5. Работа над произведением. Словарная работа. Составление характеристики героя 1)Чтение учителем 1 части «Знакомство с Мишей» —Каким автор представляет нам главного героя рассказа? Давайте охарактеризуем его. Итак, при первом знакомстве мы видим: наглого равнодушного грубого безответственного мальчика драчуна и задиру Слайд — Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой? — Задумывался ли он над своими поступками? — В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось) 2) Характеристика чувств окружающих людей Слайд — Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов. * возмущение* восхищение * равнодушие* неловкость * уважение* радость * обиду* доброжелательность * чувство бессилия* недовольство. — Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? Почему? (……….) Вывод: Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно. 3) Выбор «модели» героя Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя. — Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей) Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними. 4) Наблюдение над эволюцией характера героя. Чтение частей учащимися 2.Встреча с бабушкой 3.Как Мишка отнял палку у слепого 4.Мишка хочет исправить злое дело 5.Ещё есть надежда — Какая главная мысль каждой части? О чём она? (…..) — На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим? — Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим? 5) Работа над сюжетом и композицией произведения текста План (композиция текста) 1. Знакомство с Мишей 2.Встреча с бабушкой 3.Как Мишка отнял палку у слепого 4.Мишка хочет исправить злое дело 5.Ещё есть надежда — События (сюжет) в жизни мальчика происходят в таком же порядке? (Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.) Отчего автор сознательно нарушает ход событий? (Картина ожила в Мишкинах мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался о похищении палки.) 6) Чтение отрывка «Встреча с бабушкой» по ролям — Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям. — На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? Почему? Как на крючок Цепкий крючок Как крючья — Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? (Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание) — Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой? Свои суждения подтверждайте цитатами из текста. (Ответы детей) (Вывод: Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа) Физминутка 7) Продолжение наблюдения над эволюцией характера героя. Анализ чувств героя — В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев характер героя раскрывает не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания. В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»? Как вы её поняли? (Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок). -А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой? (Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов- совершил благородный поступок.) — Ю. Яковлев рассказал нам о том, какие изменения происходят с мальчиком. Почему же свой рассказ он назвал «Полосатая палка»? — И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении отводит автор полосатой палке? —Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться. Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу. Описание палки | Состояние мальчика | Белая гладкая | | Стала обузой | | Мешала | | Неповоротливая, тяжелая | | Обсуждение работы в группах. — Что заметили? -Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь сказать, почему автор дал такое название своему произведению? Вывод: Автор посредством палки изобразил внутреннее состояние мальчика. Палка- его совесть. Его внутреннее состояние. 7. Работа над понятием «совесть». Что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово. Слайд Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы. Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла. (Толковый словарь В.И. Даля) — А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» Зачитаем его. Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою? (Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям) Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести) Какое нравственное начало ещё было живо в Мишке и пробудилось в самый ответственный момент? (В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.) — Сейчас я задам вам вопросы, а вы ответьте на них. Всегда ли вы поступали по совести? Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Пытались ли вы исправить положение? 8) Работа с пословицами и поговорками — Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу: Слайд Без совести и при большом уме не проживёшь. Нечистая совесть спать не даёт. Совесть без зубов, а загрызёт. Стыд не дым, а глаза ест. -Почему вы так решили? 9) Чтение стихотворения Яны Кузовлевой «Совесть» Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось – ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она — бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно — жить по совести, а можно – Навсегда дать совести уснуть. 10) Работа над главной мыслью рассказа. — Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть? -Значит ли, что светлая модель нашла своё место? -Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим? -Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль? (С тех, с которых мы начали урок.) Слайд —Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.) — Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки) — Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..) -Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю. Это и будет вашим домашним заданием. |