Тема: С.Есенин «Береза».
Цели: Создание условий для формирования умений читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Выразительно читать наизусть стихотворение.
Ознакомление учащихся с творчеством С.Есенина и его стихотворением «Береза».
УУД: Предметные: Анализирует текст стихотворения (строфы, рифмы). Находит и выразительно читает описание берёзы. Выявляет авторскую позицию. Определяет интонационный рисунок стихотворения и читает стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определяет партитуру выразительного чтения. Определяет главную мысль. Описывает картину. Выделяет эпитеты, сравнения.
Метапредметные: Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Формы и методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический, словесное рисование, поиск информации; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Основные понятия: эпитет, олицетворение.
Демонстрационный материал: ветка березы, рисунок березы, портрет С. Есенина.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина 3 класс, презентация, интерактивная доска, проектор.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся анализировать текст стихотворения (строфы, рифмы). Находить и выразительно читать описание берёзы. Выявлять авторскую позицию. Определять интонационный рисунок стихотворения и читать стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определять партитуру выразительного чтения. Определять главную мысль. Описывать картину. Выделять эпитеты, сравнения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать практическую деятельность на уроке, осуществлять контроль точности выполнения операций; познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников; коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, участвовать в беседе и обсуждении на уроке.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, разовьют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Сформируются эстетические потребности, ценности и чувства.
Ход урока:
Орг. Момент. (1 мин)
– Добрый день, ребята! Сегодня я с вами проведу урок литературного чтения. Зовут меня Елена Валерьевна.
В гости к нам пришла зима,
Много снега принесла.
Я ладошки к небу подниму
Белые снежинки в класс я принесу.
- Ребята, на ваши парты упали снежинки. Прикоснитесь к ним кончиками пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные, но от этого по вашему телу распространяется тепло. Мы полюбовались красотой снежинок, мысленно взяли их в ладошки и решили отпустить их. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем - с левой руки и с обеих ладошек.
- На уроке литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы речь была яркой и приятной для других, надо управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.
Введение в тему. Постановка целей.
- Сегодня продолжаем знакомство с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятия природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым сердцем» для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нем фамилию русского поэта:
В этом имени слово «есень» -
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности и чистоты.
- О творчестве какого поэта пойдет речь? (Сергей Есенин).
Слайд темы Мы продолжаем сегодня говорить и знакомиться со стихотворением С.Есенина «Береза». (портрет).
Рассказ об авторе.
Слайд портрет - Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это знакомое лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был Сергей Есенин. (Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза, он задумчив и мечтателен).
Посмотрите, какое одухотворенное лицо. Глаза устремлены вдаль, губы слегка приоткрыты, как будто он что-то шепчет. Может в этот момент в нем рождается новое стихотворение. А свое первое стихотворение он сочинил в 9 лет.
С.Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт, он воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. С. Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он написал много стихов.
–год литературы. И в 2015 году. Юбилей С.Есенина – 120 лет со дня рождения.
Подготовка к восприятию.
Слайд Зимние деревья.
- Давайте и мы перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины.
- Что изображено на иллюстрации. (Зимние деревья)
- Назовите их.
- Какое из этих деревьев самое любимое дерево России? (береза)
- Многие поэты и писатели обращались к этому образу, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок.
Слайд (береза) и веточка березы + mp3 «Во поле береза стояла».
- Это истинно русское дерево. Стройный, белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии береза сравнивается с образом русской девушки. Недаром на «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» березы: на дереве скручивали ветви. Заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками. Отсюда возможно и слова русской народной песни, «Я пойду , пойду погуляю,
Белую березу заламаю».
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
А деревцо все выше, выше
Работа со стихотворением.
Первичное знакомство с текстом: (mp3 аудиозапись, читает чтец)
- Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть березку. А затем, скажите мне, какой вы ее увидели?
- Какое у вас появилось настроение? Почему?
- Какой представилась вам березка?
Анализ произведения:
- Откройте учебники на стр. 66-ой.
- Какие краски использовал автор, чтобы описать березку? (белая, серебристая)
- Прочитайте стихотворение вполголоса.
- Какие краски использовал автор, чтобы описать березку? (белая, серебристая).
- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. (Белая береза, Белой бахромой, золотом огне).
- Почему поэт использует эти слова? (Описывает зимнюю природу).
Подробный анализ по строфам:
- Прочитаем первую строфу и подумаем, как характеризует поэт березу?
- Что она сделала?
Ученик. 1 строфа: Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- Кто может накрываться? (человек)
- Принакрылась – это как? (Слегка, чуть-чуть, не совсем).
- А конкретно, например, платком или шалью? (девушка, женщина)
- Какой возникает образ? Березка похожа на девушку, она принакрылась не шалью, а снегом. Наша девушка, точно невеста, принакрылась чем-то очень дорогим, сверкающим - серебром.
- Серебро в данном случае является чем? (Снегом).
Вывод: можно понять, что береза принарядилась, словно девушка.
2 строфа: - А теперь я прочитаю вам загадку, отгадайте ее? Я читаю:
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Слайд: Словарная работа.
Кайма –
Бахрома –
Кисти –
- Скажите, пожалуйста, что это такое? Снежная кайма, белая бахрома? (Снег выпал).
- А может быть это иней утром украсил березу?
- Какой вы представили ветку? (ответ детей)
- А какими словами удалось передать это Есенину? (пушистые ветки, снежная кайма)
- А как называется образное определение предмета или явления? (это эпитет)
Вывод: итак, береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.
3 строфа: - Сядьте тихо-тихо и послушайте. Перечитывание учителем.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
- А почему я вас попросила тихо послушать? (а потому что березка спит)
- А какие слова передают ее сон? (сонная тишина) Вокруг ни звука, ни движения, полный покой.
- Какие части речи помогли нам понять это? (прил. + сущ.)
- А чем является слово «сонная», каким литературным определением? – это эпитет.
Слайд (что такое эпитет)
И горят снежинки
В золотом огне.
– Почему березка белая, а снежинки в золотых огнях?
- А вы видели, как снежинки сверкают на солнышке? Какой бывает цвет?
4 строфа: Березка спит. А что ждет нашу сонную березку?
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (в 1 строфе - на серебро, в 3 строфе – на золото, а в 4 строфе – опять на серебро).
- Как вы понимаете выражение «заря … обсыпает ветки новым серебром» - это олицетворение. Литературный прием?
Вывод: значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении.
Повторное чтение.
- Какое чувство создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
- Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.
Возможно, что автор описывает утро после нового года.
Обобщение: Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что часто и подолгу смотрел на нее, любовался и восхищался ее красотой.
- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Выразительное чтение.
Чтение несколькими учащимися.
Слайд Словесно-речевая игра. «Плетем венок».
- Ребята, сейчас мы сплетем венок из эпитетов, подходящих к образу березки.
Звучит песня «Во поле березка стояла». Дети поочередно называют эпитеты березы (застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая,….) несколько эпитетов дети называют самостоятельно. На слайде поочередно выходят слова с анимацией, итог – эпитет.
- Сейчас, когда Россия оказалась в кольце санкций, наша задача россиян – объединиться, сплотиться, не растерять свои кровные, духовные связи, а символ нашей крепости – русская березка. (взять в руки веточку).
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Начните свой ответ со слов: на доске карточки -
Слайд. Я запомнил(а) …
Я узнал(а) …
Я повторил(а) …
Я удивил(ась)ся …
Домашнее задание:
Выучить стихотворение С.Есенина наизусть (отработать выразительное чтение), нарисовать березу, какой вы ее представляете, читая стихотворение (по выбору)