Государственное учреждение образования «Средняя школа №43 г.Могилёва»
Литературное чтение 2 класс |
Тема: Иван Тургенев «Воробей»
Могилёв, март 2015 г.
Тема урока: Иван Тургенев «Воробей»
Цели урока:
познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
совершенствовать навык чтения вслух и молча;
способствовать развитию речи, умения находить основную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, расширению знаний о животных;
создавать условия для воспитания чуткого отношения к животным.
Оборудование: картинки птиц, рисунки, презентация, запись голоса птиц, компьютер, телевизор
Ход урока
І. Организационный момент
Сегодня на уроке вам надо быть особенно внимательными, не шуметь, чтобы различить те звуки, которые я предлагаю послушать.
ІІ. Речевая разминка
Поупражняйте свой слух: попробуйте угадать, кто издаёт эти звуки, а затем повторить их. Прослушивание записи голоса сороки (Кто это, узнаем позже)
Сейчас у нас замечательное время – приближение весны. Всё чаще по утрам мы слышим пение птиц, которые радуются тёплым лучам солнышка, а на уроках чтения знакомимся с произведениями о птицах в разделе «Страна живой природы». Некоторые птицы не поют, а издают звуки, напоминающие согласные звуки.
Поупражняемся в произношении согласных, чтобы подготовить речевой аппарат к работе: ФС, СФ, СШ, ШС, ФШ, ШФ, СШФ, ФСШ, ШФС
Поговорим как дятлы: ТРР, КВИ, ГЛЮ, ГЛЮК; как грачи: КРАК; как голуби: ГРУ (вывешиваются картинки птиц)
ІІІ. Проверка домашнего задания
(А.Толстой «Сорока»)
ЧАКР, СЧАКР, СЧАКЭРН, ЧИРК, ЧИРРЛ, ЧАРА, ГРЭХ
Запись её голоса вы слышали в начале урока.
Что сказочного в этом произведении?
Чтение по ролям + рисунки к читаемым отрывкам
Какое отношение у вас возникло к сороке? (неприязнь)
За какие черты характера вы к ней так относитесь?
ЖАДНАЯ, ОБМАНЩИЦА, БЕЗРАЗЛИЧНАЯ (картинка)
Это сказка, а в жизни как надо относиться к птицам? Каково им зимой?
Какая из птиц на доске лишняя? (грач - перелётная)
ІV. Знакомство с темой и целями урока, мотивация
Сегодня мы познакомимся с ещё одним пернатым героем:
Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает. Эта птица — круглый год | Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра (картинка) |
Как вы считаете, воробей красиво поёт? (Прослушивание записи голоса)
Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Тургенев. Он очень любил природу, был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни.
Одна из них сегодня у нас на уроке - «Воробей» (слайд 1). Вы будете её слушать, читать вслух и молча, для того, чтобы совершенствовать навык чтения и расширять свои знания об этой птице, а в конце урока сравнить с сорокой из предыдущего произведения.
V. Работа над текстом
- это маленькая или большая птица? (слайд 2)
- по сравнению с мошкой?
- по сравнению с другими птицами: воробей - 15см, скворец - 20см, грач - 45см, сорока - 50см, аист - более 73см.
- сильная или слабая?
- есть ли у воробья враги, кого он боится?
- а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит? (слайд 3)
- послушайте, о чём рассказал Иван Тургенев в своём произведении.
Словарная работа: вам встретится слово «аллея» - что это такое? (слайд 4)
Первичное чтение: слушайте и проверяйте, правы ли вы.
Проверка эмоционального восприятия текста:
- понравился ли вам рассказ?
- что для вас оказалось неожиданным?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Откуда возвращался человек? как изменилось поведение собаки?
- Что увидел автор? каким был воробышек? что с ним случилось?
- Как вела себя собака? какая неожиданность произошла?
- Как себя вёл взрослый воробей? какие чувства испытывал, на что был готов?
- Кем для него была собака? почему это его не остановило?
- Как себя повёл пёс? почему? что его смутило?
- Как автор относится к воробью? как называет? за что?
- Как вы понимаете фразу «Любовь сильнее смерти и страха смерти»?
- Какое волшебство произошло в этом рассказе?
- Какая сила совершила это?
- Является ли наш герой маленькой и слабой птичкой? (слайд 5)
- Кто победил в этой истории? Почему? (слайд 5)
- Так и у людей: тот, кто защищает свою семью, детей, дом всегда сильнее, чем тот, кто нападает и хочет завоевать чужое, потому что первым даёт силу любовь, она сильнее смерти.
Чтение про себя, чтобы найти описание воробья, его поступка, определить черты характера: СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ, ГЕРОЙ.
VІ. Рефлексия
Название «Воробей» относится к птенцу или взрослому воробью?
Похож ли воробей на сороку?
С кого вам хотелось бы взять пример?
На кого из известных вам героев похож воробей? Кто жертвовал собой ради других? (Мальчик-Огонёк)
VІІ. Подведение итогов
С каким произведением мы познакомились? Когда и кем было написано?
Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
(читать вслух и про себя, узнать больше о птицах, сравнить героев)
VІІІ. Домашнее задание
Стр. 48-49, читать, пересказывать;
по желанию на стр.50 з.8 - пересказ в картинках (диафильм)