I.Мотива- ция (самооп ределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональнаяпсихологичес- кая и мотива- ционная подго-товка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность - Улыбнитесь друг другу и подарите мне свои улыбки. | Слушают учителя. Принимают учас-тие в диалоге с учителем. Демон- стрируют готов- ность к уроку | Фронталь-ная, индиви- дуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в уст ной форме, вступать в диа-лог, обмениваться мнения ми Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправ- ленной познавательной дея- тельности | Устные ответы, наблюде ния учителя |
II.Актуали- зация знаний | 1.Речевая разминка Слайд №1 2.Сообщение темы, цели урока. 3.Беседа по биографии А.С.Пушкина. Слайды №2-5 4.Анализ сказочных примет Слайды №6-7 5.Краткий пересказ прочитанного по схеме сюжета Слайд №8 | Чистоговорка. Т.к. мы сегодня будем много читать, давайте поработаем с чистоговоркой. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается. - Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать по сказке) - Кто является автором сказки? Что вы знаете об этом человеке? Сказки А.С.Пушкина – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее. - А это действительно сказка? Волшебство – великое чудо - рыбка золотая, исполняет желания зачин, концовка, троекратный повтор (3 раза закидывал невод – 1 раз – с тиной, 2- травой морскою, 3- с золотой рыбкой), борьба добра со злом – зло старуха, добро – старик, добро побеждает зло -Давайте вспомним сказку. | Выполняют задания Отвечают на вопросы Пересказывают сказку кратко частями | Фронталь-ная, индиви- дуальная Фронталь-ная, индиви- дуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структуирование знаний, работу с информацией, вы- полнение логических операций, извлече- ние необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, выявление сущности, особен- ности объектов Регулятивные: ориентируются в учебнике, контроли руют учебные дей- ствия, замечают допущенные ошиб-ки, осознают прави-ло контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатьивныеобмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказы- вания, задавать вопросы с целью получения необхо- димой для решения проблемы инфор-мации, могут рабо-тать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуж дать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолю- бием. | Устные ответы, наблюде- ния учителя, выполнен ные зада- ния Устные ответы |
III. Работа по теме урока | 1.Постановка проблемного вопроса. 2.Характеристика героев Слайд №9 Слайд №10 3.Физкультми нутка 4. Отношение автора к героям сказки. 5.Характеристика моря. Проверка Слайды 11-15 | - Почему старуха осталась у разбитого корыта, ведь ей рыбка дала все, что могла? А могло ли быть иначе? - Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Ответы докажите примерами из текста. Старик. Кроткий, мягкий, добрый, послушный, смиренный, бескорыст-ный, вежливый, покорный, безответ- ный, безвольный, почтительный, отзывчивый. Старик искренний и простой, он все честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный, привыкший подчиняться ей во всем. Он добрый, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Старается угодить старухе из любви к ней, надеется, что она насытится богатством, властью и угомонится. Почему же был наказан старик? Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответственность? Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настоять, твердо сказать нет.) Старуха. Сварливый, злобный, власт-ный, жадный, грубый, неуживчивый, жестокий, требовательный, неблаго-дарный, корыстный (когда хотят ч-л. получить, ничего не отдавая взамен), самодурство. Могла ли допустить рыбка, чтобы эта сварливая старуха, злая и жадная, могла править добрым, благородным, свободолюбивым рыбьим царством? А.С.Пушкин называет ее старухой. Почему не старушкой? Почему в названии нет старухи, хотя сюжет сказки строится вокруг нее? (злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии) Рыбка. Добрая, держит данное слово, помогает старику, бескорыстная, справедливая, мудрая. Раз – потопали немножко, Два – похлопали в ладоши, три – головкой повертели, на четыре – тихо сели. - А как автор относится к своим героям? Рыбку любит, гордится ею, восхищается; Старику сочувствует, жалеет; Старуху осуждает, наказывает от имени рыбки. Море. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? У нас остался еще один герой. Всегда ли море в сказке одинаково? - Давайте восстановим последовательность, каким было море. Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой пощады не будет никому. При первой встрече старика и рыбки море было ласковым, при последней – сердитым и злым. Сдержанная спокойная рыбка в последний раз: Ничего не сказала Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море Почему? | Работа в парах по карточкам Обсуждение, ответы на вопросы Отсутствие воли – отрицательная черта. В сказке у старика не хвати-ло смелости про-тивостоять жад-ной старухе, он не смел ей перечить, слепо подчинялся. Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии Выполняют движения согласно инструкции По состоянию моря Работа в парах по карточкам Милость не безгранична. Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению ста-рухи властвовать не только на земле, но и на море. | Фронталь-ная, индиви- дуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, срав- нение, обобщение, поиск необходимой информации, осоз- нанное и произволь- ное построение рече- вого высказывания. Регулятивные: осуществляют контроль Коммуникативные адекватно использу- ют речевые средства для решения коммуникационных задач, формулируют и аргументируют свое мнение и пози-цию в коммуника- ции, учитывают раз- ные мнения, коорди-нируют в сотрудни- честве разные позиции, используют критерии для обос-нования своего суждения Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют волевую саморег-уляцию в ситуации затруднения Коммуникативные Умеют выражать свои мысли с доста-точной полнотой и точностью, форму-лировать и аргумен-тировать свое мне-ние и позицию в ком муникации. Личностные: осу-ществляют смысло-образование, нрав-ственно-этическое оценивание усваива- емого содержания, осознают ответст-венность за общее дело | Устные ответы Выполне-ние движений |
IV.Закреп ление знаний и способов действий | 1.Определение основной мысли сказки. Слайд №16 2. Творческая работа. | Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку? Пожалуй, нет, потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки? Так почему старуха осталась у разбитого корыта? Какие пороки людей высмеивает поэт в сказке? Верите ли вы в волшебство? Представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей. Зачитайте. Давайте отпустим наших рыбок в море, пусть гуляют себе на просторе. | Пожалуй, нет, потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья Глупость, жад-ность, алчность, безволие, хит-рость, грубость. Пишут под музыку Прикрепляют рыбок на рисунок, изображающий море | Фронталь-ная, индиви- дуальная | Познавательные: осуществляют смыс-ловое чтение, струк- туирование знаний, работу с информа-цией, выполнение логических операций выявление сущнос-ти, особенности объ-ектов, установление причинно-следствен- ных связей. Регулятивные: осуществляют контроль Коммуникативные формулируют и аргу ментируют свое мнение, учитывают разные мнения, коор динируют разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |