Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа».
Дополнительное чтение.
С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
Цель: Повторение произведений С.Михалкова
Задачи:
Обучающие: обеспечить повторение произведений С.Михалкова ; способствовать формированию общеучебных умений: грамотно читать произведение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создать условия по развитию навыка выразительного чтения; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;
Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся.
Воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родине чувств патриотизма, уважения к героям войны, интереса к результатам своего труда.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, работать в парах, в группах.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.
Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности;
Оборудование для учителя: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.А. Ефросининой, проектор, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.А. Ефросининой, карандаши, п/тетради №2
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова (слайд 1)
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения (слайд 2)
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова (слайд 3 )
Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке. («Фома»)
Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела. («Щенок»)
Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа»)
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза. («Про мимозу»)
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет («Прививка»)
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. («Где очки»)
Мы живем в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить – четыре,
А ему – двенадцать раз. («Мы с приятелем»)
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову. («Рисунок»)
Это просто мальчик Витя.
Мамин Витя, папин Витя.
Из квартиры номер 6.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных
Ничего не хочет есть. («Про мимозу»)
Мишка кормит, Мишка поит –
Ловко я провел его!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего! (басня «Заяц – симулянт»)
Вот у Коли, например,
Мама милиционер.
А Толи и у Веры
Обе мамы инженеры. «А что у вас»)
- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она! (……)
5. Построение проекта выхода из затруднения
– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?
– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
6. Реализация построенного проекта.
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Первоначальное образование получил дома.
Стихи он стал писать рано. Когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)
7. Первичное знакомство с произведением. Работа по учебнику.
Школа
Автор рассказывает о своей школьной жизни, о своих товарищах. С. Михалков гордится своей школой и безмерно благодарен ей за то, что она «открыла дверь и указала путь».
Словарная работа.
-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд )
Полярный капитан – командир судна, работающий на Севере.
Искусствовед – учёный, который изучает произведения искусства.
Диктор Левитан – знаменитый диктор Юрий Борисович Левитан, читал важнейшие сообщения. Голос Юрия Борисовича Левитана знают и помнят в России.
Эльбрус – гора на Кавказе.
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Беседа по первичному восприятию.
- О чём рассказывает поэт в своём стихотворении?
- С каким чувством и настроением он говорит о друзьях? О школе? (Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вернуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей).
-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно и подготовиться к выразительному чтению.
(ученик читает, проводится оценивание учащимися)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради – с. 72, з. 2, 3
Проверка ( слайд )
Итог.
-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?
(Нам школа в жизнь открыла дверь и указала путь) (слайд )
Информация по д/з
Дополнительное чтение.
Прочитать произведения С. Михалкова. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Каких успехов мы достигли?
– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?
– Что особенно было интересно?