Подготовила учитель начальных классов
Винницкая Тамара Григорьевна
МБОУ СОШ№5, город Ноябрьск
Александр Иванович Куприн «Синяя звезда»
Цели:
Выявить знания учащимися сюжета сказки.
2. Формировать умения характеризовать героя на основе его взаимоотношения с другими персонажами.
3. Подвести учащихся к этическому выводу: судить человека не по внешнему виду, а по душевным качествам.
Нравственная тема: доброта, любовь, забота, внимание к окружающим, мудрость.
Проблемный вопрос: Что важнее для человека: доброта или красота?
Ход урока.
1.Введение в урок – чтение эпиграфа.
Доброе утро. Рада видеть вас. Сегодня нам предстоит снова встретиться с героями произведения Александра Ивановича Куприна «Синяя звезда».
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова
Что в человеке красота?
Что если нет в душе добра.
Что за добро, где нет тепла,
Любви, заботы, щедрости и чести?
Как безобразна красота с её душой
Задумайтесь и взвесьте……
-Кто догадался, какие цели мы поставим на урок? (слайд№3)
II. Литературная разминка.
1. Кто написал сказку "Синяя звезда"?
2. Как звали первого короля нового государства?
3. Как назвали свою страну жители? Почему?
4.Чему научил король эрнотерранов?
5. Сколько лет прошло с правления Эрна I до XXII?
6. Какие предметы сохранились от Эрна I?
7. Чем отличались друг от друга Эрн I и Эрн XXII?
8. На кого была похожа принцесса Эрна XXII ?
9. Что было уничтожено в королевстве после её рождения?
10. Сколько лет было принцессе, когда она узнала о своём уродстве?
III. Составление "устной" картины Эрнотерры.( Слайд№4)
1. Где находится эта страна?
2. Чем занимались эрнотерраны?
3. Какие законы установил Эрн Великий?
4. Как зажила страна под мудрой властью короля?
5. Какие были люди в этой стране?
ВЫВОД: В Эрнотерре не было ни войн, ни преступлений. Люди - трудолюбивые, добрые, мирные.
- Как озаглавим 1 часть. Эрн Великий.
- Найдите в 1 части описание Эрна Великого.
IV. Перейдем ко 2 части.
- Сколько лет спустя идет описание жизни Эрнотерры? 1000лет
- Чем отличается потомок Эрн 23 от Эрна Великого?
- Расскажите о семье Эрна 23.
- Найдите во 2 части его описание, зачитайте.
- Составим портрет принцессы Эрны.
Найти описание Эрны в сказке.
- Духовные качества Эрны: в 3 годика, зачитайте.
3 годика: доброта, терпение, кротость, внимание к окружающим, любовь к людям и животным, точный ум, приветливость?
-Как озаглавим 2 часть? Рождение Эрны.
ВЫВОД: Душевных качеств в ней больше, чем внешней красоты.
V. Физминутка.
VI. Переходим к 3и 4 частям, смотрим стр.44, зачитайте, куда отправилась Эрна?
- Что нашла в ларце?
-Какой семейный секрет узнала от кормилицы?
-Почему родители скрывали?
-Как озаглавим 3 часть? Эрна и осколок зеркала.
Прочитайте начало 4 части.
-Что произошло дальше?
-Как озаглавим 3 часть? Спасение путника
VII. Продолжим историю. Сначала разберем трудные слова (слайд №5)
Чтение текста по абзацу. Оценки.
-Кем оказался путник?
- Какое предсказание Нострадамуса сбылось?
-Как Шарль называл Эрну?
Как озаглавим 5 часть? Помолвка
- Читаем 6 часть.
- Какую тайну открыл Шарль?
Чем похожи герои рассказа- Эрн, Эрна, Шарль?
Решение проблемного вопроса: Что важнее для человека: ДОБРОТА или КРАСОТА?
ВЫВОД: Судить человека надо не по красоте, а по уму, доброте.
Поразмышляйте и напишите ответы на вопросы
вопросы | ответы |
1.Чему научило это произведение? 2.Кто из героев понравился? Почему? 3.Какие качества характера ты хотел(а) бы вырабатывать у себя. | |
.Подведение итогов урока.
-Какими вы должны быть, чтобы вас любили родители, учителя, одноклассники?
Если вам захочется сказать что-то о внешности человека, вспомните наш урок.
VIII. Домашнее задание: перечитайте рассказ, в р.т. стр.30, задание 5.