Урок литературы. 7 класс.
«Не дать погаснуть живому огню». Рассказ Е.И.Носова «Живое пламя».
Цели:
углубить сведения о жизни Е.И.Носова; познакомить с творческой манерой писателя; повторить понятие «миниатюра»; углубить навыки анализа текста; работать над выразительным чтением; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
1) портрет Е.И.Носова;
2) выставка книг: «На рыбачьей тропе», «Красное вино победы», Е.Д.Спасская «Книга о Мастере», «Краски родной земли. Е.И.Носов: писатель и художник»;
3) стихотворение А.Шитикова «Слово о старшем друге» (Приложение к журналу «Литература в школе» № 5, 2006г.);
4) отрывки из писем Н.Камырина брату, письмо М.Водопьянова сыну Василию («Литература в школе» №3, 1995 г.;
5) выставка рисунков обучающихся;
6) карта Курской области;
7) домашние сочинения обучающихся;
8) запись песни «Маки» Ю.Антонова
Ход урока
1.Вступительное слово и работа с эпиграфом к уроку.
Он не может без печали
Писать о прожитом пути:
Бои остались за плечами,
А боли жгучие в груди.
Так писал о своём земляке Е.И.Носове в стихотворении «Слово о старшем друге» курский поэт Алексей Шитиков.
- Что вы сразу почувствовали, что поняли из этих строк?
( Е.И.Носов – писатель-фронтовик. Война оставила неизгладимый след в его сердце, в его памяти. О днях суровых испытаний он вспоминает в своих произведениях с болью и горечью.)
Тема войны всегда была главной в произведениях писателей-фронтовиков. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами родную землю, нельзя вычеркнуть из памяти ужасов войны. Боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами.
Окопы старые
Закрыты пашнями,
Осколки острые
Давно поржавели.
Но память полнится
Друзьями павшими
И сны тревожные
Нас не оставили.
(А.Жигулин.)
2. Биография писателя.
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925и года в селе Толмачёво, недалеко от Курска.
(Показать на карте)
О родном селе он рассказал в автобиографии.
(Ученица читает отрывок):
«Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалёкого города Курска, высоко вознёсшегося своими холмами и соборами.
Из деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и ещё более далёкие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература – главная стезя моей жизни…»
18-летним пареньком в 1943 году , расставшись с родными местами, Е.И.Носов ушёл на фронт, сражался в составе противотанковой бригады. На подступах к Кёнигсбергу в 1945 году был тяжело ранен и осенью того же года вернулся домой. С мыслью об учёбе в 9 классе пришлось расстаться сразу же. «Помню, - пишет позднее Евгений Иванович, - когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думали, что я новый учитель…» Е.И.Носов был награждён двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Сначала он работает художником-оформителем в газете, затем литературным сотрудником.
Всё пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны - вновь начало проходить перед духовным взором Е.И.Носова, оживать в особом, преображённом виде и складываться в единую книгу о всей России.
В 1958 году он издаёт первую книгу рассказов «На рыбачьей тропе».
3. Беседа по прочитанным рассказам из книги «На рыбачьей тропе»
- С какими рассказами из этого сборника вы уже знакомы? Что вам особенно запомнилось?
«Трудный хлеб»: Рассказ о спаниеле Чанге, который, несмотря на слепоту, честно служил своему хозяину. Это рассказ и о хозяине Чанга, настоящем человеке, умеющем ценить верность и преданность. Он брал своего четвероногого друга на охоту, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
«Белый гусь»: Рассказ о важной птице, которая в минуты опасности защищает своих детей. Белый гусь погиб, закрывая своих детей от града.
«Радуга»: В рассказе создан запоминающийся образ мальчика Евсейки, пытающегося догнать радугу.
Эти рассказы объединяют раздумья о связи человека и природы. Они как зарисовки натуралиста, природоведа. «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристому одуванчику, сотканному из пуха и воздуха, пронизанному солнцем. Всем этим можно только любоваться. Тронул – и всё испортил», - так считал Е.И.Носов.
4. Анализ рассказа «Живое пламя».
- Рассказ «Живое пламя» тоже входит в сборник «На рыбачьей тропе», но в нём звучит другая тема – тема памяти. Литературовед, литературный критик В.Чалмаев в статье «Русское поле» писал о том, что «в рассказе «Живое пламя» чувствуется немалое напряжение, постоянная работа мысли и чувства писателя, связанная с восстановлением важных, прерванных войной взаимосвязей».
- Это рассказ-миниатюра. Вспомните определение миниатюры.
(Это произведение искусства малой формы).
- О чём же эта миниатюра? Давайте разберёмся в прочитанном.
- Что вы узнали о жизни тёти Оли, героини рассказа?
- Чем она занимается?
(Пытаясь унять душевную боль, она занялась разведением цветов).
- В рассказе Ольга Петровна не жалуется на судьбу, не плачет. Но глубокая печаль переполняет эту женщину. Иногда скорбь выражается в словах, в мимике, жестах, осанке Ольги Петровны. В любом художественном произведении, в том числе и в миниатюре, образные выражения, слова имеют огромное значение. Поэтому, анализируя рассказ, будьте вдумчивы, внимательны к слову, на это и рассчитывал писатель.
- Перечитайте строки, рисующие клумбу Ольги Петровны. Как здесь нарисованы маки?
- Почему Ольга Петровна раньше с предубеждением относилась к этим цветам?
- Обратили ли вы внимание на то, что для описания маков автор использует глаголы совершенного вида, а когда рисует другие цветы – несовершенного вида? Как вы думаете, почему?
- Сравните описание маков с описанием других цветов.
(Выразительное чтение отрывка)
- Перечитайте эпизод, где рассказчик и Ольга Петровна рассматривают отцветший мак.
- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тётя Оля?
(Она «сгорбилась, вдруг заторопилась в дом», потому что «сгоревшие» маки, их судьба так близка судьбе её сына Алексея, который погиб, «спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика».)
- А каковы были ваши отклики на прочитанный рассказ?
(Дети зачитывают сочинения).
- На страницах этого небольшого рассказа Е.И.Носов показал жестокость войны. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой? Какие элементы описания быта вам запомнились?
(«тихий старенький домик», «берестяной короб в чулане», «завалинка», «тяжёлая медная кружка с квасом»)
- Для того чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая обстановка. Нужно только одно: осознание того, что Родина только одна у человека. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, город, край, что мы называем словом «Родина».
Наше село тоже освобождали герои. В братской могиле у школы захоронено 72 солдата. На стеле, памятнике, расположенном у дороги за парком, высечено более 500 фамилий воинов-земляков, погибших в годы войны.
- Ребята, кто из вас знает, когда было освобождено от немцев село Ивановское?
- Газета «Правда» от 1 июля 1941 года напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами». Вслушаемся в его содержание.
(Ученик читает письмо).
- 23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М.Водопьянова сыну Василию.
(Ученик читает письмо).
- Что же, судя по этим письмам, привело страну к Победе?
- Героическое прошлое и настоящее всегда рядом. Вернёмся вновь к рассказу. Понятен ли вам смысл образа «буйно пламенеющего мака», то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то «наливающегося густым багрянцем»?
(Ответы учащихся).
- Этот образ в рассказе – символ возвышенного, восторженного, героического. Не случайны сравнения, которые использует автор, рисуя маки. С чем сравнивает автор цветущие маки? А их осыпающиеся лепестки?
( Автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело колыхающимися на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки - с искрами.)
- Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего без оглядки».
- Перечитаем последний абзац рассказа. Как вы объясните употребление метафоры «живой огонь»?
- Героическое прошлое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни нравственного духа народа, его подвигов. Память. Она всегда будет с нами.
Сейчас мы прослушаем песню Ю.Антонова «Маки». Выделите общее, что связывает рассказ и песню.
( Звучит песня).
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на особенность изученного рассказа. В нём нет фронта, нет военных действий, но тема войны, того, какой отпечаток она оставила в душах людей, звучит. Это одна из особенностей творчества Е.И.Носова.
- Дома вы выполнили иллюстрации к рассказу. Давайте их рассмотрим и прокомментируем.
5. Е.И.Носов и его наследие.
Талантливый человек талантлив во всём. Евгений Иванович Носов был Мастером во всём: он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи… Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины.
(Продемонстрировать книгу и работы Е.И.Носова).
Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды как самые лучшие живописные полотна. (Показать фотографии).
Он делал замечательные игрушки из природных материалов. Он был прекрасным инженером – мог починить любые часы, любую техническую неисправность. Не умел он только одного – щадить себя.
Но оставил нам Мастер своё наследие – в каждой строке живёт его душа, в каждой живописной работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, деревья, реки. Они помогали ему жить, дарили радость, как дарит радость нам общение с этим талантливым человеком. Это истинно русский человек. Через всю свою жизнь он пронёс любовь к родной земле. Он служил своему краю и России.
За книгу повестей и рассказов «Шумит луговая овсяница…» писатель удостоен Государственной премии РСФСР имени Горького, за рассказы последних лет – международной премии имени Солженицына. Е.И.Носов был Героем Социалистического Труда, Почётным гражданином города Курска, действительным членом Академии Российской Словесности.
6. Итог урока.
7 Домашнее задание: прочитать рассказ Е.И.Носова «Кукла», ответить на вопросы с.148-149.