СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. "И. А. Крылов. Басня как жанр эпоса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет провести инсценированный урок по творчеству И.А. Крылова, интересная викторина оживит работу на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. "И. А. Крылов. Басня как жанр эпоса"»

Проект открытого урока выполнила учитель русского языка и литературы Фадеева Ольга Ростиславовна (высшая категория)

Проект открытого урока выполнила учитель русского языка и литературы

Фадеева Ольга Ростиславовна (высшая категория)

Кто не слыхал  его живого слова? Кто в жизни с ним  не встретился своей? Бессмертные творения  Крылова Мы с каждым годом  любим всё сильней  М.Исаковский

Кто не слыхал

его живого слова?

Кто в жизни с ним

не встретился своей?

Бессмертные творения

Крылова

Мы с каждым годом

любим всё сильней

М.Исаковский

Иван Андреевич Крылов Из биографии писателя Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.  Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню.  С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.  В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.  9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Иван Андреевич Крылов

Из биографии писателя

Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.

Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню.

С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.

В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки,

где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:  1. Основное повествование. Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира,  олицетворение, эзопов язык.  2. Мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык.

2. Мораль.

Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Композиция басни поучительная часть (мораль) повествовательная часть

Композиция басни

поучительная

часть (мораль)

повествовательная

часть

Аллегория —иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы. Сатира —злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить. Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят. Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы, Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года: Зима недаром злится. Прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора…  Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца Эзопа)

Аллегория —иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.

Сатира —злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль

( по имени греческого баснописца Эзопа)

Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э.,  был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни Эзоп. Картина 17 века Рисунок 15 века к басням Эзопа

Эзоп - древнегреческий баснописец,

раб, жил в 6 веке до н.э.,

был очень остроумным и популярным человеком своего времени,

считается родоначальником жанра басни

Эзоп. Картина 17 века

Рисунок 15 века к басням Эзопа

Осёл и соловей. Осёл увидел соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?» Тут Соловей являть своё искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша пастух им любовался И только иногда, внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом: «Изрядно, говорит, сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком ты с нашим петухом; Ещё б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави Бог и нас от эдаких судей.

Осёл и соловей.

Осёл увидел соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша пастух им любовался

И только иногда, внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, говорит, сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави Бог и нас от эдаких судей.

Что это за басня? Квартет Лебедь, Щука и Рак Мартышка и Очки Мартышка и Зеркало Слон и Моська Волк и Ягнёнок Волк на псарне Стрекоза и Муравей

Что это за басня?

Квартет

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и Очки

Мартышка и Зеркало

Слон и Моська

Волк и Ягнёнок

Волк на псарне

Стрекоза и Муравей

Узнаем героя по реплике! «Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!» «А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» «Лишь были б жёлуди: Ведь я от них жирею» «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всём лесу у нас такой певицы нет!» «Я удавилась бы с тоски, Когда б на неё хоть чуть была похожа»

Узнаем героя по реплике!

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!»

«А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком»

«Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею»

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!»

«Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа»

Проверь себя! 1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?  2. Каковы по жанру его главные произведения?  3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?  4. Что такое басня? Как она устроена?  5. Какими чертами обладает басня, что отличает её от других  жанров эпоса?  6. Назовите известные вам басни Крылова.

Проверь себя!

1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?

2. Каковы по жанру его главные произведения?

3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?

4. Что такое басня? Как она устроена?

5. Какими чертами обладает басня, что отличает её от других

жанров эпоса?

6. Назовите известные вам басни Крылова.

Иван Андреевич Крылов Домашнее задание: Многие строки басен Крылова обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память.  1.Предлагаю вам найти их в баснях Крылова и выписать в тетрадь по литературе.  2.Выразительное чтение одной из басен (на выбор).

Иван Андреевич Крылов

Домашнее задание:

Многие строки басен Крылова обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память.

1.Предлагаю вам найти их в баснях Крылова и выписать в тетрадь по литературе.

2.Выразительное чтение одной из басен

(на выбор).

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, — Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье спёрло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал—с ним была плутовка такова. ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал—с ним была плутовка такова.

ВОРОНА И ЛИСИЦА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!