СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по УМК "Планета знаний", 2 класс. Сравнительный анализ авторской и народной сказки "Снегурочка" 

Просмотр содержимого документа
«Петрова ЕП Школа№2»








Конспект урока литературного чтения

2 класс, УМК «Планета знаний»


Тема: "Сказки народные и литературные".

В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"


Петрова Елена Павловна

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,









Тип урока: обобщение.


Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»

  • Формирование понятия об авторской и народной сказках

  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.


Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений

  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)


Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.



Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.



Ход урока

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организа-ционный.

Проверка готовности учащихся,

психо-эмоцио- нальный настрой на работу
 

- Добрый день. Все готовы начать урок литературного чтения?

- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. А как летят и кружатся снежинки? Молодцы, какие красивые снежинки.

Улыбнитесь. Поднялось у вас настроение? С таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоционально настраивает учащихся на работу
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,
 выполняют упражнения

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к получению нового.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Постановка цели.

Выход на тему.


Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

а превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 2.

Какие желания мы не будем исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ.)

Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

 Организует диалог с учащимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно план урока
 

 Дети определяют, что на уроке не будем решать примеры и бегать на 100 метров

Приходят к выводу, что необходимо определить тему урока.




Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Определение темы урока

Работа над темой.

Работа по содержанию

Определим тему, разгадав ребус Слайд 3.

(получается слово «Снегурочка»)

В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

На прошлом уроке мы прочитали сказку “Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4. Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка.

Откройте учебники на стр. 99.

Обратите внимание, что записано под названием (она народная) (Читают сказку целиком)

Зачем мы прочитали еще одну сказку о Снегурочке? (чтобы сравнить) Слайд 5.

Снежинку со словом «ХОЧУ» заменим на снежинку со словом «МОГУ». Слайд 6.

Теперь мы можем исполнить свои желания. Будем сравнивать, читать, исследовать и т.д.

Нацеливает на определение темы урока через ребус. Подводит детей к самост-ному выводу.

Чтение сказки

Разгадывают ребус, определяют тему урока. Читают сказку целиком

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять

внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группах (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами иусловиями коммуникации.

Сравнительный анализ сказок


 

Отличаются эти сказки?

Вам на парты упали снежинки с определениями слова Снегурочка. Выберите то, которое подходит к нашим произведениям. Приложение 1.

Какое определение подходит? Почему? У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 7.

Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки?

А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

- Снежинку со словом «МОГУ» меняется на снежинку со словом «ДЕЛАЮ». Слайд 8.

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”.

Мы сравниваем два произведения про Снегурочку Слайд 9. Для этого поиграем в игру “Крестики-нолики”.

Перед вами таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.

Приложение 2.

Выполняют сравнительный анализ, заполняют таблицу. Слайды 10-13

Приложение 3.

Организует подводящий диалог, уточняет, совместно с детьми сравнительный анализ. По мере ответов заполняет таблицу.
 

Определяют основные характеристики сказки, сравнивают сказку авторскую с литературной,рассуждают делают выводы

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- умение действовать по плану, заполнение таблицы.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Психофизическая тренировка


Релаксация

“Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

Организация психофизической разгрузки

Выполняют упражнения

Коммуникативные:

- умение слушать и выполнять упражнения

Обобщение

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Мы сравнили две сказки. Какой вывод сделаем?

(Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.


В чём различия сказок авторских и народных?

Что общего во всех сказках?


Снежинку “ДЕЛАЮ” меняем на снежинку “ПОЛУЧАЮ”) Слайд 14.


Совместно с детьми обобщает выполненный сравнительный анализ сказок

Подводят итоги своей работы, делают выводы и оценивают свои знания.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с с целью Познавательные:

- установление причинно-следствен- ных связей, построе-ние логической цепи рассуждений, доказа-тельства, выдвижение гипотез и ихобоснования

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Рефлексия.


Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил? Слайд 15-16


Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!


Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на урок

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие с сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 17

Проводит разбор домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логии-ческой цепи расу-ждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем Коммуникативные:

- постановка вопросов

- инициативное сотру-дничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;


Приложение1.

Снегурочка:

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)


Приложение 2.

Игра «Крестики – нолики»


Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основ.часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3.

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 9.

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”


2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная


3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 10.

- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло

- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд 11









5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 12.

- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 13.

Зачин

Основная часть

Концовка


6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый


Презентация







Просмотр содержимого презентации
«Сказка Снегурочка»

Урок литературного чтения  во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе

ЧИТАТЬ ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ СОЧИНЯТЬ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ  ХОЧУ СРАВНИ ВАТЬ

ЧИТАТЬ

ИССЛЕДО

ВАТЬ

ЧИТАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СЛУ

ШАТЬ

ИГРАТЬ

ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

ХОЧУ

СРАВНИ

ВАТЬ

) Отгадайте название  сказки Б , , 1) 3) 2) СНЕГ УР ОЧКА

)

Отгадайте название

сказки

Б

,

,

1)

3)

2)

СНЕГ

УР

ОЧКА

ЧИТАТЬ ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ СОЧИНЯТЬ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ  МОГУ  ХОЧУ СРАВНИ ВАТЬ

ЧИТАТЬ

ИССЛЕДО

ВАТЬ

ЧИТАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СЛУ

ШАТЬ

ИГРАТЬ

ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

МОГУ

ХОЧУ

СРАВНИ

ВАТЬ

Сказка «Девочка Снегурочка» Владимир Иванович Даль

Сказка «Девочка Снегурочка»

Владимир Иванович Даль

Тема урока:    Сказки народные литературные. В.И.Даль Сказка «Девочка Снегурочка».  и Русская народная сказка  «Снегурочка».

Тема урока:

Сказки народные литературные.

В.И.Даль Сказка «Девочка Снегурочка».

и

Русская народная сказка

«Снегурочка».

Сказка «Снегурочка» Русская народная сказка

Сказка «Снегурочка»

Русская народная сказка

Снегурочка СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца. 2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж  русских новогодних  праздников.  (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

Снегурочка

  • СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж

русских новогодних

праздников.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

Снегурочка

Снегурочка

ЧИТАТЬ ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ СОЧИНЯТЬ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ МОГУ ДЕЛАЮ СРАВНИ ВАТЬ

ЧИТАТЬ

ИССЛЕДО

ВАТЬ

ЧИТАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СЛУ

ШАТЬ

ИГРАТЬ

ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

МОГУ

ДЕЛАЮ

СРАВНИ

ВАТЬ

Сравним «Снегурочка»

Сравним

«Снегурочка»

«Девочка Снегурочка» «Снегурочка» Из какого они произведения? Старик Дед Старуха Баба Снегурочка Снегурочка Медведь Подружки Волк Лиса  Коровушка  Жучка

«Девочка

Снегурочка» «Снегурочка»

Из какого они произведения?

Старик

Дед

Старуха

Баба

Снегурочка

Снегурочка

Медведь

Подружки

Волк

Лиса

Коровушка

Жучка

Приметы сказки

Приметы сказки

  • Зачин (начало)
  • Присказка
  • Волшебство
  • Троекратный повтор
  • Устаревшие слова
  • Концовка
  • Добро побеждает зло
Тип сказки  Есть конкретный автор ? Нет    Да Сказка авторская (литературная) Сказка народная

Тип сказки

Есть конкретный автор ?

Нет

Да

Сказка авторская

(литературная)

Сказка

народная

Части сказки

Части сказки

  • Зачин (начало)
  • Основная часть
  • Концовка
ЧИТАТЬ ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ СОЧИНЯТЬ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ДЕЛАЮ ПОЛУЧАЮ СРАВНИ ВАТЬ

ЧИТАТЬ

ИССЛЕДО

ВАТЬ

ЧИТАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СЛУ

ШАТЬ

ИГРАТЬ

ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

ДЕЛАЮ

ПОЛУЧАЮ

СРАВНИ

ВАТЬ

Сегодня на уроке

Сегодня на уроке

  • я узнал …
  • я понял …
  • мне было интересно …
  • мне было трудно…
Самооценка своего труда на уроке

Самооценка своего труда на уроке

  • Я доволен собою, я всё запомнил
  • Я работал хорошо, но надо ещё
  • Не всё получилось, как хотелось бы
Домашнее задание по выбору  Придумайте дома другое продолжение сказки.  Найдите в библиотеке другие сказки о Снегурочке и прочтите их.  Найдите в библиотеке другие сказки о Снегурочке и прочтите их.

Домашнее задание

по выбору

  • Придумайте дома другое продолжение сказки.
  • Найдите в библиотеке другие сказки о Снегурочке и прочтите их.
  • Найдите в библиотеке другие сказки о Снегурочке и прочтите их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!