СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. В.Ю.Драгунский "Главные реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе "Главные реки" В.Ю.Драгунский УМК  "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. В.Ю.Драгунский "Главные реки"»

Урок литературного чтения в 4 классе «Главные реки» В.Ю.Драгунский УМК «Школа России»

Тема: В. Ю. Драгунского  « Главные реки».

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»; развивать у детей чувство юмора; развитие навыков быстрого, правильного и осознанного чтения; учить проникать в глубину замысла автора, работать над развитием речи, вызывать интерес к чтению.

Задачи:

расширить знания учащихся о Викторе Драгунском и его литературной деятельности.

раскрыть нравственный смысл произведения;

совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

продолжать формировать умение самостоятельно добывать новые знания;

воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности;
учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
развивать читательский интерес.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

УУД:

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.



Ход урока

I. Организационный момент.

1. Биография В.Ю.Драгунского.


Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз.

Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале делать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

А ещё надо было придумывать веселые куплеты, песни, монологи, клоунады, с которыми он выходил на арену цирка.

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.


Работа с текстами - подсказками.

Тексты будем мы ……. (читать,)
Информацию из текста …….(извлекать.)
Точку зрения…….(высказывать,)
На вопросы …….(отвечать,)

Новое для себя…….(узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …….(развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Дзрзаззгузнсзкзизйз

-Назвать фамилию писателя, убрав повторяющиеся буквы

2. Речевая разминка (текст напзечатан на карточках).
Причина

«Причина», - какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

 Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
 С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина - то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
 Не ищите причины!
  ( В.Викторов)

• Чтение по заданию (жужжащим чтением, по цепочке, с ускорением, в парах)

2. Подготовка к восприятию текста.

- Во время речевой разминки вы прочитали стихотворение «Причина».

- Как вы поняли его смысл? (нельзя искать причину, если ты забыл, поленился выучить уроки).

III. Работа над текстом.

1 Словарная работа 
- Прочитайте слова, которые вам встретились в тексте. Подберите к ним синонимы, сразу будем проверять правильно ли вы подобрали близкие по значению слова.
Прыть – быстрота, подвижность
Позор - бесчестье, стыд и срамота ( и срам) – позорище
Ловко - проворно, юрко, вертко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить- поставить, ударить

2. Прослушивание аудиозаписи рассказа «Главные реки». В.Ю.Драгунский

3. Вопросы на восприятие текста:

- От чьего имени ведётся рассказ? (от имени Дениса Кораблёва)

- Где происходит событие, рассказанное Дениской? (в школе, на уроке)

- Почему Дениска оказался в такой нелепой ситуации? (Он так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Денис думать перестал про какие-то там уроки.)

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент? (Мне было стыдно, что я не выполнил задание).

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? (делает вид, что не услышал вопроса).

- Помогают ли герою подсказки друзей? ( Нет).

- Вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему? (Потому что Денис неправильно назвал реку Америки).

4. Работа в группах.

- Каждой группе нужно придумать 1 вопрос по содержанию и задать другим.
1 группа - Сколько лет было Дениске? (8 лет).
2 группа - Чем занимался Дениска весь день? (запускал во дворе змея в космос)
3группа - отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска? (Некрасова)
IV. Работа с фразеологизмами.

- Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов

1 группа: ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ - (забыл).

2 группа: ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР - (одеваться очень быстро).

3 группа: СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ - (долго смеяться, хохотать).

V. Физминутка

VI. Работа с пословицами.

Слова из пословиц на карточках.

- Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.

1 группа: ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.

2 группа: СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!

3 группа: ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.

Проверка.

- Объясните смысл пословиц (Сначала нужно сделать дела, а потом гулять, играть).

- Можно этими пословицами определить главную мысль произведения? (Да).

- Почему? (Потому что Дениска вместо того, чтобы сначала сделать уроки пускал змея).

- А как автор относится к своему герою? ( Денис ему нравится).

- Высмеивает ли он поведение мальчика? (Он его и осуждает, и сочувствует ему).

- Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский? (В неумении сосредоточиться на чём-то важном. Например, на выполнении домашнего задания).

- Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.

- Их цель - показать читателям недостатки в их поведении, разговоре, отношении к своим обязанностям.

VII. Работа над текстом (продолжение)

1. Работа с интерактивной доской. Игра «Молчанка»

1 вопрос. Реки, какой страны должен был выучить Дениска? (Америка)

2 вопрос. Кто по профессии Раиса Ивановна? (Учительница)

3 вопрос. О людях, какой профессии говорится в тексте? (О пожарниках)

(Все ответы ученик показывает при помощи доски).

- Какие моменты, по-вашему, являются самыми смешными? (Когда Денис неправильно сказал название реки). Учитель. Почему рассказы Виктора Юзефовича Драгунского не стареют и всё так же интересны?

Ученик. В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Ученик. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Ученик. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Учитель. Совершенно верно. Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

Ученик. Много нового узнали про писателя.

Учитель. Что вспомнили?

Ученик. Другие его произведения.

Биография В.Ю.Драгунского (Презентация «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского)

Учитель. Почему же Драгунский стал именно детским писателем?

Ученик. Он хотел рассказать детям о них самих.

Учитель. Вы читали книги Виктора Драгунского?


- В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)

- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили

(«Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? (не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)

– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека! (Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать (пол лета читал), хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)


2. Чтение произведения.

1) Продолжение чтения рассказа учеником.

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? Ответьте словами из текста.

(Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости).

- Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? (Думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит).

- Почему так считаете? (Потому что этот урок он запомнит на всю жизнь).

- А как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор? (Над тем, что надо всегда учить уроки).

3. Расшифруй пословицу.

- У каждой группы на столе конверт с заданием. Надо узнать, что там написано.


Н

Е

З

Н

О

Я

Е

Н

Н

Д

Н

С

С

О

А

Ы

Е

Ь

Т

Н

Т

Т

У

Т

Ы

Д

Ь

С

Ч

И


Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- К кому из героев произведения вы бы отнесли эту пословицу? (К Денису Кораблёву)

- А к себе вы можете отнести эти слова? (Да. Потому что иногда тоже забываем сделать уроки).

4. Книга «Денискины рассказы» (Слайд 7)

- Ребята, рассказ «Главные реки» В. Драгунского вошёл в книгу «Денискины рассказы», которой исполнилось в этом году 55 лет. Об этой книге вам расскажет ваш одноклассник.

Сборник под таким названием появился в 1959 году. Все рассказы писателя объединены одним героем – мальчиком Дениской, с которым происходят весёлые и необыкновенные истории. Эти истории были неисчерпаемы. И многие думали, что писатель берёт сюжеты из жизни своего сына Дениса. Это не совсем верно: у писателя был большой запас творческой фантазии.

Я рекомендую вам всем прочитать эту книгу.

VIII. Рефлексия

- Что нового узнали? ( Виктор Драгунский работал рыжим клоуном в цирке)

- Над содержанием какого рассказа мы работали? («Главные реки» Виктора Драгунского).

- Чему вы учились на уроке? (Определять главную мысль рассказа. Работать с фразеологизмами. Составлять пословицы, объяснять их значение).

-Какой вывод вы сделали для себя? (Всегда делать уроки).

IX. Оценка деятельности детей.

- я узнал(а) на уроке …..

-мне было (не) интересно ……

- я хотел(а) бы узнать ………

X. Домашнее задание: Выразительное чтение текста по ролям. Прочитать книгу «Денискины рассказы











Н

Е

З

Н

О

Я

Е

Н

Н

Д

Н

С

С

О

А

Ы

Е

Ь

Т

Н

Т

Т

У

Т

Ы

Д

Ь

С

Ч

И




Н

Е

З

Н

О

Я

Е

Н

Н

Д

Н

С

С

О

А

Ы

Е

Ь

Т

Н

Т

Т

У

Т

Ы

Д

Ь

С

Ч

И





Н

Е

З

Н

О

Я

Е

Н

Н

Д

Н

С

С

О

А

Ы

Е

Ь

Т

Н

Т

Т

У

Т

Ы

Д

Ь

С

Ч

И

Словарная работа 
- Прочитайте слова, которые вам встретились в тексте. Подберите к ним синонимы, сразу будем проверять правильно ли вы подобрали близкие по значению слова.
Прыть – быстрота, подвижность
Позор - бесчестье, стыд и срамота ( и срам) – позорище
Ловко - проворно, юрко, вертко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить- поставить, ударить

Викторина «Внимательный читатель» (слайд)

  1. Что пытались приготовить на обед Дениска с папой? «Куриный бульон»

  2. Сколько лет Дениска собирался провести под кроватью? «Двадцать лет под кроватью».

  3. Фамилия Дениски? Кораблёв.

  4. Фамилия Мишки? Слонов.

  5. Стихотворение какого поэта не выучил Дениска? Некрасов. «Главные реки»

  6. Название реки, которое не выучил Дениска. Миссисипи. «Главные реки»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!