СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "Береза""

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в 3 классе по литературному чтению по УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "Береза""»

Тема: С.Есенин «Береза».

Цели: Создание условий для формирования умений читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Выразительно читать наизусть стихотворение.

Ознакомление учащихся с творчеством С.Есенина и его стихотворением «Береза».

УУД: Предметные: Анализирует текст стихотворения (строфы, рифмы). Находит и выразительно читает описание берёзы. Выявляет авторскую пози­цию. Определяет интонационный рисунок стихотворения и читает стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определяет партитуру выразительного чтения. Определяет главную мысль. Описывает картину. Выделяет эпитеты, сравнения.

Метапредметные: Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы и методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический, словесное рисование, поиск информации; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия: эпитет, олицетворение.

Демонстрационный материал: ветка березы, рисунок березы, портрет С. Есенина.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина 3 класс, презентация, интерактивная доска, проектор.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся анализировать текст стихотворения (строфы, рифмы). Находить и выразительно читать описание берёзы. Выявлять авторскую пози­цию. Определять интонационный рисунок стихотворения и читать стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определять партитуру выразительного чтения. Определять главную мысль. Описывать картину. Выделять эпитеты, сравнения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать практическую деятельность на уроке, осуществлять контроль точности выполнения операций; познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществлять поиск необходимой ин­формации из разных источников; коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, участвовать в беседе и обсуждении на уроке.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, разовьют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Сформируются эстетические потребности, ценности и чувства.


Ход урока:

  1. Орг. Момент. (1 мин)


– Добрый день, ребята! Сегодня я с вами проведу урок литературного чтения. Зовут меня Елена Валерьевна.

В гости к нам пришла зима,

Много снега принесла.

Я ладошки к небу подниму

Белые снежинки в класс я принесу.

- Ребята, на ваши парты упали снежинки. Прикоснитесь к ним кончиками пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные, но от этого по вашему телу распространяется тепло. Мы полюбовались красотой снежинок, мысленно взяли их в ладошки и решили отпустить их. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем - с левой руки и с обеих ладошек.

- На уроке литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы речь была яркой и приятной для других, надо управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.


  1. Введение в тему. Постановка целей.


- Сегодня продолжаем знакомство с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятия природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым сердцем» для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нем фамилию русского поэта:


В этом имени слово «есень» -

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности и чистоты.

- О творчестве какого поэта пойдет речь? (Сергей Есенин).

Слайд темы Мы продолжаем сегодня говорить и знакомиться со стихотворением С.Есенина «Береза». (портрет).


  1. Рассказ об авторе.


Слайд портрет - Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это знакомое лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был Сергей Есенин. (Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза, он задумчив и мечтателен).


Посмотрите, какое одухотворенное лицо. Глаза устремлены вдаль, губы слегка приоткрыты, как будто он что-то шепчет. Может в этот момент в нем рождается новое стихотворение. А свое первое стихотворение он сочинил в 9 лет.

С.Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт, он воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. С. Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он написал много стихов.


  1. –год литературы. И в 2015 году. Юбилей С.Есенина – 120 лет со дня рождения.


  1. Подготовка к восприятию.


Слайд Зимние деревья.

- Давайте и мы перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины.

- Что изображено на иллюстрации. (Зимние деревья)

- Назовите их.

- Какое из этих деревьев самое любимое дерево России? (береза)

- Многие поэты и писатели обращались к этому образу, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок.


Слайд (береза) и веточка березы + mp3 «Во поле береза стояла».

- Это истинно русское дерево. Стройный, белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии береза сравнивается с образом русской девушки. Недаром на «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» березы: на дереве скручивали ветви. Заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками. Отсюда возможно и слова русской народной песни, «Я пойду , пойду погуляю,

Белую березу заламаю».


Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

А деревцо все выше, выше


  1. Работа со стихотворением.


Первичное знакомство с текстом: (mp3 аудиозапись, читает чтец)


- Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть березку. А затем, скажите мне, какой вы ее увидели?

- Какое у вас появилось настроение? Почему?

- Какой представилась вам березка?


Анализ произведения:


- Откройте учебники на стр. 66-ой.

- Какие краски использовал автор, чтобы описать березку? (белая, серебристая)

- Прочитайте стихотворение вполголоса.

- Какие краски использовал автор, чтобы описать березку? (белая, серебристая).

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. (Белая береза, Белой бахромой, золотом огне).

- Почему поэт использует эти слова? (Описывает зимнюю природу).


Подробный анализ по строфам:

- Прочитаем первую строфу и подумаем, как характеризует поэт березу?

- Что она сделала?

Ученик. 1 строфа: Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

- Кто может накрываться? (человек)

- Принакрылась – это как? (Слегка, чуть-чуть, не совсем).

- А конкретно, например, платком или шалью? (девушка, женщина)

- Какой возникает образ? Березка похожа на девушку, она принакрылась не шалью, а снегом. Наша девушка, точно невеста, принакрылась чем-то очень дорогим, сверкающим - серебром.

- Серебро в данном случае является чем? (Снегом).


Вывод: можно понять, что береза принарядилась, словно девушка.


2 строфа: - А теперь я прочитаю вам загадку, отгадайте ее? Я читаю:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Слайд: Словарная работа.

Кайма –

Бахрома –

Кисти –

- Скажите, пожалуйста, что это такое? Снежная кайма, белая бахрома? (Снег выпал).

- А может быть это иней утром украсил березу?

- Какой вы представили ветку? (ответ детей)

- А какими словами удалось передать это Есенину? (пушистые ветки, снежная кайма)

- А как называется образное определение предмета или явления? (это эпитет)


Вывод: итак, береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.


3 строфа: - Сядьте тихо-тихо и послушайте. Перечитывание учителем.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

- А почему я вас попросила тихо послушать? (а потому что березка спит)

- А какие слова передают ее сон? (сонная тишина) Вокруг ни звука, ни движения, полный покой.


- Какие части речи помогли нам понять это? (прил. + сущ.)

- А чем является слово «сонная», каким литературным определением? – это эпитет.

Слайд (что такое эпитет)


И горят снежинки

В золотом огне.

– Почему березка белая, а снежинки в золотых огнях?

- А вы видели, как снежинки сверкают на солнышке? Какой бывает цвет?


4 строфа: Березка спит. А что ждет нашу сонную березку?


А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.


- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (в 1 строфе - на серебро, в 3 строфе – на золото, а в 4 строфе – опять на серебро).


- Как вы понимаете выражение «заря … обсыпает ветки новым серебром» - это олицетворение. Литературный прием?

Вывод: значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении.


Повторное чтение.


- Какое чувство создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

- Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Возможно, что автор описывает утро после нового года.


Обобщение: Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что часто и подолгу смотрел на нее, любовался и восхищался ее красотой.


- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?


  1. Выразительное чтение.

Чтение несколькими учащимися.


Слайд Словесно-речевая игра. «Плетем венок».


- Ребята, сейчас мы сплетем венок из эпитетов, подходящих к образу березки.

Звучит песня «Во поле березка стояла». Дети поочередно называют эпитеты березы (застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая,….) несколько эпитетов дети называют самостоятельно. На слайде поочередно выходят слова с анимацией, итог – эпитет.


- Сейчас, когда Россия оказалась в кольце санкций, наша задача россиян – объединиться, сплотиться, не растерять свои кровные, духовные связи, а символ нашей крепости – русская березка. (взять в руки веточку).


  1. Итог урока. Рефлексия.


- Что нового узнали на уроке? Начните свой ответ со слов: на доске карточки -

Слайд. Я запомнил(а) …

Я узнал(а) …

Я повторил(а) …

Я удивил(ась)ся …


  1. Домашнее задание:


Выучить стихотворение С.Есенина наизусть (отработать выразительное чтение), нарисовать березу, какой вы ее представляете, читая стихотворение (по выбору)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!