СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 6 класс на тему:А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен  для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; Способствует  формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 6 класс на тему:А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».»

Урок: А. И. Куприн. рождественский рассказ 
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», его проблематике; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

 коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;

 эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечатьна вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своихчувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ).

Оборудование: портрет А. И. Куприна; выставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)..

Сценарий урока

Жизнь дана на добрые дела.

Русская пословица

I. Постановка целей и задач урока.

– С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам, как: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.

Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.

Устный рассказ ученика «Краткая биография писателя А. И. Куприна». (Можно подготовить и продемонстрировать презентацию из 7–10 слайдов.)

II. Изучение нового материала.

1. Чтение рассказа «Чудесный доктор» учителем (можно заменить выборочным чтением).

Вопросы для беседы:

– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. И. Куприна?

– Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)

– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?

– Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?

– В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали… На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)

– Почему мальчуганам трудно было оторваться от «этого очаровательного зрелища»? («Во всем чувствуется приближениеРождества: звуки польки, сияющие елки, визг, яркие витрины,нарядные дамы».)

– В каком ином мире живут эти мальчуганы? (Устный ответ с цитированием.)

– Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите антитезу в тексте.

– Известен ли кому-нибудь из вас «запах нищеты»? (Читали об этом у В. Короленко «Дети подземелья».)

– Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему?

– Как семья оказалась в такой бедственной ситуации?

– Как члены семью выходят из положения, как они относятся друг к другу?

2. Чтение по ролям фрагмента «Разговор с матерью».

– Итак мы знаем, что мать просила сыновей передать письмо бывшему хозяину мужа. Мальчуганы возвратились домой. (Чтение по ролям.)

– Какие события произошли дальше?

– Опишите портрет отца.

– Что предпринимал Мерцалов, чтобы изменить ситуацию?

– Какой выход из ситуации вы могли бы предложить Мерцалову как отцу трех детей? (Действительно, безвыходных ситуаций не бывает. Человек живет среди других людей. И всегда найдется тот, кто чем-то, но поможет. Ситуация начнет выравниваться. Нельзя падать духом, надо всегда верить в лучшее.)

2. Словарная работа.

– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Вопросы для беседы:

– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?

– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажите об этом.

– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»?

– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.

– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал?(Хотел подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)

Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.

– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, святой человек.)

Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу.

– Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?

3. Особенности рождественского рассказа.

В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы ихарактеризующийся определенной спецификой в сравнении страдиционным жанром рассказа.

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»?(1, 2, 3 особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и милосердия.)

4. Презентация выставки книг «Рождественские рассказы русских писателей» (проводит учитель).

Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Итак, сегодня мы узнали некоторые факты из биографии А. И. Куприна. Прочитали рассказ «Чудесный доктор», обозначили проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд на мир нам интересны. Об актуальности проблем, о современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке.

– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?(Высказывания учащихся.)

– Кого из одноклассников можете назвать вдумчивым читателем и почему? (Высказывания учащихся.)

– Какие у вас есть пожелания по организации следующего урока по творчеству А. И. Куприна? (Высказывания учащихся.)

– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами:

1. Быть «чудесным доктором» – это значит...

2. Чудо – это...

3. А главное – ...

4. Милосердие я понимаю так...

5. Рассказ заставил меня задуматься...

6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...

7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...

8. Актуальность рассказа заключается в том, что...

9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...

10. Я благодарна А. И. Куприну...

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ рассказа и составить план биографии писателя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!