Пафос и тема стихотворения С.А.Есенина «Разбуди меня завтра рано…».
Цели:
1. Формировать у учащихся представления о лирике С. А. Есенина. Научить определять пафос и тему стихотворения.
2. Формировать исследовательские навыки учащихся, навыки анализа лирического произведения.
3. Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову, развивать умение чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.
Термины и понятия
Пафос и тема, художествен-изобразительные средства стихотворения.
Методы работы.
Лексическая работа.
Самостоятельная исследовательская работа ( работа в парах)
Беседа.
Обсуждение в группах.
Защита проекта.
Планируемый результат
Личностные умения:
– развитие умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.
Метапредметные умения:
Познавательные: -
умение осуществлять смысловое чтение лирического произведения С. А. Есенина.
Регулятивные:
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Предметные
умения:
– умение определять пафос и тему стихотворения.
– умение находить в тексте изобразительно -выразительные средства языка.
– умение выявить авторскую позицию, проявившуюся в стремлении поэта, вдохновлённого переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям.
Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Песнь о собаке»
3. Тема урока ( слайд 1)
4. Определите задачу нашего урока, опираясь на тему.
5. Ролик В.В.Путин читает отрывок из стихотворения.
- Какова основная тема лирики Есенина?
6. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»
(стр.147 – 148) (слайд 2)
- О чем это стихотворение? Какова его тема? ( Любовь к малой родине)
- Каким настроением, по-вашему, проникнуто это стихотворение?
7. Прослушивание фонохрестоматии.
- Совпадает ли первоначальное впечатление с тем, которое сложилось после прослушивания?
- Какова же эмоциональная окраска стихотворения? ( Восторженная, радостная, жизнеутверждающая)
Л.С. - В литературе есть специальный термин, который обозначает – эмоциональный настрой произведения. Откройте литературные словари, запишите новый термин. (Пафос - (от греч. pathos - страсть, чувство) эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, восторженный и т.д.) (слайд 3)
8. Для того чтобы лучше понять смысл стихотворения, мы должны провести исследовательскую работу: найти средства изобразительности; устаревшие слова, значение которых непонятно; определить размер и вид рифмы стихотворения. Работа в парах, опираясь на текст стихотворения в учебнике.
9. Физкультминутка.
10. Анализ стихотворения.
- Стихотворение было написано в 1917 году после октябрьской революции, а опубликовано в газете «Вечерние известия».
- Какие основные образы создаёт поэт? (Образ деревни, матери и природы).
- Каким размером написано стихотворение? (3-х стопный анапест)
- Что такое анапест? (трёхсложный стихотворный размер, с ударение на 3, 6, 9 и т.д. слоге)
- Какие устаревшие слова использует Есенин? Что они обозначают? ( Куща, пуща, кров, горница, курган)
- Какую рифму использует автор? ( Перекрёстную. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 стихи)
- К кому обращается лирический герой? С какой просьбой? (К матери, просит разбудить его завтра рано)
- Зачем ему рано надо проснуться? (Он идёт встречать дорого гостя)
- Знаем ли мы кто этот гость? (Нет)
- Известно ли почему он дорого лирическому герою? (Нет)
- Почему же тогда гость ему дорог? ( Под гостем подразумевается талант поэта, потому что дальше он говорит: «Я скоро стану знаменитый русский поэт»)
- Почему у него «золотая дуга»? (Символ радуги – что-то красивое, светлое, вселяющее надежду на лучшее)
- Почему гость приедет на рассвете? (Т.к. стихотворение написано после октябрьской революции, то рассвет – это символ будущего, завтрашнего дня)
- Что символизирует кобылица и почему у неё красный хвост? (Это мечты о будущем, которое скоро принесёт положительные изменения в жизни лирического героя)
- Найдите в стихотворении интонации ожидания радостных перемен в судьбе поэта? (Говорят, что я скоро стану// Знаменитый русский поэт)
- С помощью каких средств изобразительности поэту удаётся передать настроение?
( Эпитеты, метафоры, олицетворение, цветовые эпитеты, инверсия)
- Какие эпитеты использует поэт? (Терпеливая мать, дорогого гостя, знаменитый русский поэт)
Метафоры? (Шапку –месяц пригнуть под кустом,//И игриво взмахнёт кобылица…;
И на песни мои прольётся// Молоко твоих рыжих коров.)
- Цветовые эпитеты? ( Золотую дугу, красным хвостом, рыжих коров).
- К каким инверсия прибегает Сергей Александрович? (Треплет ветер, взмахнёт кобылица, воспою я, прольётся молоко).
11. Работа в группах ( подготовка коллективного проекта)
1 группа готовит выразительное чтение.
2группа подбирает музыкальное произведение, соответствующее пафосу стихотворения.
3 группа готовит презентацию ( 5 – 7 слайдов) из предложенных фотографий.
Прекрасные стихи Есенина. Тема самая простая - это родина. Есенин очень любил свою родину, но любил её самую простую, деревенскую, застенчивую, скромную. Он любил свой дом, сад, коров, лошадей, собак. Всё это ему бесконечно дорого. Он мечтает о славе, но мечты его опять обращены к простому и близкому, невыразимо прекрасному и дорогому - к матери, к дому, к родине.
12. Защита проекта: представитель от первой группы читает стихотворение под музыкальное сопровождение и презентацию, подготовленные двумя другими группами.
- Удалось ли вам почувствовать переживания, настроение, эмоции поэта. Если да, то вы поняли пафос стихотворения.
13. Оценка проекта группами.
Обучающиеся в группах оценивают получившийся проект.
14. Выставление оценок за урок.
15. Домашнее задание (слайд 4): 1.Выучить стихотворение наизусть. 2. Прочитать статью «В мире художественного слова С.А.Есенина» (стр.149 – 151)
16. Рефлексия.
- Оцените сегодняшний урок. На доске листики с надписями: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и неинтересно» приклейте свой смайлик на тот листик, который отражает ваше мнение.