СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. С.Есенин."Бабушкины сказки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Определить истоки поэзии С.Есенина.

- Осмыслить роль бабушки  (няни) как носительницы родовых традиций,  культуры и нравственных представлений народа.

- Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором.

Урок с использованием  презентации. Работа с репродукцией картины В.М.Максимова"Бабушкины сказки", стилистический эксперимент, "Угадай мелодию"... 

Просмотр содержимого документа
«Урок литер.чт. Бабушкины сказки»


Урок литературного чтения по теме : С. Есенин. Стихотворение «Бабушкины сказки».


Цели:

- Определить истоки поэзии С.Есенина.

- Осмыслить роль бабушки (няни) как носительницы родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

- Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором.

Личностные УУД

-формирование устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;

- формирование умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы её достижения;

- произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать своё отношение к прочитанному;

Познавательные УУД

- соотносить учебную информацию с собственным опытом;

- устанавливать аналогии между литературным произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов;

Коммуникативные УУД

- использовать различные средства для передачи своих чувств и впечатлений;

- контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

/

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.

Организационный

этап.

- Вы захотели показать гостям урок литературного чтения? Готовы? Давайте подарим всем свои знания, хорошее настроение.

- Над какой темой мы с вами работаем?


- Да.





- Поэзия С. Есенина.


2.

Актуализация знаний.

-Вам уже знакомо значение фамилии Есенин. Как вы понимаете слова «всей России встают черты»?






-Что такое Родина для С. Есенина?

- Как поэт говорит о Родине?


- Главные темы поэзии С.Есенина – тема Родины, природы. Поэтому картины родной природы , картины Руси встают перед нами в каждом произведении поэта.

- Такие есенинские уголки природы можно встретить везде.


- Это отчий дом, деревня, мать, бабушка, дедушка, клен, береза…

Слайд 1.

(фото С.Есенина,

стих. Н.Брауна)





Слайд 2.

(Родина – это…)

3.

Проверка домашнего задания.




- Что же является истоком поэзии С.Есенина?

- Стихи будто не написаны пером, а выдышаны природой.

- Что еще является истоком поэзии С.Есенина, мы сегодня узнаем на уроке.

Дети рассказывают стихотворение «Береза».


- Природа. Ведь Есенин родился и рос в таких красивых местах!



Слайд 3.

(береза)

4.

Введение в тему урока. Постановка целей.

- Послушайте детскую песенку. Она поможет вам сегодня определить тему урока.

-Да, тема сегодняшнего урока стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки».

- Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?


На Смарт-доске :

Тема, поэт, фольклор, идея,

сказка бытовая, эпитет,

сравнение, олицетворение, стихотворение, писатель, развязка, рифма, проза.

- Назовите лишние понятия.


- Какие цели поставим?



- Бабушкины сказки.



Отвечают, если есть мысли по этому поводу.






Дети убирают лишние понятия, объясняя (сказка бытовая, писатель, развязка, проза).


- Определить истоки поэзии С.Есенина.

- Осмыслить роли бабушки (няни) как носительницы родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

- Расширить представления детей об изобразительных возможностях художественного текста: знакомство с возможностью автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время.

- Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором.


Слайд 5.

(тема, эпиграф)












Слайд 6.

(цели)

5.


- Какие поэты в своих стихотворениях вспоминают свое детство, няню, бабушку?

-Найдите в биографии С.Есенина факты о годах жизни у бабушки и дедушки (выделяют маркером).

Наверное, у каждого человека в детстве бывает своя Арина Родионовна. Доброй спутницей маленького Сережи стала его бабушка Наталья Евтеевна, человек добрый , ласковый. Это вокруг нее в долгие зимние вечера собирались соседские ребятишки, о чем стихотворение внука.

-А.С.Пушкин. «Зимний вечер», И.З. Суриков. «Детство», И.С.Никитин. «Помню я , бывало, няня».




(К теме «Поэзия С.Есенина» обучающиеся готовили факты из жизни и творчества С.Есенина).

В биографиях выделяют маркером необходимые факты и зачитывают их.

Слайд 7.

(отрывки из стихотворений)



Слайд 8.

(из автобиографии)

6.

Знакомство с репродукцией кар -тины Василия Максимовича Максимова «Бабушкины сказки».1867г.

- Прежде, чем мы познакомимся со стихотворением, давайте представим ту обстановку, в которой крестьянские дети слушали стихи.

О чем эта картина?







- Представьте, что вы «оказались» в такой крестьянской избе.


- Вечер. Изба, освещенная неровным светом лучины. Большая крестьянская семья увлеченно слушает рассказчицу. Выразителен образ бабушки, ее лицо преображено вдохновенным рассказом, усталые натруженные руки лежат на коленях. Старик прислушивается к повествованию. Правдиво и тепло изображены дети.


Слайд 9.

(репродукция)

7.

Чтение стихот -ворения С.Есенина «Бабушкины сказки» подготовленным учеником и проверка первичного восприятия.

- О чем вспоминает поэт в стихотворении? Какова те-

ма ?


- С каким чувством поэт вспоминает детские годы?


- Какова идея?



-В своем творчестве Есенин очень естественно (но не ставя специальной задачи)

выдвинул тему детства и воспитания ребенка через слушание сказки.

- Кто является главными персонажами стихотворения?


- Как раньше рассказывали сказки.

-Приходили соседские дети, садились рядком и долго, иногда до утра, очень внимательно слушали.

- С чувством благодарности, восторженно.

- Сказки играли большую роль в воспитании детей.


(Дети доказывают словами текста).

- Дети. Не названы, скрыты за местоимением мы. Само название «Бабушкины сказки» имеет прямую адресацию ребенку.

-Мама спать зовет.



8.

Повторное чтение и анализ стихотворения.

- Прочитайте стихотворение повторно, отмечая непонятные по значению слова.


Объясняют значение слов из контекста.

Работают со словарями В. Даля, Ожегова .

Объясняют значение непонятных слов (разухабистый и др.).



Слайд 10.

(словарь)

9.

Физкультминутка

(определяют средства художественной выразительности).

-Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

- «Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан».

- Встали ровно, руки подняли

вверх, потянулись.

- На пушистых ветках

Снежною каймой.

Распустились кисти

Белой бахромой.

Правой рукой дотронулись до позвоночника сверху, а левой – снизу. Руки соединили. Потом поменяли руки.

- «Старый клен на одной ноге».

- Встали на правую ногу, потом на левую.

- «Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной».

- Наклоны.

Разухабистойэпитет.

(Больше нет).

- Олицетворение.





- Сравнение.







- Олицетворение.



- Эпитет.


10.

Стилистический эксперимент.

Работа в парах.

- Какие слова не употребляются в современном русском языке?

-Простые незамысловатые слова и выражения, заимствованные из народного творчества, создают неподдельный, близкий многим стиль С.Есенина.

- Проведем стилистический эксперимент . Попробуйте заменить слово «бредем» синонимом шагаем.

- Как лучше? А почему автор написал «бредем домой»?

- Каким синонимом можем заменить слово «загалдели»?

- А почему ребята загалдели ?

- Хотят продолжения сказки.

Каким синонимом можем заменить слово «опостылеют»?


-Подумайте, как жизнь поэта отразилась в стихотворении?

Какие слова использует автор, чтобы выразить свое настроение?


-И это понятно. Все свое детство он провел в деревне.Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

( На доске появляется новое понятие: разговорные слова,

как художественное средство выразительности).

- Разухабистой гурьбой, опостылеют, салазки,…









- Очень устали.




- Заговорили одновременно.


- Хотят продолжения сказки.



- Надоедят. Очень надоесть.

Стать ненавистным.

-Разговорные. Он подмечает и точно описывает детали деревенской

обстановки, подробности быта.






Вывод: истоки поэзии С.Есенина – сказки бабушки и частушки деда, фольклор.


Слайд 11,12,13

(стилистический эксперимент)








11.

Подготовка к выразительному чтению.

- Какие чувства нужно передать при чтении?


-Первые четыре строки – дети устали;
следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий;
последние – обрадовались, бабушка готова рассказывать сказки до утра.

Размечают текст.

Выразительное чтение.

Слайд 14.

(как читать стихи)


12.

Творческая работа детей. Анализ сочинений

«Бабушкины сказки».

- Исчезает традиция рассказывать сказку ребенку на ночь, книги вытесняет современная телевизионная продукция. Предметный мир народной сказки и весь уклад крестьянской жизни незнаком современным детям.

Сочинения, которые вы написали,

к сожалению, очень скупы. Наверное, не будет среди вас Есениных.


Слайд 15,16

(сочинения детей)






Слайд 17

( из автобиографии)

13.

Угадай мелодию.

-С.Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны и величавы, в них широта и простор характерной русской песни. На его стихи положены романсы, песни. Помните эпиграф нашего урока: «Его стихи , рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор».

-Что же стало истоком для написания этого стихотворения?

- Стали ли стихотворения

С.Есенина фольклором?

Мы сейчас узнаем.

По иллюстрациям и фонограммам, угадать слова нам помогут гости .



-Как быстро наши гости угадали песни! А как называют песни, если их поют, если они узнаваемы, если их любят. А это значит, что они народные, они тоже стали фольклором.







-Бабушкины сказки, дедушкины частушки.


- «Отговорила роща золотая»,

-«Клен , ты мой опавший, клен обледенелый».


- Они народные.

Слайды 18, 19

(романсы)

13.

Выводы.


-Истоки Есенинских стихов - природа, бабушкины сказки.

-Велика роль бабушки (няни) в воспитании внуков, велика роль сказки, рассказанной ей.

- Через детали обстановки, подробности жизни С.Есенин расширил наши представления о крестьянской семье.

- Стихи С.Есенина стали народными.


Слайд 20.

(выводы)

14.

Рефлексия.

-Какой момент в уроке вам больше всего понравился, запомнился, удивил?



15.

Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

-Выразительное чтение стихотворения.

-По желанию выучить наизусть.

-Нарисовать рисунок к стихотворению.


Слайд 21.

Домашнее задание.


6


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Есенин»

В этом имени – слово “есень”.  Осень, ясень, осенний цвет.  Что-то есть в нем от русских песен –  Поднебесье, тихие веси, сень берёзы  И синь рассвет.  Что-то есть в нём и от весенней  Грусти, юности, чистоты…  Только скажут –  “Сергей Есенин”,  Всей России встают черты…  ( Н.Браун )

В этом имени – слово “есень”. Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен – Поднебесье, тихие веси, сень берёзы И синь рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут – “Сергей Есенин”, Всей России встают черты… ( Н.Браун )

РОДИНА для С.ЕСЕНИНА

РОДИНА для С.ЕСЕНИНА

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

БАБУШКИНЫ

СКАЗКИ

Тема: С.Есенин. Стихотворение  «Бабушкины сказки».  Его стихи, рожденные  фольклором, постепенно  сами превратились в  фольклор.

Тема: С.Есенин. Стихотворение «Бабушкины сказки».

Его стихи, рожденные

фольклором, постепенно

сами превратились в

фольклор.

Цели : Определить истоки поэзии С.Есенина.  Осмыслить роль бабушки (няни) как носительницы родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.  Расширить представления детей о художес- твенных средствах выразительности: знаком ство с возможностью автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время.  - Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором.

Цели :

  • Определить истоки поэзии С.Есенина.
  • Осмыслить роль бабушки (няни) как носительницы родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
  • Расширить представления детей о художес- твенных средствах выразительности: знаком ство с возможностью автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время.

- Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором.

Чьи это слова? Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. И начну у бабки Сказку я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал. А.С.Пушкин. «Зимний вечер» Помню я, бывало, няня, Долго сидя за чулком, Молвит: «Баловень ты ,Ваня, Все дурачишься с котом. Встань, подай мою шубейку: Что-то холодно, дрожу… Да присядь вот на скамейку, Сказку длинную скажу». И.З.Суриков. «Детство» И.С.Никитин. «Помню я, бывало, няня»

Чьи это слова?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал.

А.С.Пушкин. «Зимний вечер»

Помню я, бывало, няня,

Долго сидя за чулком,

Молвит: «Баловень ты ,Ваня,

Все дурачишься с котом.

Встань, подай мою шубейку:

Что-то холодно, дрожу…

Да присядь вот на скамейку,

Сказку длинную скажу».

И.З.Суриков. «Детство»

И.С.Никитин. «Помню я, бывало, няня»

Из автобиографии  Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери). «Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

Из автобиографии

Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери). «Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

В.М.Максимов  «Бабушкины сказки» 1867 г.

В.М.Максимов «Бабушкины сказки» 1867 г.

Словарик Опостылеть – надоесть. Разухабистой гурьбой – молодцеватой,  задорной.

Словарик

  • Опостылеть – надоесть.
  • Разухабистой гурьбой – молодцеватой,

задорной.

  • По задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором.
  • Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
Стилистический эксперимент Мы идём, бредём домой Мы идём, шагаем домой

Стилистический эксперимент

Мы идём, бредём домой

Мы идём, шагаем домой

Стилистический эксперимент И опять мы загалдели И опять мы заговорили

Стилистический эксперимент

И опять мы загалдели

И опять мы заговорили

Стилистический эксперимент Опостылеют салазки… Надоедят салазки…

Стилистический эксперимент

Опостылеют салазки…

Надоедят салазки…

Как правильно читать  стихотворение

Как правильно читать стихотворение

  • Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт.
  • Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни.
  • Соблюдать знаки препинания.
  • При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.
Из автобиографии  Сестра поэта, Екатерина Алексан -дровна вспоминает, что до сказок Сергей был большой охотник. А охота к сказкам, по наблюдению критика Белинского, всегда есть первый признак присутствия в ребенке фантазии и наклонности к поэзии.

Из автобиографии

Сестра поэта, Екатерина Алексан -дровна вспоминает, что до сказок Сергей был большой охотник. А охота к сказкам, по наблюдению критика Белинского, всегда есть первый признак присутствия в ребенке фантазии и наклонности к поэзии.

Помню…

Помню…

Помню…

Помню…

Угадай мелодию

Угадай мелодию

Выводы:

Выводы:

  • Истоки Есенинских стихов – природа, бабушкины сказки, дедушкины частушки.
  • Велика роль бабушки в воспитании внуков, велика роль сказки, рассказанной ей.
  • Через детали обстановки, подробности жизни, Сергей Есенин расширил наши представления о крестьянской семье.
  • Стихи Сергея Есенина стали народными.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • По желанию выучить наизусть.
  • Нарисовать рисунок к стихотворению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!