Урок литературного чтения в 3 классе.
(по учебнику В.Ю.Свиридовой – система Л.В.Занкова)
Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Родник»
Цель: Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Обучение анализу лирического произведения
Задачи:
1. Знакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения
2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.
3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные( формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.)
Познавательные (применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);
Личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);
Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки со словами-синонимами, лист самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Релаксация.
У.: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.
- Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.
Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока литературного чтения.
II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха
- У.: Разгадайте ребусы и определите тему урока (тема , урок, стихотворение, родник).
- У.: -Кто определил тему нашего урока чтения?
( Мы сегодня будем говорить о природе нашей родины).
-Природа нашей родины очень красива и разнообразна. Иностранные туристы, посещая нашу Бурятию, удивляются нетронутой красоте, сравнивают со Швейцарией.
-Сейчас я вам предлагаю прочитать речевую разминку и постараться понять в каком уголке нашей природы мы сегодня побываем?
Речевая разминка (чистоговорка).
Ро-ро-ро- наступило утро.
Ет-ет-ет- встречаем мы рассвет.
Уш-уш-уш- мы попали в глушь.
Ик-ик-ик- нам встретился родник.
- У.: -Как вы считаете, где мы сегодня побываем?
( В чаще леса или в лесной глуши)
- У.: - Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.
III Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи
- Нам сегодня предстоит познакомиться со стихотворением И.Бунина «Родник». Научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, и даже может быть извлечь какой-то урок, побываем в роли исследователей, исследуем образ, о котором мы узнаем в нашем произведении. Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей
Определим цели нашего урока.
Познакомиться | с новым стихотворением |
Развивать | речь, мышление, выразительное чтение |
Воспитывать | в себе любовь к природе |
Рассказ о писателе. ( Презентация учащихся)
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 г. в г. Воронеже. А свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, - скорее всего он вспоминал своё детство.
. Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала 20 века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.
В 1920 году Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже, в 1953г.
За каждым из его произведений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Родник».
-Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
IV. Исследование – анализ стихотворения И.А.Бунина «Родник»
-Как понимаете значение слова родник? (По словарю: РОДНИК, - Водный источник, текущий из глубины земли, ключ)
- Послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.
1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка)
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
(Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)
- Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)
- Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)
-Как образуется родник? - Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается глубоко в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется...? (Родник)
- Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.
- Какой корень в слове родник? (род )
Почему у места выхода ручья из земли такое название?
(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка).
Как можно по-другому назвать родник?
Подберите синонимы. (Ключ, источник.)
- Почему назвали это место ключом, источником?
(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)
- В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ?(переносном)
(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
2. Самостоятельное чтение учащимися.
3. Анализ стихотворения.
- Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?
-Проговорите эти слова.
- В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? [к, ч, с, т] - глухие звуки.)
- А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] - звонкие звуки.)
- В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)
- Какой звук в этом слове громче остальных? [р]
- Что он напоминает? (Журчание воды.)
- Найдите в стихотворении место, где мы видим, как бежит вода в роднике. - Зачитайте вслух. (2-я строфа)
-Какие глаголы использует автор, чтобы показать движение воды в роднике?( кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами)
- Как же движется вода в роднике? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)
- Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.) (Лес нагорный)
- В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить? («В глуши лесной, в глуши зелёной…»)
- Как понимаете смысл слова глушь?
( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)
- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении? (2)
- Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью?
( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)
- Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?
- Что же увидел поэт в этой лесной глуши? («…бьёт родник…»)
- Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами.
Не написал же поэт бежит быстро родник.
У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.
- Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт?
( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)
Слайд 7 – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли
- Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?
- Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном?
( В переносном значении.)
- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.
(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)
- С чем ещё можно сравнить чистую воду? ( Со слезой, с зеркалом…)
- Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?
(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)
- Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?
(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)
Слайд 8 - А что такое голыши?
(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)
- С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)
- А что такое мозаика?
(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)
- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной? (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)
- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши
- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.
(С человеком: «…глядят, задумавшись…». )
– Какой литературный приём здесь использован? (олицетворение)
- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.
- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? [ш, с] (Глушь, лес, тенистой, сырой)
- Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)
- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)
- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)
- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])
- На что похож этот звук? (На журчание родника.)
- Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?
- Какие ещё звуки услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)
-Согласитесь ли вы с тем, что И.А.Бунина называют мастером звуков и красок?
- Итак, какова главная мысль стихотворения?
(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)
- Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.
V Обобщение и систематизация знаний.
Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.)
-Как построено это стихотворение? (Рифма опоясывающая или кольцевая)
-Докажите, что такой способ рифмовки придаёт звучанию стихотворения торжественность и значительность.
- Какую строфу будете читать громче, чётче?
(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)
- Каким голосом будете читать первую и третью строфы?
(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)
- Карандашом отметьте паузы. – Прочитаем хором.
Подготовка к выразительному чтению – работа в парах.
- Читает дуэт … (2 ученика).
- Кто желает один прочитать стихотворение у доски?
VI Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
- О творчестве какого писателе говорили?
- Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)
-Чему можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»? (Видеть красоту природы.. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг. Любить свою родину.)
-Самооценка «Светофор» - ученики работают с листом самооценки.
-Слушание «Живи, родник, живи»
7. Домашнее задание по выбору:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Сделать рисунок к стихотворению.
3. Синквейн «Родник»