СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на тему: Е.Чарушин " Кабан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению на тему:Е.Чарушин "Кабан".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему: Е.Чарушин " Кабан"»

Тема урока: Е. Чарушин «Кабан».



Цели : 1) расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа « Кабан « ; познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;

2)развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; развитие навыков осознанного, выразительного чтения;

3)способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Тип урока : Комбинированный

Оборудование : портрет Е. И. Чарушина, книги автора.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались

Работаю нашей довольны остались

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

II. Актуализация изученного.( урок начинается под звуки природы)

-Почему я начала урок с этой музыки?

( Мы изучаем тему « Природа и мы )

1.Прием ассоциаций.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Природа»?(Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла..)

-С каким произведением по этой теме мы познакомились?

( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А.И.Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка»,)

-О ком это произведение? ( О животных )

III. Проверка дом.з.

-Дома вы читали?

 Тест

1.Кто автор рассказа  «Выскочка»

А) А.И.Куприн

Б) М.М.Пришвин 

В) К.Г.Паустовский

2.Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка 

Б) овчарка

3. Откуда приехала Вьюшка?

А) с  р.Енисея  

Б) с р. Бии  

В) с о.Байкал

4. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась  

 Б) сторожила  

В) охраняла  хозяина 

5. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия»  

Б) «Байкал»    

В) «Виться»

6. Как выглядела Вьюшка?

А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

Б) ушки, как рожки, хвостик  крошечный, зубки беленькие, как чеснок

В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

7. Какая трава росла во дворе?

А) майник 

Б) мурава 

В) медуница

8. В какое время года происходят действия                                                                               А) ранняя весна  

Б) зимний денёк

 В) поздняя осень

9. Сколько сорок было в сорочьей семье?      

А) семь 

Б) шесть  

В) пять                                              

10. Нет в сорочьем быту большего сраму,…как                                                   А) как лишиться  семьи  

Б) как остаться одной

В) как лишиться  хвоста.

Проверка теста. Встаньте те дети, у кого нет ни одной ошибки. У Вас «отлично».Дома вам нужно было составить концовку этой истории… Прочитайте её.

-Что полезного вы взяли из этого рассказа?



Учитель. Потрудились мы на славу и сейчас проведём  речевую разминку.

4.Речевая разминка.

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

а ) прочитайте хором

б)1 ряд – читает в полголоса, чтобы предостеречь.

в) 2 ряд - читает с испугом

г) все вместе - читаем  очень быстро в темпе скороговорки.

IV. Сообщение темы и целей урока.

-Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е. И. Чарушина « Кабан « и узнаем много интересного о повадках животных.

V. Работа над новым материалом.

1.Сведения из биографии Е. И. Чарушина.

Е. И. Чарушин родился в г. Вятке ( Киров) 11 ноября 1901 г

1 ученик. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

2 ученик. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

3 ученик.  В отличие от отца он рисовал не дома,  на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

4 ученик. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное.

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 2-3 человека.

2.Подготовка к восприятию.

-Как называется рассказ, который мы будем читать? ( « Кабан « )

-Как вы думаете, о чем это произведение?

-Что вы знаете о кабане? ( ответы детей )

( Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ).

-Посмотрите на иллюстрацию. о чем это произведение судя по иллюстрации?

-Проверим свои предположения, послушав рассказ.

3.Словарная работа.

Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад.

Давайте  дадим им объяснение.(читают дети)

1) студень - холодец;

2) зуд - чесотка;

3) гуськом - друг за другом;

4) небоскреб - высокий;

5) буянит – играет;

6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;

7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.(Мы слышим засад, а пишем – зоосад.)

4.Первичное восприятие ( читает учитель и ученик ).

5.Проверка первичного восприятия.

-Какое впечатление произвел рассказ?

-В какой момент вы волновались?

-Что вызвало улыбку?

-Оправдались ли наши предположения?

-Кем является мальчик –художник? (Чарушин )

Физпауза ( под музыку, упражнения для глаз )

6.Самостоятельное чтение.

( жужжащее чтение )

( перед чтением - задание )

-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.

-О чем говорится в 1-ой, 2-ой, 3-ей части?

-Какие звери и птицы жили в зоосаду?

( Олень. ягуар, слон, волки, гималайский медведь, журавль – красавка, серый журавль, кабаны )

-Сколько было кабанов? ( шесть )

8.Повторное чтение ( « цепочкой «).

А) Чтение и анализ 1-ой части.

-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный

Момент ( от начала до слов « интересно мне рисовать! «)

-Чем занимался в зоосаду автор?

-В какое время происходи событие?

-Что вы узнали нового интересного о животных?

-Как озаглавим первую часть? ( Утро в зоосаду )

Б) Чтение и анализ 2-ой части.

( от слов « … Рисую..» до « … вспотел я со страху …»)

-Что нарушило безмятежное спокойствие художника? какие слова из текста подтверждают это?

-Прочитайте описание кабанов?

-Чем они напугали автора? ( сжевали краски )

-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.

-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле « )

В) Чтение и анализ 3-ей части.

-Почему автору стало стыдно?

-Что значит « ручные « кабаны?

-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. ( Простыми свиньями ).

-Озаглавьте эту часть ( « Опасность миновала «) ( план записан на доске ).

9.Работа с иллюстрацией.

- Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.

-От какого лица будет вестись пересказ? ( От 3-его лица )

10.Идейно-эстетический анализ.

-С каким чувством автор вспоминает эту историю? ( добродушно - насмешливым, с юмором )

-О какой черте характера говорит этот поступок? ( О трусости )

-Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. не поднял панику, не кричал ).

-Важно с детства учиться контролировать свой страх. не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Ему не следовало изображать тореодора перед бушующим быком и он сумел это сделать и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.

-Что полезного вы вынесли из этой истории?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу?

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

-Какой порок высмеивают пословицы?

12.Обзор книг Е. И. Чарушина, рисунков.

-)Перед вами выставка книг Чарушина .Вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия. Составление синквейна

 Рефлексия.

- А сейчас, ребята, мне бы хотелось, чтобы мы вместе написали синквейн по изученному на уроке тексту.

- Напомню, что синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

  1. Правила написания синквейна.

Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Кабан

___________________________,  _______________________________

___________________, ______________________, __________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  (Результаты заносятся на слайды презентации.Таким образом, синквейн появляется на экране).

(Один из вариантов синквейна)

Кабан

Громадный, беспокойный

Чавкает, хрюкает, защищиется

У кабана есть клыки

Хищник

-  Что нового вы открыли для себя о Е.И.Чарушине?

- Что полезного вы вынесли из этой истории?

- Какую цель ставили на уроке?

-Над каким произведением мы работали на уроке?



VII. Дз с. 96 – 99 пересказ, сочинить рассказ о животном.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!