СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе. (по учебнику В.Ю.Свиридовой). Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Родник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Родник»

Цель: Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Обучение анализу лирического произведения

Задачи:

1. Знакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения

2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. (по учебнику В.Ю.Свиридовой). Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Родник»»

Урок литературного чтения в 3 классе.

(по учебнику В.Ю.Свиридовой – система Л.В.Занкова)

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Родник»

Цель: Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Обучение анализу лирического произведения

Задачи:

1. Знакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения

2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.


Универсальные учебные действия:

Коммуникативные( формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.)

Познавательные (применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);

Личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.


Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки со словами-синонимами, лист самооценки.









Ход урока:

I. Организационный момент.

- У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Релаксация.
У.: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.


- Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.

Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока литературного чтения.

II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

- У.: Разгадайте ребусы и определите тему урока (тема , урок, стихотворение, родник).

- У.: -Кто определил тему нашего урока чтения?

( Мы сегодня будем говорить о природе нашей родины).

-Природа нашей родины очень красива и разнообразна. Иностранные туристы, посещая нашу Бурятию, удивляются нетронутой красоте, сравнивают со Швейцарией.


-Сейчас я вам предлагаю прочитать речевую разминку и постараться понять в каком уголке нашей природы мы сегодня побываем?

Речевая разминка (чистоговорка). 

Ро-ро-ро- наступило утро.

Ет-ет-ет- встречаем мы рассвет.

Уш-уш-уш- мы попали в глушь.

Ик-ик-ик- нам встретился родник.

- У.: -Как вы считаете, где мы сегодня побываем?

( В чаще леса или в лесной глуши)

- У.: - Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

III Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи



- Нам сегодня предстоит познакомиться со стихотворением И.Бунина «Родник». Научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, и даже может быть извлечь какой-то урок, побываем в роли исследователей, исследуем образ, о котором мы узнаем в нашем произведении. Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей

Определим цели нашего урока.

Познакомиться

с новым стихотворением

Развивать

речь, мышление, выразительное чтение

Воспитывать

в себе любовь к природе



Рассказ о писателе. ( Презентация учащихся)

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 г. в г. Воронеже. А свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, - скорее всего он вспоминал своё детство.

. Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала 20 века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.

В 1920 году Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже, в 1953г.

За каждым из его произведений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Родник».





-Физкультминутка.

 Мы немножко отдохнём,

 Встанем, глубоко вдохнём,

 Руки в стороны, вперёд.

  Мы на пляже, солнце жжёт.

  Побежим скорее в реку,

  Окунёмся, поплывём.

  Ах, какая благодать!

   Но и меру надо знать.

IVИсследование – анализ стихотворения И.А.Бунина «Родник»

-Как понимаете значение слова родник? (По словарю: РОДНИК, - Водный источник, текущий из глубины земли, ключ)

- Послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.

1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

(Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

- Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

- Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)



-Как образуется родник? - Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается глубоко в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется...? (Родник)





- Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

- Какой корень в слове родник? (род )

Почему у места выхода ручья из земли такое название?

(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка).

Как можно по-другому назвать родник?

Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

- Почему назвали это место ключом, источником?

(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

- В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ?(переносном)

(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

Прочитайте стихотворение самостоятельно.



2. Самостоятельное чтение учащимися.

3. Анализ стихотворения.



- Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?

-Проговорите эти слова.

- В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? [к, ч, с, т] - глухие звуки.)

- А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] - звонкие звуки.)

- В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)

- Какой звук в этом слове громче остальных? [р]

- Что он напоминает? (Журчание воды.)

- Найдите в стихотворении место, где мы видим, как бежит вода в роднике. - Зачитайте вслух. (2-я строфа)

-Какие глаголы использует автор, чтобы показать движение воды в роднике?( кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами)

- Как же движется вода в роднике? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

- Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.) (Лес нагорный)

- В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить? («В глуши лесной, в глуши зелёной…»)

- Как понимаете смысл слова глушь?

( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении? (2)

- Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью?

( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

- Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

- Что же увидел поэт в этой лесной глуши? («…бьёт родник…»)

- Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами.

Не написал же поэт бежит быстро родник.

У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт?

( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

Слайд 7 – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли

- Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?

- Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном?

( В переносном значении.)

- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.

(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

- С чем ещё можно сравнить чистую воду? ( Со слезой, с зеркалом…)

- Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?

(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

- Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?

(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

Слайд 8 - А что такое голыши?

(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

- С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)

- А что такое мозаика?

(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)

- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной? (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)



- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши

- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.

(С человеком: «…глядят, задумавшись…». )

– Какой литературный приём здесь использован? (олицетворение)



- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.



- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? [ш, с] (Глушь, лес, тенистой, сырой)

- Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)

- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

- На что похож этот звук? (На журчание родника.)



- Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

- Какие ещё звуки услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

-Согласитесь ли вы с тем, что И.А.Бунина называют мастером звуков и красок?

- Итак, какова главная мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

- Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.



V Обобщение и систематизация знаний.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.)

-Как построено это стихотворение? (Рифма опоясывающая или кольцевая)

-Докажите, что такой способ рифмовки придаёт звучанию стихотворения торжественность и значительность.



- Какую строфу будете читать громче, чётче?

(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

- Каким голосом будете читать первую и третью строфы?

(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

- Карандашом отметьте паузы. – Прочитаем хором.

Подготовка к выразительному чтению – работа в парах.

- Читает дуэт … (2 ученика).

- Кто желает один прочитать стихотворение у доски?



VI Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности



- О творчестве какого писателе говорили?

- Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)



-Чему можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»? (Видеть красоту природы.. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг. Любить свою родину.)



-Самооценка «Светофор» - ученики работают с листом самооценки.

-Слушание «Живи, родник, живи»



7. Домашнее задание по выбору:

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Сделать рисунок к стихотворению.

3. Синквейн «Родник»














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!