СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения . Произведения С. В. Михалкова "Школа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе. С. В. Михалков "Школа". Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения . Произведения С. В. Михалкова "Школа".»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа».


Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».


Цель: Повторение произведений С.Михалкова

Задачи:

Обучающие: обеспечить повторение произведений С.Михалкова ; способствовать формированию общеучебных умений: грамотно читать произведение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создать условия по развитию навыка выразительного чтения; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;

Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся.

Воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родине чувств патриотизма, уважения к героям войны, интереса к результатам своего труда.

Формирование УУД:

Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: умение воспринимать различ­ные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать прос­тые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, работать в парах, в группах.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности;

Оборудование для учителя: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.А. Ефросининой, проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.А. Ефросининой, карандаши, п/тетради №2

Ход урока


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии



Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова (слайд 1)

  • Ты представь себе на миг,
    Как бы жили мы без книг?
    Что бы делал ученик,
    Если не было бы книг,
    Если б все исчезло разом,
    Что писалось для детей:
    От волшебных добрых сказок
    До веселых повестей...
    Ты хотел развеять скуку,
    На вопрос найти ответ.
    Протянул за книжкой руку,
    А её на полке нет!
    Нет, нельзя себе представить,
    Чтоб такой момент возник
    И тебя могли оставить
    Все герои детских книг.



– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения (слайд 2)



  • Сказки пишут ... Сказочники.
    Басни сочиняют ... Баснописцы
    Переводят с других языков ... Переводчики.
    Театральные пьесы пишут ... Драматурги.
    Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты.



– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.



3. Выявление места и причины затруднения.


4. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова (слайд 3 )

Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке. («Фома»)


Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела. («Щенок»)


Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа»)


И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза. («Про мимозу»)


Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет («Прививка»)


Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. («Где очки»)


Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

А ему – двенадцать раз. («Мы с приятелем»)


Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову. («Рисунок»)


Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

Ничего не хочет есть. («Про мимозу»)


Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Ровным счетом ничего!  (басня «Заяц – симулянт»)


Вот у Коли, например,

Мама милиционер.

А Толи и у Веры

Обе мамы инженеры. «А что у вас»)


- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

Но, провожая в школьный класс

Теперь своих детей,

Мы вспоминаем каждый раз

О юности своей,

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

На свете не было такой

Хорошей, как она! (……)


5. Построение проекта выхода из затруднения

– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?


6. Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Первоначальное образование получил дома.

Стихи он стал писать рано. Когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.


– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)


7. Первичное знакомство с произведением. Работа по учебнику.


Школа

Автор рассказывает о своей школьной жизни, о своих товарищах. С. Михалков гордится своей школой и безмерно благодарен ей за то, что она «открыла дверь и указала путь».


Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд )

Полярный капитан – командир судна, работающий на Севере.

Искусствовед – учёный, который изучает произведения искусства.

Диктор Левитан – знаменитый диктор Юрий Борисович Левитан, читал важнейшие сообщения. Голос Юрия Борисовича Левитана знают и помнят в России.

Эльбрус – гора на Кавказе.



8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Беседа по первичному восприятию.

- О чём рассказывает поэт в своём стихотворении?

- С каким чувством и настроением он говорит о друзьях? О школе? (Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вернуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей).

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно и подготовиться к выразительному чтению.

(ученик читает, проводится оценивание учащимися)


9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради – с. 72, з. 2, 3

Проверка ( слайд )



Итог.

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Нам школа в жизнь открыла дверь и указала путь) (слайд )



Информация по д/з

Дополнительное чтение.

Прочитать произведения С. Михалкова. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».


10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Каких успехов мы достигли?

– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

– Что особенно было интересно?































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!