Урок литературы. 10 класс.
Тема: Роман «Обломов» в русской критике.
Цель: познакомиться с критическими статьями Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарева «Обломов»; проанализировать данную ими оценку вышеназванного романа; сопоставить статьи Писарева Д.И. и Добролюбова Н.А.; развивать навыки критического мышления; воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование урока:
портреты Писарева Д.И. и Добролюбова Н.А.; тексты критических статей; раздаточный материал; карточки для групповой работы.
Основные формы и методы урока:
самостоятельный анализ статей группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;
сообщения;
аналитическая беседа;
выразительное чтение.
Тип урока: освоение и применение новых знаний.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II.Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
Роман «Обломов» - вершина творчества И. А. Гончарова. Он стал эпохальным в истории национального самосознания: вскрыл и обнажил явления русской действительности.
Выход в свет романа породил бурю в критике. Самыми яркими выступлениями стали статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», А.В. Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова», Д.И. Писарева «Обломов». Несмотря на разногласия, они говорили о типичности образа Обломова, о таком общественном явлении, как обломовщина. Это явление выступает в романе на первый план. Считаем, что оно актуально и сегодня, поскольку в каждом из нас найдутся обломовские черты: лень, мечтательность, иногда боязнь перемен и другие. Прочитав роман, мы составили себе представление о главном герое. Но все ли мы заметили, не упустили ли чего-нибудь, или мы недооцениваем героев? Поэтому нам необходимо изучить критические статьи о романе И.А. Гончарова «Обломов». Наиболее интересны нам оценки, данные современниками И.А. Гончарова – Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщения подготовленных учащихся:
- об истории создания статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»;
- составленный план статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
2. Работа в тетрадях (учащиеся записывают план статьи).
3. Работа в группах (согласно составленному плану).
1 группа. Добролюбов в своей статье раскрывает особенности творческого метода Гончарова-художника. Гончаров, по мнению автора статьи «Что такое обломовщина?», прежде всего художник, умеющий выразить полноту явлений жизни.
2 группа. Добролюбов отмечает, что главный герой романа схож с героями других литературных произведений, образ его типичен и закономерен, но никогда еще так просто его не изображали, как это сделал Гончаров. Этот тип подметили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и другие, но только образ этот изменялся с течением времени.
3 группа. Выявляя закономерности, Добролюбов выводит понятие «обломовщины» - бездельничество, дармоедство и совершенная ненужность на свете, бесплодное стремление к деятельности, сознание героев, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего...»
4 группа. Всех героев романа Добролюбов оценивает с высоты общественно-политических взглядов, выясняя, кто из них мог бы заставить других людей стряхнуть с себя сонное состояние и повести людей за собой.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Слово учителя.
Роман «Обломов» в оценке Писарева Д. И.
Дмитрий Иванович Писарев, размышляя о том, каков истинный поэт, постепенно переходит к роману И.А. Гончарова «Обломов». По мнению Писарева, «истинный поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет понятна всякому времени». Истинный поэт выводит действительность из глубины собственного духа и влагает в живые, созданные им образы одушевляющую его мысль. Подчёркивая, что все сказанное об истинном поэте, характерно для автора романа «Обломов», Писарев Д.И. отмечает отличительные признаки его таланта: полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования.
Д.И. Писарев считает, что роман актуален в любую эпоху и потому принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение для русского общества. «Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами».
Критик дает подробную характеристику трем главным героям, объясняя, как и почему появились и развились в них те или иные качества.
2. Работа в группах. Составление цитатных характеристик героев романа по материалам статья Д.И.Писарева «Обломов»
1 группа. Цитатная характеристика Ильи Ильича Обломова.
2 группа. Цитатная характеристика Андрея Штольца.
3 группа. Цитатная характеристика Ольги Ильинской.
V. Закрепление материала урока.
1. Аналитическая беседа «Сопоставление двух точек зрения на роман «Обломов».
Вопросы:
- Как критики оценивали талант Гончарова?
- Каков Обломов по мнению Добролюбова?
- Каков Обломов по мнению Писарева?
- Кто из критиков дал определение «обломовщина»?
- Что пишут критики о других главных героях?
2. Составление таблицы «Общие и отличительные черты статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева»
Общие черты | Отличительные черты |
Оба литературных критика высоко оценивали талант Гончарова как художника, мастера слова, отметили полноту повествования, изящность и нравственность.
| Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» носит не только литературоведческий характер, но и общественно-политический. Писарев Д.И. выступает только как литературный критик, глубоко анализируя характеры главных героев. |
И Писарев, и Добролюбов раскрывают понятие «обломовщина» как апатичность, инертность, безволие и бездействие. Они проводят параллели с другими литературными произведениями. | Расходятся в оценке героев этих произведений: Добролюбов называет их «братьями - обломовцами», указывая на многие сходства, Писарев же разграничивает апатичность героев, выделяя два разных типа апатии – байронизм и обломовщину. |
Как и Добролюбов, Писарев отмечает красоту и привлекательность характера Ольги Ильинской, говорит о ее будущей общественно политической судьбе. | Разные подходы у критиков и к оценке главных героев. Добролюбов оценивает их с высоты общественно-политических взглядов, выясняя, кто из них мог бы заставить других людей стряхнуть с себя сонное состояние и повести людей за собой. Такие способности он видит в Ольге Ильинской. Довольно резко оценивает самого Обломова, видя в нем всего лишь одно положительное качество. Писарев дает глубокий анализ характеров трех главных героев, но Обломов, с его точки зрения, наделен большим количеством положительных качеств, хотя и жалок. |
VI. Итог урока.
«Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане…»
А.В.Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова».
VII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным?
- Что удалось лучше?
- Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке?
IX. Домашнее задание.
1. Подготовиться к написанию контрольного сочинения по темам:
«Теперь или никогда!»: Обломов и Штольц.
Роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов»
«Что сгубило тебя?... Нет имени этому злу…» Обломов и обломовщина.