СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 10 класс. Тема: Введение. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; подготовить учащихся к последующему восприятию изучаемых произведений в единстве с общественной жизнью России; развивать аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь; воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

«...Всякий, кто сознает себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет

ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 10 класс. Тема: Введение. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.»

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Введение. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.

Цель: дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; подготовить учащихся к последующему восприятию изучаемых произведений в единстве с общественной жизнью России; развивать аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь; воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.


Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

«...Всякий, кто сознает себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет

ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни»

М.Е. Салтыков-Щедрин

III. Работа над темой урока.

1. Выступления групп учащихся (домашнее задание).

1 группа.

Общественная жизнь России 60-х годов XIX века.

2 группа.

Своеобразие литературного процесса (определение «литературного процесса»).

3 группа.

Идейные споры 60-х годов XIX века.

4 группа.

Роль журналистов и литературной критики в общественной жизни.

IV. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Аналитическая беседа:

Назовите характерные черты общественной жизни России в 60-е годы XIX века.

В чём же заключалось своеобразие литературного процесса в России этого времени?

Какие роды литературы вы знаете?

Назовите соответствующие им жанры.

Вспомните материал вводного урока и назовите творческий метод, который стал господствующим в мировой литературе XIX века?

Дайте определение реалистического метода.

Вспомните наиболее характерные черты критического реализма.

На вводном уроке мы отмечали, что в истории литературы принято говорить о влиянии западноевропейского реализма на русский и наоборот.

Как происходил этот процесс?

В чём заключалось новаторство русской литературы этого периода по сравнению с западноевропейской?

В чём же заключалось новаторство русских писателей в 60-е годы XIX века?

2. Театрализованная постановка: «Как спорили друг с другом Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров» (заранее подготовленные учащиеся показывают театрализованную постановку).

3. Словарная работа.

Славянофилы (буквально: любящий славян).

Предлагали называть себя «туземники», «самобытники». Отдавая должное европейской культуре, вели речь не об отставании России, а об ее особенностях и преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.

Славянофильский журнал: «Русская беседа».

Западники тоже не все принимали на Западе. Они осуждали культ денег, наживы, личной выгоды, процветающие в Европейских странах с развитием капитализма. Но полагали, что именно западный путь наиболее естественный и разумный для России. Этот путь должен привести к равенству всех людей перед законом, установлению личных свобод, к победе либерализма.

Западнические журналы: «Отечественные записки» и «Современник».

Роман - крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса. Повесть по отношению к роману является «средней» по величине жанровой формой, а рассказ - «малой». Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление.

V. Применение. Формирование умений и навыков

1. Ответы на вопросы (в группах):

Почему в 60-е годы XIX века особенно оживилась общественная жизнь России? Как это отразилось на литературном процессе?

Расскажите о взглядах на будущее России западников и славянофилов.

Расскажите о роли журналистов и литературной критики в общественной жизни.

VI. Итоги урока.

- Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века.

- Реализм становится главенствующим направлением в искусстве.

- Новый (критический) реализм складывается в XIX веке.

-  Предметом анализа становится внутренний мир человека.

- Основные признаки русского реализма:

1) социальная и психологическая типизация;

2) герой не только тип, но и индивидуальность;

3) наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды - в противовес романтикам);

4) точность воспроизведения деталей;

5) отсутствие однозначной авторской оценки;

6) эволюция характера героя под влиянием обстоятельств;

7) любимые жанры реалистов - роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет;

8) стремление приблизить язык произведения к живой речи.

- Роман – господствующий жанр в литературе второй половины XIX века.

- Демократизация литературы (народ – действующее лицо художественных произведений).

- Развитие отечественной критики (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев).

- Гражданский пафос литературы.

- Основные вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?».

- Работа журналов, дискуссия между журналами.

- Развитие драматургии – становление русского национального театра.(А.Н. Островский).

- Новый герой: самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Единство человеческой судьбы с судьбой народа.

VII. Этап информации о домашнем задании

Каждая творческая группа готовит выступление на одну из тем:

«Расцвет реализма в живописи во второй половине 19 века; художники-передвижники». «Расцвет реализма в музыке во второй половине 19 века; «Могучая кучка».

«Выдающиеся деятели театрального искусства второй половины 19 века».

«Научные открытия второй половины 19 века»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!