II. Актуализация знаний. -проверка домашнего задания; -постановка темы урока, определение цели урока. | -Вспомните, какой раздел мы изучаем? -Назовите писателя и произведение, с которыми вы познакомились на прошлом уроке. -Дома вы рисовали иллюстрации к прочитанному произведению. (Слайд 1) -Сегодня мы продолжим работать с произведениями Э. Успенского. -Какую цель мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке? (Слайд 2) -Сегодня мы перечитаем рассказ, разделим его на части и составим план. -Как вы думаете, для чего нужно уметь составлять план произведения? -А еще мы будем учиться анализировать поступки героев, понимать юмор в произведении. | -Мы изучаем раздел «И в шутку и всерьез». -Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского «Чебурашка». Организовать выставку рисунков. Автор рисунка читает отрывок, который он проиллюстрировал. Высказывают предположения. -План помогает пересказать произведение. | Формулируют познавательную цель (метапредметное познавательное УУД). |
III. Работа по теме урока. | -У вас на партах лежат конверты с карточками, на которых написаны вопросы. Расположите эти вопросы по порядку, чтобы по ним можно было определить последовательность событий прочитанного вами произведения. Для выполнения этого задания вам нужно будет работать в паре. Давайте вспомним правила работы в парах (слайд 3). -Итак, на выполнение задания я даю вам 2 минуты. -Давайте проверим, что у вас получилось. -У кого по-другому? -Правильный ответ на слайде. Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. Вы молодцы, внимательно прочитали и запомнили сказку. -Ребята, эти вопросы помогут нам разделить сказку на части. -Подумайте и постарайтесь определить первую часть сказки. -Скажите, как можно озаглавить эту часть? Назовите главную мысль этого отрывка. Аналогично проводится работа с каждой частью произведения. Примерный план (слайд 5) 1. Зверек, которого сначала никак не звали. 2. Апельсиновый завтрак. 3. Далекое путешествие. 4. Его зовут Чебурашка! 5. Чебурашку в зоопарк не приняли. 6. Работа в магазине уцененных товаров. 7. Дом для Чебурашки. -Кто может, используя составленный нами план, пересказать сказку? | Работа в парах. Порядок вопросов (слайд 4) 1. Где жил Чебурашка? 2. Было ли у Чебурашки имя? 3. Как Чебурашка попал в ящик с апельсинами? 4. Как Чебурашка совершил дальнее плавание? 5. Почему Чебурашке дали такое странное имя? 6. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? 7. Где остался работать Чебурашка? 8. В каком доме поселился Чебурашка? Одна пара зачитывает свой вариант, остальные проверяют. Сверяют с образцом. Высказывают предположения, чем заканчивается первая часть сказки. Один ребенок читает текст первой части. Высказывают варианты заголовка, выбирают лучший. Пересказывают текст. | Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (метапредметное коммуникативное УУД). Восстанавливают последовательность событий по вопросам (предметное УУД). Слушают и понимают собеседника, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД). Осуществляют анализ с выделением существенных и несущественных признаков (метапредметное познавательное УУД). Участвуют в диалоге; слушают и понимают собеседника, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД). |
-речевая разминка. | Слайд 6. -Прочитайте стихотворение. Тарарам Говорят, что по утрам В нашем доме – тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Все вверх дном перевернули – Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду, Но опять сказали нам: - Эй, друзья, прибрать бы надо, В вашем доме – тарарам. Л. Кондрашенко -Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. -Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. -Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. -Прочитайте выразительно (слайд 7). -Как вы понимаете слово «тарарам»? -какими словами можно заменить выражение «устроить тарарам»? Выберите нужное (слайд 8). -Устроить беспорядок, организовать уборку, перевернуть вверх дном, навести порядок, поднять пыль столбом, навести чистоту, привести в порядок. Э. Успенский создал не только произведения о Чебурашке. Он автор замечательных стихов. С одним из них мы сегодня познакомимся. - На с. 142 прочитайте название стихотворения. -Что вы можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию на с. 143, она вам поможет. -Давайте прочитаем стихотворение и проверим, верны ли ваши предположения. Чтение стихотворения учителем. Если был бы я девчонкой - Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: "Молодчина ты, сынок!" -О чем это стихотворение? -Расскажите о мальчике, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде (слайд 9). Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый. -Почему герой стихотворения мечтает стать девчонкой? -Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье? -Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? -Что из того, о чем мечтал мальчик, он может сделать? -Прочитайте стихотворение выразительно. -Составьте рассказ о том, как вы помогаете маме. | Выполняют задания хором. Читает один ученик. Высказывают предположения. «Если был бы я девчонкой…» Высказывают предположения. -Стихотворение о том, что мальчик не любит помогать маме по дому. Он представил, что если бы был девчонкой, то не терял бы время и делал всю домашнюю работу. Герой стихотворения мечтает стать девчонкой, чтобы делать всю домашнюю работу: стирать, подметать, мыть полы и посуду, чистить картошку, наводить порядок в комнате, чтобы мама сказала: «Молодчина ты, сынок!» -Это стихотворение радостное и веселое. -Автор в юмористической форме рассказал о мальчике, который мечтал стать девочкой, чтобы помочь маме делать домашнюю работу, чтобы мама его похвалила, но чтобы выполнить всю эту работу, необязательно быть девочкой. Мальчик ленивый и хитрый, он ищет оправдание своей лени, но делает это весело, с юмором. Рассказы детей. | Читают вслух с постепенным увеличением темпа чтения переходом на чтение про себя (предметное УУД). Высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД). Анализируют заголовок произведения (предметное УУД). Характеризуют поступки героев произведения (предметное УУД). Понимают юмор в произведении (предметное УУД). Сравнивают поступки героев со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев (личностное УУД). |
V. Рефлексия, подведение итогов. -домашнее задание; | -Чьи произведения мы читали на уроке? -Какую цель мы ставили на урок? -Достигли ли мы ее? -Выберите и продолжите любое предложение (слайд 10). Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… -Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения. -Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен. | -Мы читали произведения Э. Успенского. -Мы составили план сказки «Чебурашка», анализировали поступки героя стихотворения, учились понимать юмор. | Удерживают познавательную цель (метапредметное познавательное УУД). Оценка своей работы по заданным параметрам (метапредметное регулятивное УУД). |