СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (обобщающий урок) 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать текст подробно и выборочно, читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; получат возможность научиться: определять устно текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним.

Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (обобщающий урок) 2 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 2»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ






Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.





Учитель Шарапова Алла Михайловна



2015/2016 учебный год







А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Цели деятельности

Создавать условия для организации и проведения работы по сказке А.С.Пушкина; для обучения делению текста на части, выделению главной мысли; способствовать развитию умений переводить зрительную информацию в словесную; работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать текст подробно и выборочно, читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; получат возможность научиться: определять устно текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним.

Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер



Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимо

действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме –

жуточ –

ный

контроль

I.Мотива-

ция (самооп

ределение)

к учебной

деятель-

ности

Эмоциональнаяпсихологичес-

кая и мотива-

ционная подго-товка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет

готовность класса и оборудования,

эмоционально настраивает на учебную деятельность

- Улыбнитесь друг другу и подарите мне свои улыбки.



Слушают учителя.

Принимают учас-тие в диалоге с учителем. Демон-

стрируют готов-

ность к уроку

Фронталь-ная, индиви-

дуальная

Коммуникативные: умеют

оформлять свои мысли в уст

ной форме, вступать в диа-лог, обмениваться мнения

ми

Личностные: приобретают

положительную мотивацию

к обучению и целенаправ-

ленной познавательной дея-

тельности

Устные ответы, наблюде

ния учителя

II.Актуали-

зация знаний

1.Речевая разминка

Слайд №1





2.Сообщение темы, цели урока.








3.Беседа по биографии А.С.Пушкина.

Слайды №2-5





4.Анализ сказочных примет

Слайды №6-7








5.Краткий пересказ прочитанного по схеме сюжета

Слайд №8

Чистоговорка.

Т.к. мы сегодня будем много читать, давайте поработаем с чистоговоркой.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.


- Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Работать по сказке)


- Кто является автором сказки? Что вы знаете об этом человеке?

Сказки А.С.Пушкина – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее.


- А это действительно сказка?

Волшебство – великое чудо - рыбка золотая, исполняет желания

зачин, концовка, троекратный повтор (3 раза закидывал невод – 1 раз – с тиной, 2- травой морскою, 3- с золотой рыбкой),

борьба добра со злом – зло старуха, добро – старик,

добро побеждает зло


-Давайте вспомним сказку.


Выполняют задания
















Отвечают на вопросы


















Пересказывают сказку кратко частями

Фронталь-ная, индиви-

дуальная


































Фронталь-ная, индиви-

дуальная























Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структуирование знаний, работу с информацией, вы-

полнение логических операций, извлече-

ние необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

подведение под

понятие, выявление сущности, особен-

ности объектов


Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контроли

руют учебные дей-

ствия, замечают

допущенные ошиб-ки, осознают прави-ло контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатьивныеобмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказы-

вания, задавать вопросы с целью

получения необхо-

димой для решения проблемы инфор-мации, могут рабо-тать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассуж

дать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолю-

бием.

Устные ответы, наблюде-

ния учителя,

выполнен

ные зада-

ния












Устные ответы










































III. Работа по теме урока

1.Постановка проблемного вопроса.


2.Характеристика героев

Слайд №9






















Слайд №10




















3.Физкультми

нутка



4. Отношение автора к героям сказки.









5.Характеристика моря.

Проверка

Слайды 11-15






- Почему старуха осталась у разбитого корыта, ведь ей рыбка дала все, что могла? А могло ли быть иначе?


- Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Ответы докажите примерами из текста.

Старик. Кроткий, мягкий, добрый, послушный, смиренный, бескорыст-ный, вежливый, покорный, безответ-

ный, безвольный, почтительный, отзывчивый. Старик искренний и простой, он все честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный, привыкший подчиняться ей во всем. Он добрый, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Старается угодить старухе из любви к ней, надеется, что она насытится богатством, властью и угомонится.

Почему же был наказан старик? Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответственность?

Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настоять, твердо сказать нет.)

Старуха. Сварливый, злобный, власт-ный, жадный, грубый, неуживчивый, жестокий, требовательный, неблаго-дарный, корыстный (когда хотят ч-л. получить, ничего не отдавая взамен), самодурство.

Могла ли допустить рыбка, чтобы эта сварливая старуха, злая и жадная, могла править добрым, благородным, свободолюбивым рыбьим царством?


А.С.Пушкин называет ее старухой. Почему не старушкой? Почему в названии нет старухи, хотя сюжет сказки строится вокруг нее? (злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

Рыбка. Добрая, держит данное слово, помогает старику, бескорыстная, справедливая, мудрая.

Раз – потопали немножко,

Два – похлопали в ладоши,

три – головкой повертели,

на четыре – тихо сели.

- А как автор относится к своим героям?

Рыбку любит, гордится ею, восхищается;

Старику сочувствует, жалеет;

Старуху осуждает, наказывает от имени рыбки.

Море. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? У нас остался еще один герой. Всегда ли море в сказке одинаково?

- Давайте восстановим последовательность, каким было море.


Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой пощады не будет никому. При первой встрече старика и рыбки море было ласковым, при последней – сердитым и злым.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море

Почему?







Работа в парах по карточкам



Обсуждение, ответы на вопросы












Отсутствие воли – отрицательная черта. В сказке у старика не хвати-ло смелости про-тивостоять жад-ной старухе, он не смел ей перечить, слепо подчинялся.









Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии





Выполняют движения согласно инструкции








По состоянию моря




Работа в парах по карточкам







Милость не безгранична. Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению ста-рухи властвовать не только на земле, но и на море.
























































Фронталь-ная, индиви-

дуальная


Познавательные: осуществляют анализ, синтез, срав-

нение, обобщение, поиск необходимой информации, осоз-

нанное и произволь-

ное построение рече-

вого высказывания.

Регулятивные:

осуществляют

контроль

Коммуникативные

адекватно использу-

ют речевые средства

для решения коммуникационных задач, формулируют и аргументируют свое мнение и пози-цию в коммуника-

ции, учитывают раз-

ные мнения, коорди-нируют в сотрудни-

честве разные позиции, используют критерии для обос-нования своего

суждения




















Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют волевую саморег-уляцию в ситуации затруднения


Коммуникативные

Умеют выражать свои мысли с доста-точной полнотой и точностью, форму-лировать и аргумен-тировать свое мне-ние и позицию в ком

муникации.


Личностные: осу-ществляют смысло-образование, нрав-ственно-этическое оценивание усваива-

емого содержания, осознают ответст-венность за общее дело



Устные ответы





















































Выполне-ние движений










IV.Закреп

ление знаний и способов действий

1.Определение основной мысли сказки.

Слайд №16











2. Творческая работа.








Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку? Пожалуй, нет, потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья

В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки?


Так почему старуха осталась у разбитого корыта?

Какие пороки людей высмеивает поэт в сказке?




Верите ли вы в волшебство? Представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.

Зачитайте.

Давайте отпустим наших рыбок в море, пусть гуляют себе на просторе.




Пожалуй, нет, потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья



Глупость, жад-ность, алчность, безволие, хит-рость, грубость.




Пишут под музыку






Прикрепляют рыбок на рисунок, изображающий море

Фронталь-ная, индиви-

дуальная


Познавательные:

осуществляют смыс-ловое чтение, струк-

туирование знаний, работу с информа-цией, выполнение логических операций

выявление сущнос-ти, особенности объ-ектов, установление причинно-следствен-

ных связей.

Регулятивные: осуществляют контроль

Коммуникативные

формулируют и аргу

ментируют свое мнение, учитывают разные мнения, коор

динируют разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

V.Рефлек-сия.

Итоги урока.

1.Выразитель-ное чтение отрывков из сказки.






2. Оценивание своей работы на уроке


3. Слово учителя.

- Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на которых зву-чат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки.


- Что нового узнали?

- За что похвалили бы себя?



Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!


Выразительно читают отрывки из сказки.







Смайликами оценивают свою работу


Познавательные:

ориентируются в системе знаний- от-

личают новое от уже известного.


Регулятивные: оценивают собствен

ную деятельность на уроке

Личностные: проявляют интерес к предмету


Устные ответы

























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!