24.10 Тема: Звуки [б], [б’], [в],[в’], буквы Бб, Вв. Роль фонемы в образовании слов.
Цель: познакомить со звуками Б, В и буквами, которые они обозначают
Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки.
- Ребята, назовите буквы, которые написаны на доске.
На доске:
а Л Р у о Ы и э м Н й
- Что вы можете сказать об этих буквах? (Они обозначают гласные и согласные звуки)
– Их можно разделить на две группы:
группа 1 – буквы, которые обозначают гласные звуки;
группа 2 – буквы, которые обозначают согласные звуки; большие и маленькие буквы;
-Найдите особенные буквы.
- Ы-буква написана неправильно, в русском языке нет слов, которые начинаются на букву ы, поэтому нет большой буквы)
– Письменная буква и - особенная буква, потому что она подарила свои элементы многим буквам; из этих букв можно составить слоги и слова.
- Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки.
(Буквы гласных звуков а, у, о, э, и. Буквы согласных звуков л, р, м, н, й)
- А теперь составьте слова из букв второй группы. (Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных)
- А как можно выполнить это задание? (Если мы возьмем еще буквы из первой группы)
Дети составляют несколько слов устно.
- Отгадайте загадки:
1.У отца был мальчик странный.
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?.......(Буратино)
2. ... Кожа белая как снег,
Губки как кораллы.
Что она красивей всех,
Зеркальце сказало.
Гномам в доме помогала,
Но колдунья разузнала,
С ядом яблоко дала,
И принцесса умерла.
Только принца поцелуй
К жизни вновь её вернул. (Белоснежка)
-Кого мы видим на картинках?
- Это сказочные герои.
- Из каких сказок эти герои? (А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».)
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы встретились с этими героями?
- Что между ними общего? (Имена этих героев начинаются с буквы Б )
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке7( Знакомство с буквой Б и звуками , которые она обозначает.)
- Еще раз произнесите слово Буратино.
-Какой звук в начале слова? ([б])
-Произнесем звук несколько раз. Как проходит воздух при произнесении. Сделайте вывод.
Вывод: этот звук согласный, звонкий, твердый.
- Составьте звуковую схему слова Буратино.
Проверка у доски. -Считаем, сколько звуков? -Почему первая клетка большая? -Обозначаем гласные звуки. – Обозначаем согласные звуки (твердость, мягкость). - Обозначаем звонкость согласных звуков. – Делим на слоги. - Ставим ударение. - Обозначаем звуки буквами.
Работа у доски в парах.
Самопроверка.
- Кто сам составил схему правильно? Молодцы! Улыбнитесь своей работе.
- А сейчас мы составим коллективный рассказ, о том, как выглядит Буратино. Употребите как можно больше слов со звуком [б]. При этом вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук [б] (Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и большой нос.
На голове у него бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него темные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.)
- А теперь произнесите слово Белоснежка.
-Какой звук вы слышите в начале слова? ([б].) (под картинкой появляется зеленый квадратик)
- Произнесите звук [б] еще раз и дайте ему характеристику.
(Этот звук согласный, звонкий, мягкий.)
-Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Почему букв две?
- Какую букву мы используем для написания слов Буратино и Белоснежка? Почему?
- Напечатайте эти буквы в блокноте.
- На что похожа эта буква?
Буква Б с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком. (Читаем хором.)
-Буква Б хочет подружиться с гласными буквами. Поможем ей?
(1 ряд букв: а, о, э, у, ы. 2 ряд: и. )
- Прочитаем слоги. Почему букву И я записала отдельно? (она обозначает мягкость согласного звука.)
- Ребята, Белоснежка хочет вам рассказать, чем она занимается в доме у семи гномов.
Я люблю варить, вязать, вышивать. выметать сор, выдумывать веселые истории, вальсировать, выручать, иногда немножко ворчать, восхищаться.
-Что заметили? (Слова-действия начинаются со звуков [в], [в’])
- А какой буквой мы обозначим эти звуки?
- Найдите эту букву в классе.
-Дайте характеристику звукам, которые обозначаются буквой в.
- Напечатайте эту букву в блокноте.
Игра «Камень – вата».
-Называю слово с твердым [в], встает команда «камня» - мальчики. Называю слово с мягким [в’], встает команда «ваты» - девочки.
- Вилка, варежки, веник, волк, вьюга. ворона, вареник, ведро, воробей, ловить, фара.
Азбука с. 39
-Прочитайте слова. Какими буквами отличается каждое следующее слово от предыдущего?
-Какими буквами?
- На какие группы можно разделить эти слова? (обозначают предметы – имена существительные, обозначают действия предметов – глаголы).
IV. Итог урока.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
Что нового узнали? Что можете сказать о звуках, которые обозначаются буквами Б,б и В,в
Резерв.
- Откройте самый последний разворот “Азбуки” и найдите эти буквы. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Б? После буквы В? (Перед буквой Б в алфавите стоит буква А, а после буквы В – буква Г)
- Прочитайте первые две строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, читайте наизусть. Откройте форзац. Найдите буквы Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б. (Бабушка, колобок)
- Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути?