СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного слушания в 3 классе «Стихи для детей». Творчество А. Л. Барто

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с некоторыми эпизодами из ее жизни;
  • формировать умение определять содержание книги по внешним элементам;
  • формировать умение пользоваться элементами книги для получения информации о ней;
  • формировать умение ориентироваться в книгах одного автора, используя освоенные закономерности автор → жанр, автор → тема;
  • умение записать основные данные о книге на библиографическую карточку.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного слушания в 3 классе»

Урок литературного слушания в 3 классе «Стихи для детей». Творчество А. Л. Барто

Цели:

  • расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с некоторыми эпизодами из ее жизни;

  • формировать умение определять содержание книги по внешним элементам;

  • формировать умение пользоваться элементами книги для получения информации о ней;

  • формировать умение ориентироваться в книгах одного автора, используя освоенные закономерности автор → жанр, автор → тема;

  • умение записать основные данные о книге на библиографическую карточку.

Материал к уроку: портрет А.Л. Барто, выставка книг, стихотворение «Снегирь», аудиозапись стихов поэтессы.

Ход урока:

1.Вводная беседа.

Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.

Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином! ( Автобус)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет)

Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус или самолет, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)

2.Работа с книжной выставкой.

Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

В ней поселились мудрецы

В застекленные дворцы.

В тишине наедине

Они откроят тайны мне.

Учитель. Сейчас мы отправимся в путешествие в библиотеку.



Выясняется значение слова «библиотека». В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.

Учитель.

- Чем похожи все эти книги? (сборники стихов одного автора)

- В какой книге встретили рассказ об авторе? Что узнали?

-В какой книге собран цикл стихотворений? О ком эти стихи?

- Какие книги вам понравились? Почему?

- Какую книгу вы захотели прочитать?

- К какой книге вы составили библиографическую карточку? Расскажите о ней.

- Что вы узнали об А. Л. Барто, о ее творчестве?

Дети. А.Л. Барто писала стихи для детей.

– А кто ещё писал стихи для детей?

Учитель. Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?

Рассматривание портрета писательницы.

Учитель. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова:“ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!” Как вы понимаете эти слова? Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.





Учитель. Перенесемся в другую библиотеку.

Дети имитируют передвижение.

Учитель. 1925 год. Библиотека балетной школы.

Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал , поблагодарил и с улыбкой сказал:

-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.

-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.

Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский ( в наше время – министр образования).

Прошло три года и в 1928 году на большом концерте Барто читала свое стихотворение «Снегирь».

3.Слушание стихотворений А. Л. Барто.

Учитель. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение из сборника стихов А. Л. Барто.

- Почему стихотворение так названо?

- Как вёл себя мальчик, для того, чтобы ему купили птицу?

- Как вы объясните последние слова мальчика?

Вторичное чтение вслух, логически законченными частями. Обсуждение прочитанного.

2 остановка. «Детский сад»

Учитель. Всего два года назад вы дошкольниками были и ходили…..(дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем тоже есть детский сад.

( Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)

Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?

(Учитель включает аудиозапись с циклом стихов «Игрушки» А. Л. Барто и предлагает детям послушать и, если есть желание, читать вместе с детьми, чье чтение записано на аудиокассету. После чтения учитель просит ребят вспомнить, когда они впервые услышали эти стихи, какие воспоминания связаны с ними, какое настроение они у них вызывают.)

Физкультминутка. Инсценировка отрывка из стихотворения «Веревочка»

4.Обсуждение прочитанного датьми.

3 остановка. «Школа».

Стоит дом,

Кто в него войдет -

Тот ум приобретет.

Дети отгадывают загадку.

(На доске появляется надпись «Школа».)

Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А. Л. Барто «В школу».)

Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

Учитель. А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

( Ученики читают наизусть стихотворения – «Любочка», «Сонечка», «Лялечка».)

Учитель. Как вы думаете, какие герои стихотворений нравятся Барто, а какие – нет? Почему?

Физкультминутка.

5.Викторина по книгам А. Л. Барто.

4 остановка «Переулок знатоков»

Учитель. Готовясь к сегодняшнему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много стихов А. Л. Барто. Приглашаю вас принять участие в конкурсе чтецов.

Дети читают понравившиеся стихи наизусть, объясняя, почему выбрали то или иное стихотворение.

Учитель. Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали и в роли слушателей, и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.

Учитель. Работать будем в группах по 6 человек. У каждой группы текст викторины.

Как зовут мальчика, героя стихотворения «Буква Р»?

Что потеряла девочка в театре (стихотворение «В театре)

О чем мечтает Маша в стихотворении «Первоклассница»? Кого было жалко Наташке в стихотворении «Не одна»?

Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли бензином?

Как звали девочку-ревушку?

Он – мальчик лет 8, ему бабушку купила пугач, но не отдала в руки.

Герой стихотворения «Мама или Я?»

Девочка, которая «тронь ее нечаянно, сразу «Караул!»

Как зовут мальчика, который выручил бабушек, стал старшим братом, у него похудела черепаха, он вытряс из Андрюшки хитрости.

«Устала болтать, помогите остановиться». От кого могла прийти такая телеграмма?

«Таблицу умножения выучил». От кого могла прийти такая телеграмма?

«Я не сижу на скамейке, а помогаю полоть сорняки, поливать растения». От кого могла прийти такая телеграмма.

5.Подведение итогов.

Учитель. Подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся в свой класс.

( Дети имитируют движение)

Учитель. Как называется страна, по которой мы путешествовали?

(Дети предлагают названия.)

Учитель. Что нового узнали?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!