СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 11 класс. Тема: Переосмысление евангельских сюжетов в философской повести Л.Андреева «Иуда Искариот».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести; совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации; развивать навыки критического мышления; воспитывать любовь к слову.

Оборудование: портрет Л.Андреева, выставка его книг, Новый завет и Псалтырь от Матвея глава 26, репродукция картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,репродукции картн на евангельские сюжеты,  карточки с заданиями для групп (пар).

Тип урока: комбинированный.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 11 класс. Тема: Переосмысление евангельских сюжетов в философской повести Л.Андреева «Иуда Искариот».»

Урок литературы. 11 класс.

Тема: Переосмысление евангельских сюжетов в философской повести Л.Андреева «Иуда Искариот».

Цель: познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести; совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации; развивать навыки критического мышления; воспитывать любовь к слову.

Оборудование: портрет Л.Андреева, выставка его книг, Новый завет и Псалтырь от Матвея глава 26, репродукция картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,репродукции картн на евангельские сюжеты, карточки с заданиями для групп (пар).

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

В первом номере журнала «Сатирикон», который вышел, как известно, в 1908 году, на последней странице  был расположен портрет-шарж Леонида Андреева. Писалось следующее:

«Радуйтесь, что вы держите в руках номер «Сатирикона». Радуйтесь, что такой человек — ваш современник… Он заглянул в однажды в Бездну, и навсегда ужас застыл в глазах его. И смеялся с тех пор он только леденящим кровь Красным смехом».

Веселый журнал иронизировал над мрачновато-пророческим образом Леонида Андреева, ссылаясь на его рассказы «Бездна» и «Красный смех».

III. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о Л.Андрееве творческих групп.

1 группа. Восхождение.

2 группа. На перепутьях реализма и модернизма.

4 группа. Художественное своеобразие.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Ответы на вопросы.

В чём особенность лица Иуды?

Как это было связано с характером, поведением Иуды?

Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?

2. Выразительное чтение:

- описание портрета Иуды (глава 1).

3. Делают выводы:

- «двойственность», «раздвоенность», противоречие во внешности Иуды;

- противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы.

V. Работа по теме урока.

1. Евангельские темы в живописи.

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. («Тайная вечеря». Икона XVI века)

- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).

Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.

(Россели. «Тайная вечеря». ХVI в. и Симон Ушаков. «Тайная вечеря». Икона XVII века).

- В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

- Сделаем первые выводы. Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем автор нарушает традицию?

2. Евангельские тексты.

Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает об этом. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от Иоанна (чтение и комментарии).

3. Работа с текстом. Заполнение таблицы.


События

Евангелие

«Иуда Искариот» Л.Андреева

Появление Иуды

 

 

Измена Иуды

 

 

Указание на предателя

 

 

Предательство Иуды

 

 

Самоубийство Иуды

 

 

VI. Диагностика понимания.

1. Проблемный вопрос.

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся).

Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).

2. Построение схемы:

корыстолюбие

искушение дьявола

измена

«Тайная вечеря» («и вошёл в него сатана»)

предательство

раскаяние

самоубийство.

VII. Закрепление материала.

1. Работа в парах: «С какой целью совершает предательство Иуда Л.Андреева?»

1 пара. Может быть, потому что любит деньги?

2 пара. Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником?

3 пара. Может быть, потому что любит? А он действительно любит?

4 пара. Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними?

2. Аналитическая беседа.

Своим предательством Иуда провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (ответы учащихся).

VIII. Итог урока.

1. Выводы:

- В лице Христа и Иуды сталкиваются две философские позиции, оспаривающие право властвовать в мире. Все содержание призвано подтвердить уверенность Иуды в господстве зла, и сам Христос чувствует силу страшной правды своего противника.

Вместе с тем Иуду тянет к Христу, ему даже хочется, чтобы он оказался прав.

- Предательство Иуды – это зловещий эксперимент, философский и психологический. Предательство совершается им с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту учения Христа, а с другой – преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди.

- Апофеозом Иуды становится смерть Иисуса, трусливое предательство учеников, чудовищная слепота массы, отвергнувшей великую идею. Иуда может торжествовать. Но все оборачивается трагедией. Эта трагедия состоит в том, что Иуда, понимая Иисуса, жизнь и человеческую природу, влюблен в идею, которую развенчивает. Он страстно хотел бы, чтобы оказалась опровергнутой его собственная философия.

IX. Рефлексия.

Что показалось вам сегодня трудным?

Что сегодня для вас самое главное?

Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

X. Домашнее задание.

1. Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:

«Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева –«предатель поневоле» и что его предательство – оборотная сторона любви к Иисусу?»

«Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

2. Нарисуйте портрет Иуды (по желанию).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!