- Определить истоки поэзии С.Есенина.
- Осмыслить роль бабушки (няни) как носительницы родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
- Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором.
-формирование устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
- формирование умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;
- произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать своё отношение к прочитанному;
- устанавливать аналогии между литературным произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов;
- контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.
№/№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1. | Организационный этап. | - Вы захотели показать гостям урок литературного чтения? Готовы? Давайте подарим всем свои знания, хорошее настроение. - Над какой темой мы с вами работаем? | - Да. - Поэзия С. Есенина. | |
2. | Актуализация знаний. | -Вам уже знакомо значение фамилии Есенин. Как вы понимаете слова «всей России встают черты»? -Что такое Родина для С. Есенина? - Как поэт говорит о Родине? | - Главные темы поэзии С.Есенина – тема Родины, природы. Поэтому картины родной природы , картины Руси встают перед нами в каждом произведении поэта. - Такие есенинские уголки природы можно встретить везде. - Это отчий дом, деревня, мать, бабушка, дедушка, клен, береза… | Слайд 1. (фото С.Есенина, стих. Н.Брауна) Слайд 2. (Родина – это…) |
3. | Проверка домашнего задания. | - Что же является истоком поэзии С.Есенина? - Стихи будто не написаны пером, а выдышаны природой. - Что еще является истоком поэзии С.Есенина, мы сегодня узнаем на уроке. | Дети рассказывают стихотворение «Береза». - Природа. Ведь Есенин родился и рос в таких красивых местах! | Слайд 3. (береза) |
4. | Введение в тему урока. Постановка целей. | - Послушайте детскую песенку. Она поможет вам сегодня определить тему урока. -Да, тема сегодняшнего урока стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки». - Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? На Смарт-доске : Тема, поэт, фольклор, идея, сказка бытовая, эпитет, сравнение, олицетворение, стихотворение, писатель, развязка, рифма, проза. - Назовите лишние понятия. - Какие цели поставим? | - Бабушкины сказки. Отвечают, если есть мысли по этому поводу. Дети убирают лишние понятия, объясняя (сказка бытовая, писатель, развязка, проза). - Определить истоки поэзии С.Есенина. - Осмыслить роли бабушки (няни) как носительницы родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа. - Расширить представления детей об изобразительных возможностях художественного текста: знакомство с возможностью автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время. - Доказать, что стихи, рожденные фольклором, постепенно сами стали фольклором. | Слайд 5. (тема, эпиграф) Слайд 6. (цели) |
5. | | - Какие поэты в своих стихотворениях вспоминают свое детство, няню, бабушку? -Найдите в биографии С.Есенина факты о годах жизни у бабушки и дедушки (выделяют маркером). Наверное, у каждого человека в детстве бывает своя Арина Родионовна. Доброй спутницей маленького Сережи стала его бабушка Наталья Евтеевна, человек добрый , ласковый. Это вокруг нее в долгие зимние вечера собирались соседские ребятишки, о чем стихотворение внука. | -А.С.Пушкин. «Зимний вечер», И.З. Суриков. «Детство», И.С.Никитин. «Помню я , бывало, няня». (К теме «Поэзия С.Есенина» обучающиеся готовили факты из жизни и творчества С.Есенина). В биографиях выделяют маркером необходимые факты и зачитывают их. | Слайд 7. (отрывки из стихотворений) Слайд 8. (из автобиографии) |
6. | Знакомство с репродукцией кар -тины Василия Максимовича Максимова «Бабушкины сказки».1867г. | - Прежде, чем мы познакомимся со стихотворением, давайте представим ту обстановку, в которой крестьянские дети слушали стихи. О чем эта картина? - Представьте, что вы «оказались» в такой крестьянской избе. | - Вечер. Изба, освещенная неровным светом лучины. Большая крестьянская семья увлеченно слушает рассказчицу. Выразителен образ бабушки, ее лицо преображено вдохновенным рассказом, усталые натруженные руки лежат на коленях. Старик прислушивается к повествованию. Правдиво и тепло изображены дети. | Слайд 9. (репродукция) |
7. | Чтение стихот -ворения С.Есенина «Бабушкины сказки» подготовленным учеником и проверка первичного восприятия. | - О чем вспоминает поэт в стихотворении? Какова те- ма ? - С каким чувством поэт вспоминает детские годы? - Какова идея? -В своем творчестве Есенин очень естественно (но не ставя специальной задачи) выдвинул тему детства и воспитания ребенка через слушание сказки. - Кто является главными персонажами стихотворения? | - Как раньше рассказывали сказки. -Приходили соседские дети, садились рядком и долго, иногда до утра, очень внимательно слушали. - С чувством благодарности, восторженно. - Сказки играли большую роль в воспитании детей. (Дети доказывают словами текста). - Дети. Не названы, скрыты за местоимением мы. Само название «Бабушкины сказки» имеет прямую адресацию ребенку. -Мама спать зовет. | |
8. | Повторное чтение и анализ стихотворения. | - Прочитайте стихотворение повторно, отмечая непонятные по значению слова. | Объясняют значение слов из контекста. Работают со словарями В. Даля, Ожегова . Объясняют значение непонятных слов (разухабистый и др.). | Слайд 10. (словарь) |
9. | Физкультминутка (определяют средства художественной выразительности). | -Какие средства художественной выразительности использовал поэт? - «Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан». - Встали ровно, руки подняли вверх, потянулись. - На пушистых ветках Снежною каймой. Распустились кисти Белой бахромой. Правой рукой дотронулись до позвоночника сверху, а левой – снизу. Руки соединили. Потом поменяли руки. - «Старый клен на одной ноге». - Встали на правую ногу, потом на левую. - «Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной». - Наклоны. | Разухабистой – эпитет. (Больше нет). - Олицетворение. - Сравнение. - Олицетворение. - Эпитет. | |
10. | Стилистический эксперимент. Работа в парах. | - Какие слова не употребляются в современном русском языке? -Простые незамысловатые слова и выражения, заимствованные из народного творчества, создают неподдельный, близкий многим стиль С.Есенина. - Проведем стилистический эксперимент . Попробуйте заменить слово «бредем» синонимом шагаем. - Как лучше? А почему автор написал «бредем домой»? - Каким синонимом можем заменить слово «загалдели»? - А почему ребята загалдели ? - Хотят продолжения сказки. Каким синонимом можем заменить слово «опостылеют»? -Подумайте, как жизнь поэта отразилась в стихотворении? Какие слова использует автор, чтобы выразить свое настроение? -И это понятно. Все свое детство он провел в деревне.Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. ( На доске появляется новое понятие: разговорные слова, как художественное средство выразительности). | - Разухабистой гурьбой, опостылеют, салазки,… - Очень устали. - Заговорили одновременно. - Хотят продолжения сказки. - Надоедят. Очень надоесть. Стать ненавистным. -Разговорные. Он подмечает и точно описывает детали деревенской обстановки, подробности быта. Вывод: истоки поэзии С.Есенина – сказки бабушки и частушки деда, фольклор. | Слайд 11,12,13 (стилистический эксперимент) |
11. | Подготовка к выразительному чтению. | - Какие чувства нужно передать при чтении? | -Первые четыре строки – дети устали; следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий; последние – обрадовались, бабушка готова рассказывать сказки до утра. Размечают текст. Выразительное чтение. | Слайд 14. (как читать стихи) |
12. | Творческая работа детей. Анализ сочинений «Бабушкины сказки». | - Исчезает традиция рассказывать сказку ребенку на ночь, книги вытесняет современная телевизионная продукция. Предметный мир народной сказки и весь уклад крестьянской жизни незнаком современным детям. Сочинения, которые вы написали, к сожалению, очень скупы. Наверное, не будет среди вас Есениных. | | Слайд 15,16 (сочинения детей) Слайд 17 ( из автобиографии) |
13. | Угадай мелодию. | -С.Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны и величавы, в них широта и простор характерной русской песни. На его стихи положены романсы, песни. Помните эпиграф нашего урока: «Его стихи , рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор». -Что же стало истоком для написания этого стихотворения? - Стали ли стихотворения С.Есенина фольклором? Мы сейчас узнаем. По иллюстрациям и фонограммам, угадать слова нам помогут гости . -Как быстро наши гости угадали песни! А как называют песни, если их поют, если они узнаваемы, если их любят. А это значит, что они народные, они тоже стали фольклором. | -Бабушкины сказки, дедушкины частушки. - «Отговорила роща золотая», -«Клен , ты мой опавший, клен обледенелый». - Они народные. | Слайды 18, 19 (романсы) |
13. | Выводы. | | -Истоки Есенинских стихов - природа, бабушкины сказки. -Велика роль бабушки (няни) в воспитании внуков, велика роль сказки, рассказанной ей. - Через детали обстановки, подробности жизни С.Есенин расширил наши представления о крестьянской семье. - Стихи С.Есенина стали народными. | Слайд 20. (выводы) |
14. | Рефлексия. | -Какой момент в уроке вам больше всего понравился, запомнился, удивил? | | |
15. | Домашнее задание. | -Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? | -Выразительное чтение стихотворения. -По желанию выучить наизусть. -Нарисовать рисунок к стихотворению. | Слайд 21. Домашнее задание. |