СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 6 класс "Пафос и тема стихотворения С.А.Есенина "Разбуди меня зывтра рано..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК Г.С.Меркина. Анализ стихотвореня, работы в группах, создание коллективного проекта по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 6 класс "Пафос и тема стихотворения С.А.Есенина "Разбуди меня зывтра рано..."»

Пафос и тема стихотворения С.А.Есенина «Разбуди меня завтра рано…».

Цели:

1. Формировать у учащихся представления о лирике С. А. Есенина. Научить определять пафос и тему стихотворения.

2. Формировать исследовательские навыки учащихся, навыки анализа лирического произведения.

3. Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову, развивать умение чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.

Термины и понятия

Пафос и тема, художествен-изобразительные средства стихотворения.

Методы работы.

Лексическая работа.

Самостоятельная исследовательская работа ( работа в парах)

Беседа.

Обсуждение в группах.

Защита проекта.

Планируемый результат 

Личностные умения: 
– развитие умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.

Метапредметные умения: 
Познавательные: -

умение осуществлять смысловое чтение лирического произведения С. А. Есенина.
Регулятивные: 
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 
Предметные 
умения: 
– умение определять пафос и тему стихотворения.
– умение находить в тексте изобразительно -выразительные средства языка.
– умение выявить авторскую позицию, проявившуюся в стремлении поэта, вдохновлённого переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям.

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения «Песнь о собаке»

3. Тема урока ( слайд 1)

4. Определите задачу нашего урока, опираясь на тему.

5. Ролик В.В.Путин читает отрывок из стихотворения.

- Какова основная тема лирики Есенина?

6. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»

(стр.147 – 148) (слайд 2)

- О чем это стихотворение? Какова его тема? ( Любовь к малой родине)

- Каким настроением, по-вашему, проникнуто это стихотворение?

7. Прослушивание фонохрестоматии.

- Совпадает ли первоначальное впечатление с тем, которое сложилось после прослушивания?

- Какова же эмоциональная окраска стихотворения? ( Восторженная, радостная, жизнеутверждающая)

Л.С. - В литературе есть специальный термин, который обозначает – эмоциональный настрой произведения. Откройте литературные словари, запишите новый термин. (Пафос - (от греч. pathos - страсть, чувство) эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, восторженный и т.д.) (слайд 3)

8. Для того чтобы лучше понять смысл стихотворения, мы должны провести исследовательскую работу: найти средства изобразительности; устаревшие слова, значение которых непонятно; определить размер и вид рифмы стихотворения. Работа в парах, опираясь на текст стихотворения в учебнике.

9. Физкультминутка.

10. Анализ стихотворения.

- Стихотворение было написано в 1917 году после октябрьской революции, а опубликовано в газете «Вечерние известия».

- Какие основные образы создаёт поэт? (Образ деревни, матери и природы).

- Каким размером написано стихотворение? (3-х стопный анапест)

- Что такое анапест? (трёхсложный стихотворный размер, с ударение на 3, 6, 9 и т.д. слоге)

- Какие устаревшие слова использует Есенин? Что они обозначают? ( Куща, пуща, кров, горница, курган)

- Какую рифму использует автор? ( Перекрёстную. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 стихи)

- К кому обращается лирический герой? С какой просьбой? (К матери, просит разбудить его завтра рано)

- Зачем ему рано надо проснуться? (Он идёт встречать дорого гостя)

- Знаем ли мы кто этот гость? (Нет)

- Известно ли почему он дорого лирическому герою? (Нет)

- Почему же тогда гость ему дорог? ( Под гостем подразумевается талант поэта, потому что дальше он говорит: «Я скоро стану знаменитый русский поэт»)

- Почему у него «золотая дуга»? (Символ радуги – что-то красивое, светлое, вселяющее надежду на лучшее)

- Почему гость приедет на рассвете? (Т.к. стихотворение написано после октябрьской революции, то рассвет – это символ будущего, завтрашнего дня)

- Что символизирует кобылица и почему у неё красный хвост? (Это мечты о будущем, которое скоро принесёт положительные изменения в жизни лирического героя)

-  Найдите в стихотворении интонации ожидания радостных перемен в судьбе поэта?  (Говорят, что я скоро стану// Знаменитый русский поэт)

- С помощью каких средств изобразительности поэту удаётся передать настроение?

( Эпитеты, метафоры, олицетворение, цветовые эпитеты, инверсия)

- Какие эпитеты использует поэт? (Терпеливая мать, дорогого гостя, знаменитый русский поэт)

Метафоры? (Шапку –месяц пригнуть под кустом,//И игриво взмахнёт кобылица…;

И на песни мои прольётся// Молоко твоих рыжих коров.)

- Цветовые эпитеты? ( Золотую дугу, красным хвостом, рыжих коров).

- К каким инверсия прибегает Сергей Александрович? (Треплет ветер, взмахнёт кобылица, воспою я, прольётся молоко).

11. Работа в группах ( подготовка коллективного проекта)

1 группа готовит выразительное чтение.

2группа подбирает музыкальное произведение, соответствующее пафосу стихотворения.

3 группа готовит презентацию ( 5 – 7 слайдов) из предложенных фотографий.


Прекрасные стихи Есенина. Тема самая простая - это родина. Есенин очень любил свою родину, но любил её самую простую, деревенскую, застенчивую, скромную. Он любил свой дом, сад, коров, лошадей, собак. Всё это ему бесконечно дорого. Он мечтает о славе, но мечты его опять обращены к простому и близкому, невыразимо прекрасному и дорогому - к матери, к дому, к родине.

12. Защита проекта: представитель от первой группы читает стихотворение под музыкальное сопровождение и презентацию, подготовленные двумя другими группами.

- Удалось ли вам почувствовать переживания, настроение, эмоции поэта. Если да, то вы поняли пафос стихотворения.

13. Оценка проекта группами.

Обучающиеся в группах оценивают получившийся проект.

14. Выставление оценок за урок.

15. Домашнее задание (слайд 4): 1.Выучить стихотворение наизусть. 2. Прочитать статью «В мире художественного слова С.А.Есенина» (стр.149 – 151)

16. Рефлексия.

- Оцените сегодняшний урок. На доске листики с надписями: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и неинтересно» приклейте свой смайлик на тот листик, который отражает ваше мнение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!