СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит разработку и презентацию для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою"»

МОУ Чернышенская средняя общеобразовательная школа







Литературное чтение

2 класс

Тема: Фёдор Иванович Тютчев

«Чародейкою Зимою»

(УМК Школа России)









Подготовила учитель начальных классов:

Акинина А.Е.











Цели образовательные:

  1. Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева и его стихотворением «Чародейкою Зимою»

  2. Формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения.

  3. Формирование умения читать и понимать художественный текст т.е. формирование вдумчивого читателя.

  4. Формирование круга читательских интересов.

Цели развивающие:

1). Развитие мышления на основе отработки логических операций: а) анализа при анализе стихотворения по четверостишиям, содержания, средств художественной выразительности; б)развитие синтеза по итоговой беседе; в) обобщения при формулировке вывода.

2). Развитие речи при ответе на вопросы, при описании картины.

3). Развитие внимания, творческих способностей учащихся.

4). Развитие читательского кругозора, развитие читательского вкуса.

5) развивать навыки здоровьесбережения, здоровьетворчества.


Цели воспитательные:

1). Воспитание интереса к русской детской литературе.

2).Воспитание уважения и чуткого отношения к окружающему миру.


Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению, интерактивная доска, магнитофон.

Оборудование для учеников: учебник, снежинки, фломастеры, пазлы.





















Ход урока

1.Организация класса.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Подарите гостям вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.


Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.


-Присаживайтесь.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!



Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, с каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке? (Яков Аким)

-Как называется стихотворение, которое он написал? (Утром кот принёс на лапах…)

- А проверим мы домашнее задание в игровой форме, вы тянете конвертик с номерком. Под этим номером вы будете рассказывать стихотворение, а после рассказа вы вытаскиваете из конверта фрагмент от рисунка и прикрепляем его на доску.

- Ребята кто же у нас получился? (Котёнок)

-Молодцы, вы все хорошо поработали.

Подготовительная беседа:

-А сейчас ребята я предлагаю вам отгадать загадку

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (зимой)


- Сегодня я приглашаю вас в зимнюю сказку.

Скажите шепотом слово «зима»

- Какие чувства у вас возникли?

- Какие картины природы вы представили?

- Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

- Давайте сейчас попробуем определить характер музыкальной мелодии, которую написал итальянский композитор Вивальди под названием

«Зима», которая помогла бы подойти к описанию зимы.

Прослушивание музыки.

- Понравилось вам произведение?

- Что вы представляете под эту музыку?

- Какой характер у этой музыки?

- Выберите слова которые могут вам помочь определить характер музыки. (волнующая, спокойная, задорная, бурная, величавая, плавная, лёгкая, нежная, загадочная, радостная, бодрая, задумчивая, печальная)

- Итак, мы прослушали музыкальную картину одного из известных композиторов, а теперь я хочу вас познакомить с одним из известных поэтов, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы.

(Слайд 1)

- Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев (Слайд 2) в дворянской семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Детство поэта прошло в Овстюге. Первоначальное домашнее образование Тютчев получил в родительском доме под руководством домашнего учителя. Ученье Фёдору давалось легко, он был одарённым мальчиком. Он много читал и поражал своих друзей глубокими знаниями. С детства Тютчева окружала красивая русская природа.

(Слайд 3)

Он был неравнодушен к ней и посвятил русской природе много своих стихотворений. В течение всей своей жизни он часто посещал родные места. (Слайд 4) Один раз, 6 декабря 1852 года, поэт посетил Овстуг зимой. Именно тогда было написано знаменитое стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, и называется оно «Чародейкою Зимою…».

- Но перед этим давайте подготовим наш речевой аппарат. Встали. Каждое упражнение делаем 3 раза.

Первое упражнение «Губы»

Второе упражнение «Задуваем свечку»

Третье упражнение наше любимое «Конфетка»

( Слайд 5. )Произнесём чистоговорки

Ах –ех – ех – раздаётся громкий смех

Их – ох – ух – закружился лёгкий пух.

Ро – ра – ри – прилетели снегири.

Ти – ты – то – ту – та – много снега у куста.


Словарная работа:

В нашем стихотворении встретятся такие слова как:

«Чародейка»

- Кто знает, какими словами можно заменить это слова?

- Слово «Чародейка » можно заменить словами волшебница и колдунья.

- Также встретится слово «мещит», давайте посмотрим его толкование в словарике в конце учебника, страница 216.

- Прочитайте.( Скрыть презентацию)

Установка на слушание:

- Сейчас я предлагаю вам прилечь на парты, закрыть глаза и послушать стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою». Во время слушания подумайте, о чём в нём говорится? Похоже ли оно на сказку?

-Итак, реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Вы спокойно отдыхаете..

Сном волшебным засыпаете.

Ваши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Ушки слушают, запоминают.




Первичное чтение учителем.

Читаю стихотворение.

«Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и неживой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…


Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

в нём ничто не затрепещет,

он весь вспыхнет и заблещет

ослепительной красой.

- Итак, прошу внимания.


Первичный анализ по вопросам:

- Вам понравилось стихотворение?

- О чём оно?

- Похоже ли оно на сказку?

- В каком темпе мы должны читать это стихотворение? (Чуть замедленном)


Вторичное чтение и анализ стихотворения по частям.

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Кто главный герой в этом стихотворении? (Зима)

-Какой она вам представляется?

- Прочитаем первый столбик. (читает ученик)

- Как называет поэт зиму? (чародейкою)

-Как вы думаете, почему слово зима написано в этом стихотворении с большой буквы?

- Какое волшебство, колдовство она совершила?

- У каких предметов бывает бахрома? (у шали, платка, скатерти)

- Что из себя представляет бахрома? (свисающие кисти, помпоны)

- А снежная бахрома у леса, что это такое? (Покрытые снегом ветви деревьев)

- Какой названа снежная бахрома в стихотворении? ( неподвижная, немая)

- Как вы понимаете значение слова немая? ( не может высказать словами свои мысли, чувства)

- Что вы понимаете под словом чудная? ( чудесная?)

- Какова же чудная жизнь леса? (лес околдован чародейкою зимою, и он находится в волшебном состоянии).

- Прочитаем второй столбик. (читает ученик)

- В каком состоянии находится зимний лес?

-Почему о лесе поэт написал « не мертвец и не живой»?

- Как вы понимаете такое состояние?

-Каким сном очарован лес? (волшебным)

- Чем опутан и окован лес? (цепью пуховой?)

- Какой обычно бывает цепь? металлической)

- Как вы понимаете выражение оковать цепью? (Значит окружить цепью, крепко)

Как названа цепь? (пуховой)

- Что это значит? (лёгкая, состоящая из пуха)

- Тютчев в слове пуховой ставит ударение на третий слог, так произносили это слово раньше, но и сейчас, читая это стихотворение, мы должны его произносить так.

- Прочитаем последний столбик. (читает ученик)

- Что значит «мещет»? (бросать, кидать)

- Почему луч у солнышка назван косым? (Зимой солнце стоит низко над горизонтом, и поэтому его лучи падают сбоку)

- Что происходит с лесом, когда солнце мещет на него свой луч? (Вспыхивает и блестит)

- Почему красота зимнего леса названа ослепительной красотой?

- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?


-Немного отдохнём, проведём физкультминутку.

(Музыкальная физкультминутка)

Обобщающая беседа.

- Скоро ребята мы пойдём с вами в зимний парк, постарайтесь там обратить внимание на открывающийся перед вами зимний пейзаж.

(Слайд 6)

- А сейчас посмотрите внимательно на две картины: одну из них нарисовал знаменитый русский художник-пейзажист И.И.Шишкин, а другую не менее известный русский художник А.М.Васнецов.

- Что на них изображено?

-Как бы вы назвали каждую из этих картин?

- Шишкин назвал своё полотно «Зима», а Васнецов – «Зимний сон»

- Почему поэт Тютчев, художники Шишкин и Васнецов рассказали нам о зимнем лесе?

- Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Тютчева?

- Соответствует ли изображённое на картинах описанию зимнего леса в стихотворении?

- Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картинах?

- Какие строчки из стихотворения можно использовать как названия картин?

- Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе?

Подготовка к выразительному чтению.

- А сейчас ребята шепотом подготовьтесь к выразительному чтению.

- Кто желает выразительно рассказать стихотворение_

Домашнее задание: выучить стихотворение.

Итог урока.

- Ребята, с каким поэтом мы сегодня познакомились?

- Какое стихотворение читали?

- Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф.И.Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою Зимою». Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способность дать человеку почувствовать её красоту и величие.

У вас на партах лежат снежинки. Поставьте знак, передавая своё отношение к стихотворению:

Слайд 7

  • - ровное, спокойное настроение

! - стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось.

? – не почувствовал красоту стихотворения.

Рефлексия.

Ребята, если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и неуютно, то закрасьте свои снежинки, синим цветом.

Выставление отметок.

- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!