вывод: речь должна быть чёткой, правильной и всем понятной.


III. Сообщение темы и цели урока

Как вы уже наверно поняли о мудрейшие, сегодня мы прочитаем начало повести – сказки, которая была написана в 1955 году писателем и всегда вызывала большой интерес у детей. Это удивительная история о том, как однажды мальчик Волька … Хотя нет! Вы всё узнаете позже.

IV. Усвоение новых знаний

1)Биография автора

Для начала, о изумительнейшие, я бы хотел рассказать вам об этом прекраснейшем человеке Лазарь Иосифович Ла́гин (Слайд № 3)

 (настоящая фамилия — Гинзбург;) Литературный псевдоним писателя был образован соединением первых слогов имени Лазарь (Ла) и фамилии Гинзбург (Гин), и с 1956 года вписывался во все официальные документы.

Годы жизни 04.12.1903 – 1979( 76 лет)— советский писатель и поэт.

Родился в городе Витебске (Беларусь) (Слайд № 4) в бедной еврейской семье. Был первым из пятерых детей. Из воспоминаний: «Праздничное блюдо в семье – драники (картофельные оладьи). По воскресеньям Лагины ходили к богатому соседу покушать квашеную капусту. И однажды взяли с собой старшенького – Лазаря. Сосед спросил: “Мальчик, хочешь мандарин?” Лазарь подумал: “Откажусь для начала, а уж как будут уговаривать…” И сказал: “Спасибо, что-то не хочется”. Уговаривать не стали. Мандарин он попробовал ох как не скоро. Запомнил: захотел чего-то – не выпендривайся». Смеяться над собой писатель не боялся, эта смелость присуща лишь очень сильным людям. Лагин был далеко не робкого десятка и не раз доказывал это. Он прошел всю Великую Отечественную Войну. (Слайд № 5)Был награжден боевыми медалями и орденом Отечественной войны II степени. Еще один орден – Трудового Красного Знамени – получил к собственному 70-летию. А произведение моего создателя «Старик Хоттабыч» (Слайд № 6) 1938 году одновременно было напечатано журналом «Пионер» и газетой «Пионерская правда», а в 1940 году повесть вышла отдельным изданием. С тех пор она многократно переиздавалась, в том числе по-английски, по-немецки, по-чешски, даже по-китайски…всего на 50 языках. Дочь Лазаря Иосифовича часто «приставала к отцу с расспросами, как это он вдруг придумал такого персонажа. Отец, иронически усмехаясь, говорил, что начитался сказок «Тысяча и одна ночь».

2) Демонстрация книг «Старик Хоттабыч». (Слайд № 7)

3) Определение жанра произведения.

- Прежде чем начать чтение, скажите, какие жанры произведений вы знаете?

Я предлагаю вам поработать в парах. Соединить карточки. (Слайд № 8)

Рассказ – произведение небольшого объёма.

Повесть – объёмное произведение, где естественное течение жизни.

Сказка – вымысел, произведение волшебного характера.

Когда мы прочитаем сказку, о великолепнейшие, вы мне скажете к какому жанру она относится.

4) Чтение сказки учителем с паузами

1 пауза- … продолговатый предмет с.126

-Как вы думаете, что за предмет?

-Ваши предположения, откуда он взялся?

-А откуда берутся в воде всякие предметы?

-Что произойдёт, если все будут кидать мусор в воду?

2 пауза-…Начинались чудеса. С.128

-Как думаете, что будет дальше?

3 пауза- …и тому подобное с.131

-Что по вашему произошло дальше?

4 пауза-… напряженная тишина. с. 136

-Чем же всё закончилось?

5) анализ прочитанного

-Понравилась ли вам сказка, о изумрудные мои?

- К какому жанру относится наше произведение? (Сказка)

Хочу сказать, о мудрые отроки, что все вы прекрасно выглядите и одежды ваши услаждают мой взор. А теперь соберите ваше драгоценное внимание и выполните мои задания. Я ведь старый, мне ведь три тысячи лет... И вот я что-то хотел у вас спросить, а забыл, помню только начала вопросов.

-Как вы думаете, что я хотел спросить у вас?(Слайд№ 9). Ребята задают вопросы друг другу по началу вопроса.

Кого…. ? Как ……? Почему …..? Какую …..? Что ….?

Какое фантастическое приключение случилось с Волькой? Кого он освободил из кувшина? Как он открыл кувшин? Что случилось с ним? Как произошло появление Хоттабыча? Каким он представился Вольке? Что удивило мальчика? Какую историю рассказал о своём заточении Хасан Хоттабыч? Как вы думаете, Волька поверил ему?Каким был Волька по характеру? Что вам нравится в нем? Как он относится к старику Хоттабычу? Как занимался Волька в школе? У него были проблемы? Почему? Как вы думаете? Почему он взял с собой на экзамен Хоттабыча? Ему было неудобно отказать старому человеку? Или он надеялся, что сдаст экзамен с помощью волшебства Хоттабыча? Что же получилось?Почему весь класс смеялся над Волькой на экзамене? Почему старик Хоттабыч был уверен в успешной сдаче экзамена Волькой?

6) физминутка

Старик Хоттабыч подтянулся,

Вперед нагнулся, назад прогнулся,

Затем он вправо повернулся,

Потом и влево повернулся.

Потом затылок почесал и на баяне заиграл.

Потом решил он взять домбру,

Ах, нет в другую взял руку.

На барабане постучал,

На пианино поиграл.

Опять затылок почесал

И всем руками помахал.

Молодцы, о алмазы моего сердца.

7) продолжение работы по теме

-Кто вспомнит больше моих обращений к Вольке?

– Как бы звали вас, будь вы моими современниками? ( Дима ибн Саша)

-Хотели бы вы, чтобы у вас появился такой подсказчик?

- Помог ли Хоттабыч Вольке?

А сейчас я проверю, о мои рубинчик, как хорошо вы ориентируетесь в этом произведении. На слайдах будут появляться иллюстрации из сказки «Старик Хоттабыч», вам нужно будет догадаться о чем этот фрагмент, найти его описание в учебнике и прочитать. Не больше 2-3 предложений. Будьте внимательны, о мудрейшие! (Слайд № 10, 11, 12)

А если вы посмотрите на эти картинки, то узнаете, какие ещё приключения ждут меня с Волькой. (Слайд № 13, 14)

8)Домашнее задание. На доске.

С.126-137 прочитать +иллюстрацию. По возможности посмотреть фильм «Старик Хоттабыч» 1957 г выпуска.

V.Рефлексия (Слайд №15)

Вывести на экран

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Моё настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется легким/трудным

интересным/не интересным

VI. Подведение итога (Слайд №16)

-По страницам какой книги мы сегодня путешествовали? Кто ее автор?

– Понравился вам урок?

Сегодня, о мудрые отроки, вы потрясли меня широтой и полнотой ваших познаний. Благодарю вас! Да будет мир с вами! Спасибо вам за хорошую работу!



Дополнительное задание.

1. «Старик Хоттабыч» тест.

1. Кто автор произведения «Старик Хоттабыч»?

а) А. Пушкин          б) А. Линдгрен              в) Л.Лагин           г) Н. Носов

2. «Старик Хоттабыч» - это…

а) сказка                  б) стихотворение                     в) рассказ                    г) былина

3. Что подумал Волька, когда нашёл бутылку?

а) там клад                             б) там глина                      в) там Хоттабыч

4. Какой сосуд нашёл на дне реки Волька?

а) глиняный                              б) медный                            в) бронзовый

5. Как звали Вольку на языке Хоттабыча?

а) Волька ибн Алёша              б) Владимир ибн Алексей               в) Лёша ибн Владик

6. Учеником какого класса был Волька?

а) 5 А            б) 6 Б                  в) 6 В                г) 6 А

7. В каком кружке занимался Волька?

а) в танцевальном                         б) в математическом                 в) в астрономическом

8. Про какую страну рассказывал Волька на экзамене по географии?

а) Китай                         б) Монголия                          в) Индия


2. А сейчас, ребята, из этой коробочки вы будете доставать картинки с различными предметами. Если этот предмет встречается в произведении, вы поставите его на доску, а если не встречается, то положите в сторону.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Старик Хотабыч»

Добрый день, о мудрейшие из мудрейших!

Добрый день,

о мудрейшие из мудрейших!

Речевая разминка Са – са – са – в лесу бегает ___________ ; Со – со – со – у Вовы ____________ ; Ос – ос – ос – на поляне много ________ ; Су – су – су – было холодно в _____ ; Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ . ча – ча – ча – горит в комнате ________ ; чу – чу – чу – молоточком я _________ ; Шо-шо-шо – всё будет _____________.

Речевая разминка

Са – са – са – в лесу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

Шо-шо-шо – всё будет _____________.

Лазарь Иосифович  Лагин (Гинзбург) 21 ноября 1903 года 16 июня 1979 года  поэт писатель

Лазарь Иосифович Лагин (Гинзбург)

21 ноября 1903 года

16 июня 1979 года

поэт

писатель

Родился в городе Витебске (Беларусь)   в бедной семье.

Родился в городе Витебске (Беларусь)

  в бедной семье.

Рассказ объёмное произведение, где естественное течение жизни. Повесть вымысел, произведение волшебного характера. произведение небольшого объёма. Сказка

Рассказ

объёмное произведение, где естественное течение жизни.

Повесть

вымысел, произведение волшебного характера.

произведение небольшого объёма.

Сказка

Кого…. ? Как ……? Почему …..? Какую …..? Что ….? Каким…?

Кого…. ?

Как ……? Почему …..? Какую …..?

Что ….? Каким…?

Рефлексия На уроке я работал активно/пассивно  Своей работой на уроке я доволен/не доволен  Урок для меня показался коротким/длинным  За урок я не устал/устал  Моё настроение стало лучше/стало хуже  Материал урока мне был понятен/не понятен  полезен/бесполезен  интересен/скучен  Домашнее задание мне кажется легким/трудным  интересным/не интересным

Рефлексия

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Моё настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется легким/трудным

интересным/не интересным

Да будет мир с вами! Спасибо вам за хорошую работу!

Да будет мир с вами!

Спасибо вам за хорошую работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!