СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ Ю.А.Яковлев «Полосатая палка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ Ю.А.Яковлев «Полосатая палка».

Цель:

— на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ Ю.А.Яковлев «Полосатая палка»»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Рассказа Ю.А.Яковлева «Полосатая палка»

«Полосатая палка».

Цель: — на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс» (автор Э. Э. Кац )

компьютер

мультимедийный проектор

интерактивная доска

карточки

модели героя (чёрная и белая)

Толковый словарь В. И.Даля.

Используемые технологии: работа в парах

педагогика сотрудничества

проблемное обучение ИКТ

Ход урока:


Содержание деятельности урока

Формируемые УУД

1.Эмоциональный настрой.

  Сегодня на уроке  много гостей, а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем друг другу мысленно удачи и   тихо  сядем за парты.

Я хочу, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательные и наблюдательные. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли.


2. Мотивация.

Слайд

Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

—Что главное, скажите в человеке?

—Конечно, разум— первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

— Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

—Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

— Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.


3.Краткая биографическая справка об авторе и его творчестве

— Кто автор этого произведения? Что вы знаете о нём?

Слайд

Юрий Яковлевич Яковлев. Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизни, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.

Слайд с произведения Ю.Яковлева


4. Сообщение темы и целей урока. Прогнозирование

—А сейчас я хочу зачитать обращение автора к читателям :

— Сегодня на уроке мы будем читать произведение Ю. Яковлева «Полосатая палка».

— По названию произведения мы можем предположить о чём оно? (Рассуждения учащихся)

Своё произведение автор закончил такими словами:

Слайд

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

-Что хочет он сказать этими словами?

Слайд

«Всё, что я пережил, - всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни» «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

— Чтобы понять духовный мир писателя, не достаточно просто прочитать его произведение, ведь литературное произведение можно сравнить с айсбергом: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая   скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Этому и будем учиться на уроке.

Какие цели мы поставим при изучении этого произведения? (Предположения учащихся)

— Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?


5. Работа над произведением. Словарная работа. Составление характеристики героя

1)Чтение учителем 1 части «Знакомство с Мишей»

—Каким автор представляет нам главного героя рассказа? Давайте охарактеризуем его.

Итак, при первом знакомстве мы видим:

наглого

равнодушного

грубого

безответственного мальчика

драчуна и задиру

Слайд

— Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой?

— Задумывался ли он над своими поступками?

— В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)

2) Характеристика чувств окружающих людей

Слайд

— Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

* возмущение* восхищение

* равнодушие* неловкость

* уважение* радость

* обиду* доброжелательность

* чувство бессилия* недовольство.

— Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? Почему? (……….)

Вывод: Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

3) Выбор «модели» героя

Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.

— Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

4) Наблюдение над эволюцией характера героя. Чтение частей учащимися

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

4.Мишка хочет исправить злое дело

5.Ещё есть надежда

— Какая главная мысль каждой части? О чём она? (…..)

— На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?

— Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим?

5) Работа над сюжетом и композицией произведения текста

План (композиция текста)

1. Знакомство с Мишей

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

4.Мишка хочет исправить злое дело

5.Ещё есть надежда

— События (сюжет) в жизни мальчика происходят в таком же порядке?

(Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.)

Отчего автор сознательно нарушает ход событий?

(Картина ожила в Мишкинах мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался о похищении палки.)

6) Чтение отрывка «Встреча с бабушкой» по ролям

— Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.

— На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? Почему?

Как на крючок

Цепкий крючок

Как крючья

— Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? (Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание)

Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой?

Свои суждения подтверждайте цитатами из текста. (Ответы детей)

(Вывод: Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа)

Физминутка

7) Продолжение наблюдения над эволюцией характера героя. Анализ чувств героя

— В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев характер героя раскрывает не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания.

В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?

Как вы её поняли?

(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).

-А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

(Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов- совершил благородный поступок.)

— Ю. Яковлев рассказал нам о том, какие изменения происходят с мальчиком. Почему же свой рассказ он назвал «Полосатая палка»?

— И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении отводит автор полосатой палке?

—Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.

Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.


Описание палки

Состояние мальчика

Белая гладкая


Стала обузой


Мешала


Неповоротливая, тяжелая



Обсуждение работы в группах.

— Что заметили?

-Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь сказать, почему автор дал такое название своему произведению?

Вывод: Автор посредством палки изобразил внутреннее состояние мальчика. Палка- его совесть. Его внутреннее состояние.

7. Работа над понятием «совесть».

Что такое совесть?

Как вы понимаете значение этого слова?

Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.

Слайд

Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.

Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.

(Толковый словарь В.И. Даля)

— А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» Зачитаем его.

Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою?

(Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям)

Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)

Какое нравственное начало ещё было живо в Мишке и пробудилось в самый ответственный момент? (В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)

— Сейчас я задам вам вопросы, а вы ответьте на них.

Всегда ли вы поступали по совести?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести?

Пытались ли вы исправить положение?

8) Работа с пословицами и поговорками

— Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу:

Слайд

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Стыд не дым, а глаза ест.

-Почему вы так решили?

9) Чтение стихотворения Яны Кузовлевой «Совесть»

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,

Нас порою обличает совесть.

Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось – ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она — бывает чистой;

А еще способна укорять;

И в делах раскаяться и в мыслях

(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим

Совесть, чтоб могли свой видеть путь:

Можно — жить по совести, а можно –

Навсегда дать совести уснуть.

10) Работа над главной мыслью рассказа.

— Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?

-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?

-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?

-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?

(С тех, с которых мы начали урок.)

Слайд

Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)

— Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)

— Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)

-Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю.

Это и будет вашим домашним заданием.



6. Итог урока.

Слайд

Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- совесть.

—Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?

(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)

— О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его?

Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы.

Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.

-Какие слова могли бы быть итогом нашей работы?

— Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет автора и раскрыли идею произведения.


7.Творческое задание. Слайд




.















Лист самооценки

Ф. И. учащегося_______________________________

Работа в группе

Парная работа

Чтение произведения

Ответы на вопросы

Самостоятельная

работа

Оценка

Оценка учителя












Лист самооценки

Ф. И. учащегося_______________________________

Работа в группе

Парная работа

Чтение произведения

Ответы на вопросы

Самостоятельная

работа

Оценка

Оценка учителя












Лист самооценки

Ф. И. учащегося_______________________________

Работа в группе

Парная работа

Чтение произведения

Ответы на вопросы

Самостоятельная

работа

Оценка

Оценка учителя












Ребята, выберите к каждому вопросу ответ:

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким /длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / не интересен

лёгким / трудным

Цели нашего урока

достигнуты /не достигнуты







Ребята, выберите к каждому вопросу ответ:

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким /длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / не интересен

лёгким / трудным

Цели нашего урока

достигнуты /не достигнуты













Какой герой? Он кто?

Что делает? Как себя ведёт?

































Описание палки

Состояние мальчика

















Описание палки

Состояние мальчика















Описание палки

Состояние мальчика











Описание палки

Состояние мальчика












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!