СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения «Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок призван дать понятие о стойкости, как о важном качестве характера человека  на основе анализа поступков и поведения главного героя сказки  Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»»



Урок литературного чтения «Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»


Цели: - дать понятие о стойкости, как о важном качестве характера человека

на основе анализа поступков и поведения главного героя сказки

Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»;

- способствовать формированию общеучебных навыков работы с

текстом произведения, самостоятельности суждений; развитию

творческих способностей;

- воспитывать любовь к предмету, чувства сопереживания, сострадания


Оборудование: презентация к уроку; карточки для работы в парах; карточки под номерами:1,2,3 (для каждого ученика); рисунки главных героев, выполненные учениками, толковый словарь


Ход урока

1. Вступительная беседа.

- Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки!

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!

Думаю, что вам очень понравилась сказка, которую читали дома.

- Как называется сказка, что читали самостоятельно дома?

(«Стойкий оловянный солдатик»)

- Это сказка народная или авторская?

- Кто автор? (Ганс Христиан Андерсен)

- Какие ещё сказки Андерсена вам известны?

- А кто главные герои сказки «Стойкий оловянный солдатик?»

(Оловянный солдатик и танцовщица)

2. Постановка проблемы.

1) - Тиме так понравились главные герои, что он их нарисовал.

(креплю рисунки на доску)

- Узнаёте? А давайте проверим, из этой ли сказки Тимыны герои, или

из какой другой?

- Как проверить? (найти описание внешности)

- Откройте учебники на стр. 24, в 1-ой части найдите и зачитайте описание внешности солдатика и танцовщицы.

(дети работают самостоятельно)

- Кто готов зачитать описание внешности солдатика? Как выглядит

танцовщица? (два ученика зачитывают)

- Получилось у Тимы передать главные детали, по которым мы узнали

оловянного солдатика и танцовщицу? Молодец! Он внимательно читал,

видно очень понравились эти персонажи сказки! А вам?

2) - А сам автор любит своих героев? Какими словами он их называет?

Найдите в 1-ой части и зачитайте. (дети находят и зачитывают, я подписываю под рисунками на доске)


самый замечательный милее всего

стойкий оловянный красавица

прелестная

- Можем теперь сделать вывод, как относится Андерсен к Солдатику и Танцовщице? (любит, они ему нравятся)

- А что можете сказать об отношении главных героев друг к другу? Какой секрет открыл нам автор в 1-ой части? (они полюбили друг друга)

3) – Ребята, мне понятно, почему солдатик назван оловянным – сделан из оловянной ложки, а вот почему автор назвал его стойким? (подчёркиваю на доске красным мелом и ставлю вопрос)

- Давайте вместе с вами сегодня на уроке найдём ответ на вопрос: Почему солдатик назван стойким? И ещё на один очень важный вопрос: За что же все: и автор, и читатели любят стойкого оловянного солдатика?

(слайд – главные вопросы урока)

3. Работа с толковым словарём Ожегова

- Я думаю, сначала надо уточнить значение слова стойкий. Поможет нам Лёва. Он нашёл в толковом словаре Ожегова словарную статью к этому слову.

(слайд – 2 значения слова стойкий)

-Лёва, сколько значений у слова стойкий в статье? (два)

- Зачитай первое, оно как правило прямое. (прочный, неослабевающий; пр: стойкий кирпич, стойкий запах)

- А переносное значение какое? (непоколебимый, упорный, твёрдый; пр: стойкий характер)

- В прямом или переносном значении употребил автор слово стойкий по отношению к солдатику? (ребята высказывают свои мнения, обязательно сказать о стойкости характера))


4. Исследовательская работа – подтверждение стойкости характера

Солдатика

1) - Что ж, каждое суждение имеет силу, если подтверждено

доказательствами.

- Давайте примерами из текста попробуем доказать стойкость характера

оловянного солдатика.

2) - Перечитаем внимательно 2-ую часть и посмотрим, какие испытания

выпали на долю солдатика и как он себя повёл в этих испытаниях.

(вслух читает Авдеева С., все следят)

2а) – Какие испытания выпали на долю солдатика во 2-ой части?

Сюжетные картинки вам подскажут.

(слайд – испытания солдатика 2ч)

(угрозы тролля, падение из окна)

- Найдите и зачитайте, как повёл себя солдатик, когда ему угрожал тролль?

- А когда выпал из окна и беспомощно застрял между камней?

- Какие качества характера мы увидели в таком поведении героя?

(слайд – смелость, достоинство)

3) – Просмотрите 3-ю часть стр. 26 – 27 и сюжетные картинки к этой части.

(слайд – испытания солдатика 3ч)

- Давайте вспомним, какие опасности встретились солдатику в этой части?

(уносит сильным течением, преследование крысы)

- Найдите и зачитайте о поведении солдатика в этих ситуациях.

- Посмотрите, какую характеристику я дала солдатику к этой части,

согласны вы со мной?

(слайд –твёрдость, трусость, верность, хитрость, умение владеть

собой, нерешительнось, отвага)

- Это проделки злого тролля! Помогите восстановить правильную

характеристику. На карточках вычеркните не нужные качества солдатика,

(ребята работают в парах по карточкам)

Солдатика уносит сильное течение твёрдость,

трусость

верность

Солдатика преследует крыса умение обладать собой

хитрость

нерешительность

отвага

3а) – Давайте проверим

(слайд –твёрдость, верность, умение владеть собой, отвага)

- А кому был верен солдатик? (Танцовщице, даже в опасности думал

о ней)

4) - Продолжим наше исследование – обратимся к 4-ой части сказки,

стр. 27- 28. Во время чтения отмечайте испытания солдатика

и подчёркивайте его поведение.

(вслух читает Кухарев Артём)

- Какие испытания пережил солдатик в этой части?

(слайд – испытания солдатика 4ч)

- Как повёл себя солдатик, когда стал тонуть? (Пел песню)

- А как держался солдатик, когда его проглотила рыба?

- О чём свидетельствует такое поведение?

(о силе духа, непоколебимости характера, смелости и др)

- В народе говорят, что испытание славой, известностью – очень важное

испытание для человека. Было ли испытание славой у солдатика в этой

части? При каких обстоятельствах это произошло? (сбежались

посмотреть на замечательного путешественника все домашние)

- Как же прошёл это испытание наш герой? Прочитайте (стр. 280)

- Какое новое качество характера солдатика мы увидели?

(слайд – скромность)

- Солдатик то, собой ничуть не загордился, проявил силу духа, твёрдость характера даже в смертельной опасности! Но почему же чуть не заплакал в 4-ой части, чем он был так тронут? (увидел танцовщицу)

- Что восхитило его в танцовщице? (по-прежнему стояла на одной ноге)

- Какими словами он выразил своё восхищение? (Вот так стойкость!)

- Каким открылся нам солдатик в этом поступке? (добрым, чутким)

(слайд – скромность, доброта, чуткость)

5) Вывод.

- Итак, мы провели исследование и установили, что главный герой сказки – оловянный солдатик наделён такими качествами характера, как: (хором)

(слайд - смелость, достоинство, твёрдость, верность, умение обладать

собой, скромность, доброта)

- Соответствуют ли эти качества определению слова стойкий в его переносном значении?

- Почему же солдатик назван стойким? (у него был стойкий характер…)


5. Итог

1) – На один главный вопрос урока мы ответили. А кто помнит, каким был второй вопрос?

(слайд – главные вопросы урока)

2) – Чтобы ответить, давайте посмотрим, как закончилась сказка

(просмотр отрывка мультфильма)

(слайд –сердечко)

- Есть ли упоминание о сердечке в сказке? Что это за сердечко?

- Почему после гибели солдатика остался кусочек олова именно в форме

сердечка?

- Какие качества вместило сердце солдатика?

(у солдатика было доброе, верное, стойкое, мужественное сердце)

3) – За что же автор, мы с вами и все читатели так любят стойкого

оловянного солдатика? (за доброе, чистое, стойкое сердце и пр.)

- Вот вам подсказка.

4) (слайд –пословицы)

- Как вы думаете, в какой пословице заключена главная идея сказки?

(дети поднимают карточки с номером пословицы)

Сам погибай, а товарища выручай.

Стойкий сам создаёт себе славу.

Один в поле не воин.

- Почему подошла 2-я пословица?

5) – На родине Г.Х.Андерсена в Дании в городе Оденсе люди поставили памятник стойкому оловянному солдатику.

(слайд –памятник)

- А сам автор сравнивал свою жизнь с жизнью своего любимого героя, называл себя стойким оловянным солдатиком, потому что сам преодолел в жизни немало испытаний. 4 августа 1875 года Андерсена не стало. За гробом великого сказочника шли бедняки и министры, студенты и датский король – почитатели его сказок.
Люди чтут память великого сказочника.

(слайд –портрет Андерсена)

6) – Я увидела сегодня на уроке по тому, как вы работали, что тоже очень любите Андерсена и его сказки.

- Благодарю за хорошую работу и ставлю такие оценки..


6. Д/з 1) Придумать свой конец к сказке

2) Найти примеры из жизни Андерсена, подтверждающие его стойкость

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!